научная статья по теме СИМВОЛИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ЦЕРКВИ В ТРАКТАТЕ ГИЙОМА ДЮРАНА RATIONALE DIVINORUM OFFICIORUM История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СИМВОЛИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ЦЕРКВИ В ТРАКТАТЕ ГИЙОМА ДЮРАНА RATIONALE DIVINORUM OFFICIORUM»

УДК 94(4)"12"

Н.А. Ломакин

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ЦЕРКВИ В ТРАКТАТЕ ГИЙОМА ДЮРАНА «RATIONALE DIVINORUM OFFICIORUM»

Статья посвящена проблемам восприятия сакрального пространства и отношения к символу в рамках традиции средневековых аллегорических толкований литургии. Главным источником послужил раздел о символике церковной архитектуры трактата «Rationale divinorum officiorum» Гийома Дюрана (конец XIII в.). В первой части статьи рассматриваются основные особенности описания и интерпретации пространства церкви в толкованиях литургии. Во второй части с привлечением сравнительного материала анализируется изменение семантики отдельных частей церкви в литургических трактатах. Гийом Дюран стремился переосмыслить традиционный для его предшественников образ церковного здания как своеобразного воспроизведения Храма Иерусалима и понимал архитектуру главным образом в качестве способа репрезентации отношений внутри Церкви как общины христиан на земле.

Ключевые слова: экзегеза, литургия, церковная архитектура, толкование, метафора, сакральное пространство, символизм.

По мнению многих современных литургистов расцвет традиции аллегорических толкований литургии (условно называемых expositiones missae, «объяснениями богослужения», по наиболее распространенному названию для этого жанра) пришелся на XII в. К этому времени относятся классические творения Гуго Сен-Викторского (ум. 1141), Гонория Отенского (ум. 1156), Сикарда Кремонского (ум. 1215) и пр.1 Следующее столетие обычно характеризуется как период ослабления интереса к ми-

1 О средневековых толкованиях богослужений см.: Franz A. Die Messe im deutschen Mittelalter. Beiträge zur Geschichte der Liturgie und des religiösen Volkslebens. Freiburg im Breisgau, 1902; Wilmart A. Expositio missae // Dictionnaire d'archéologie chrétienne et de liturgie. P., 1922. Vol. 5. Col. 1014-1027; Jungmann J.A. Missarum Solemnia. Eine genetische Erklärung der römischen Messe. Wien, 1952. Bd. 1. S. 98-223; Gy P.-M. Expositiones missae // Compagnie de Saint-Sulpice: Bulletin du Comité des études. 1958. Vol. 22. P. 223-232; HäusslingA. Messe (Expositiones missae) // Dictionnaire de Spiritualité. P., 1980. Vol. 10. Col. 1083-1090; Schaefer M.M. Twelfth Century Latin Commentaries on the Mass: Christological and Ecclesiological Dimensions: [Diss.]. 1983; Reynolds R.E. Liturgy, Treaties on // Dictionary of the Middle Ages. Princeton, 1986. Vol. 7. P. 624-633; Kilmartin E.J. The Eucharist in the West: History and Theology. Collegeville (Minn.), 1998. Barthe C. The «Mystical» Meaning of the Ceremonies of the Mass; Liturgical Exegesis in the Middle Ages // The Genius of the Roman Rite: Historical, Theological, and Pastoral Perspectives on Catholic Liturgy. Chicago, 2010. P. 179-197.

стике богослужений и аллегорическим толкованиям в целом. По мнению Й. Юнгманна это связано с натиском аристотелевской концепции мира в интеллектуальной среде и как следствие - с изменением отношения к символизму материальных объектов (так, один из виднейших богословов эпохи, Альберт Великий, откровенно порицал аллегорические толкования)2. На этом фоне появление в конце XIII в. «Рационала божественных служб» (Rationale divinorum officiorum)3 - колоссального по своему

2 Альберт Великий назвал аллегорические толкования «противными всем верующим». См.: Albertus Magnus. De sacrificio missae. III 15. 2 // Idem. Opera omnia / Ed. A. Borgnet. P., 1899. T. 38. P. 1-189 (Цит. по: Jungmann J.A. Mis-sarum Solemnia. Bd. 1. S. 150).

3 Критическое изд.: Guillelmi Duranti. Rationale Divinorum Officiorum / Ed. A. Davril, T.M. Thibodeau: 3 t. Turnhout, 1995-2000. (Corpus Christianorum; 140). Далее все ссылки на «Рационал» приводятся по этому изд.: RDO с указанием книги, главы и титула. Пер.: Rational ou manuel des divins offices de Guillaume Durand, évéque de Mende au treizième siècle ou raisons mystiques et historiques de la liturgie catholique / Trad. Ch. Barthélémy: 5 vol. P., 1854; The Symbolism of Churches and Church Ornaments by William Durandus / Trans. J.M. Neale, B. Webb. N.Y., 1896; The Rationale divinorum officiorum of William Durand of Mende: a New Translation of the Prologue and Book One / Transl. T.M. Thibodeau. N.Y., 2007. Существуют также нем. и фр. пер. XIV в. и рус. пер. последней книги сочинения, сделанный в конце XV в. (сохранился в единственной рукописи: РНБ. Погод. № 1121). О рус. пер. см.: Бенешевич В.Н. Из истории переводной литературы в Новгороде конца XV столетия // Сб. ст. в честь акад. А.И. Соболевского. Л., 1928. С. 378-380; Медведев И.П. К истории изучения переводной новгородской письменности конца XV столетия // Новгородский исторический сб.. 1997. Вып. 6 (16). С. 166-174. Перевод названия трактата представляет определенную проблему. Термин «Рационал» в данном случае показался нам наиболее приемлемым по нескольким причинам. Во-первых, он соответствует уже установившейся традиции перевода подобных названий католических литургических книг: «Pontificale» обычно передается на русский как «понти-фикал», «Missale» - как «миссал». Во-вторых, название трактата «Rationale» лежит в традиции, заложенной Сикардом Кремонским (о нем см. ниже), озаглавившим свое толкование богослужения «Mitrale»: оба термина восходят к названиям деталей епископских одеяний - рационалу (нагрудному украшению) и митре - и отсылают к авторитету епископа. О том, что именно библейское описание нагрудного украшения - «Rationale iudicii» в Вульгате и «наперст-ника» Синодального перевода Библии (Исх. 28:15-30) - следует использовать как ключ для понимания названия трактата, пишет сам Гийом Дюран (RDO. Proh. 16). В русскоязычной традиции термин либо оставляют без перевода (см. в указанных работах В.Н. Бенешевича и И.П. Медведева), либо переводят «по смыслу», «Учебник божественных служб» (Ткаченко А.А. Дуранд // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 16. С. 346-348), «Книга о божественной службе» (Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии / Пер. с фр. В.А. Мильчиной. М., 1998 С. 225).

объему и охвату материала литургического компендиума известного к тому времени канониста Гийома Дюрана (Старшего) (ок. 1230-1296)4 кажется чем-то из ряда вон выходящим. Масштаб работы впечатляет - в 8 книгах, составляющих «Ра-ционал», тщательным образом рассмотрены символика здания церкви, богослужебных одеяний, мессы, служб дневного и годичного циклов, а также устройство церковной иерархии и календаря.

Трактат Гийома Дюрана довольно быстро получил распространение в основных университетских центрах Италии и Франции (в первую очередь в Болонье и Париже)5 и был растиражирован в десятках рукописей, попавших в библиотеки монастырей и кафедральных соборов (на настоящий момент известно 139 рукописей, содержащих полный текст трактата). В XV в. «Рационал» стал одной из первых печатных книг и затем неоднократно переиздавался6. Хотя литургические трактаты на различные темы появлялись в большом количестве и позднее, чего-либо подобного сочинению Г. Дюрана в области толкования богослужений так и не было создано. Отмечая этот факт, известный литургист П. Геранже в середине XIX в. назвал «Рацио-нал» «последним словом Средних веков в сфере мистики богослужений»7.

Трактат был создан на пике карьеры Гийома Дюрана, родившегося в Провансе, получившего юридическое образование в Болонье и с 1264 г. находившегося при папской

4 О транскрипции родового имени Гийома Дюрана см.: Andrieu M. Le Pontifical romaine au Moyen Âge. Città del Vaticano, 1940. Vol. 3. P. 3-4. Not. 1. (Studi i testi; 88).

5 При этом распространение трактата при помощи пеций, т.е. силами самих студентов, было весьма ограничено. Так, Дж. Мурано указывает лишь 14 пеци-альных рукописей. См.: Murano G. Opere diffuse per exempar e pecia. Turnhout, 2005. P. 483-484. См. также: Guyot B.G. Excursus I. Diffusion universitaire de la 2e redaction du Rationale // Guillelmi Duranti. Rationale Divinorum Officiorum. T. 3. P. 218-225.

6 О распространении трактата см.: Albaric M. Les éditions imprimés du Rationale divinorum officiorum de Guillaume Durand de Mende // Guillaume Durand, evêque de Mende (v. 1230-1296): Canoniste, liturgiste et homme politique: Actes de la Table Ronde du C.N.R.S., Mende, 24-27 mai 1990. P., 1992. P. 183-200. Пик популярности «Рационала» пришелся на XV - начало XVI в. Несмотря на то, что некоторые богослужебные традиции, описанные Г. Дюраном, могли считаться устаревшими после Тридентской реформы, несколько изданий трактата вышли и в XVII в.

7 Guéranger P. Institutions liturgiques. P., 1840. Vol. 1. P. 342.

курии8. К работе над литургическим трактатом Г. Дюран приступил ок. 1286 г. после окончания второй редакции другого своего важного сочинения - «Зерцала права» (Speculum iudicale). «Рационал» был закончен, по всей видимости, уже в г. Манде ок. 1291 г. (Дюран был избран епископом Манда в 1285 г., однако по разным причинам доехал до своего диоцеза лишь спустя пять лет). Параллельная работа над сборниками чинов епископских («Понтификалом»)9 и ординарных («Ординарием»)10 богослужений и второй редакцией «Рационала» в Манде в 1292-1295 гг. отразилась на характере исправлений, внесенных автором в текст толкований. Составляя «Понтификал», Дюран детально ознакомился с многочисленными римскими чинами папских богослужений (включенных в так называемый Понтификал XIII в.)11, что объясняет появление римской «конкретики» в рассуждениях о богослужениях литургического года шестой и седьмой книги «Рационала». Написанные в Манде сочинения стали последними работами Дюрана - в 1296 г. он скончался в Риме, куда был вызван для выполнения очередного административного поручения.

Причины, побудившие Дюрана создать столь обширное полотно символического мира литургии, до сих пор не прояснены. Сам автор указывает на дидактическую направленность трактата: священникам, по его мнению, полагается быть образованными в таинствах, в то время как «сегодня они плохо понимают или же вообще [не знают], что обозн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком