научная статья по теме “СИНДРОМ ПАК ЧОНХИ”: ИСТОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ. ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ Социология

Текст научной статьи на тему «“СИНДРОМ ПАК ЧОНХИ”: ИСТОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ. ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ»

URL: http://www.segye.com/content/html/2014/01/08/20140108005593.html70utUrkdaum

y|Sf<a. Чад MSS tJS: Е^ШЧЁ *Ю|* // Social

Welfare Policy. 2013. V. 40. P. 87-88. 0|£-£H. Щ tho^'gthg 70% Э-а g5f'//^a|A|oh Al^. 28.11. 2013.

URL: http://www.pressian.com/article/article.asp?article_num=40131127212236 (дата обращения:

15.12.2013)

£|X|£. а\х\Ь // £A|S(- &JS. 1998. N 1. P. 58-65.

S7=||o| Al^. 29.11.2013.

URL: http://www.seoulfn.com/news/articleView.html?idxno=180775 (дата обращения: 15.12.2013) E^itlWfy URL: http://www.kca.go.kr/brd/m_32/view.do?seq=1485&multi_itm_seq=2048 (дата обращения: 17.01.2014)

S^SS 2003 Зхцв^м URL: http://ecos.bok.or.kr/flex/Key100Stat_k.jsp (дата обращения:

15.01.2014)

S^SS ECOS. URL: http://ecos.bok.or.kr/flex/Key100Stat_k.jsp (дата обращения: 17.01.2014) Parfitt Т. Russia's rich double their wealth, but poor were better off in 1990s//The Guardian. 11.04.2011.

© 2015 г.

С. ЧЖАН, С. РА

"СИНДРОМ ПАК ЧОНХИ":

ИСТОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ. ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ

ЧЖАН Сехо (Jang Se Ho) - кандидат политических наук, старший научный сотрудник НК Института российских исследований при Университете иностранных языков Хангук (E-mail: sohill@hanmail.net); РА Сындо (Ra Seungdo) - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник того же университета (E-mail: seungdora@hanmail.net).

Аннотация. Рассматриваются причина и сущность возникновения "синдрома Пак Чонхи", анализируется на теоретическом и гносеологическом уровне полемика относительно деятельности Пак Чонхи, осмысливаются происходящие изменения в дискуссиях о диктатуре масс и теории мобилизационной модернизации. Проводятся исторические параллели с Европой и Россией.

Ключевые слова: "синдром Пак Чонхи" • диктатура развития • модернизация • диктатура масс • мобилизованная модернизация

Республика Корея (РК) часто выступает в качестве примера страны, в которой было успешно проведено сразу два революционных преобразования, а именно: индустриализация и демократизация. Этот успех был настолько впечатляющим, что страну стали называть "восточноазиатским чудом". Однако подобная "двойная революция по-корейски", ставившая целью модернизацию страны, предполагала многочисленные жертвы и испытания. Значит, помимо парадной, лицевой стороны есть также неприглядная, теневая. В этом контексте эпоха Пак Чонхи, ставшая поворотным периодом обретения черт современного государства, оставила в корейцах и корейском обществе противоречивые чувства, запечатлевшись в антагонизмах: экономические достижения противопоставляются репрессиям и экспроприации, индустриализация -демократизации, эксплуатация - модернизации, а рост, сопровождаемый распреде-

Исследование выполнено при финансовой поддержке Университета иностранных языков Ханкук (This work was supported by Hankuk University of Foreign Studies Research Fund).

лением, - росту неравенства. На полюсах подобных противоречивых оценок располагаются корейские консерваторы и корейские прогрессисты.

Во второй половине 1990-х гг. РК неожиданно накрыла ностальгия по этой эпохе. Этот феномен получил название "синдром Пак Чонхи", он стал объектом повышенного интереса и вызвал яростную полемику. Мы рассмотрим причину его возникновения, его сущность и формы, а также проанализируем полемику относительно фигуры Пак Чонхи. На основе этого анализа оценим результаты и ограничения этого феномена, сделаем ряд предположений и определим задачи на будущее.

"Синдром Пак Чонхи" в эпоху демократизации: сущность и процесс распространения. В 1997 г. корейское общество, пережившее процесс демократизации, потряс "синдром Пак Чонхи". С эпохи Пак Чонхи, завершившейся его убийством 26 октября 1979 г., прошло 18 лет, а человек, являвшийся символом диктатуры и авторитаризма, репрессий и контроля, как будто возродился.

Попытки дать моральное оправдание самому Пак Чонхи и его эпохе неустанно предпринимались ещё при его жизни [ЙШЙя^т1^!, 1978; 1991, 1994 и др.].

Однако до возникновения "синдрома Пак Чонхи" суть этих дискуссий сводилась главным образом к тому, чтобы аргументировано и с привлечением доказательной базы подчеркнуть реальные достижения и положительные стороны режима. Однако подобные попытки, несмотря на колоссальный объём проделанной работы, не смогли привлечь большого внимания по нескольким причинам. Во-первых, аргументация сводилась просто к механическому перечислению поблёкших к тому времени прошлых заслуг, в то время как исследования, разоблачающие ошибки Пак Чонхи, перекрывали попытки его обеления как количественно, так и качественно [5"ег7|, 2003: 370-371]. Во-вторых, большую роль сыграли усилия по стиранию следов режима, предпринимаемые новым военным руководством, а также новый расклад политических сил, сформировавшийся после государственного переворота 12 декабря 1979 г. Действительно, после этого переворота политические соратники Пак Чонхи во главе с Ким Чжонпхилем были оттеснены на периферию большой политики [Й^-Ч 2011]. Как и в случае с военным переворотом 16 мая, это было связано с тем, что новая военная хунта, пришедшая к власти незаконным путём, вынуждена была сознательно дистанцироваться от предыдущего режима 2005].

Парадоксальным образом полемика об этом снова завязалась в корейском обществе после демократизации в качестве реакции на демократические преобразования. Робкие попытки переоценки личности Пак Чонхи и его эпохи, предпринимавшиеся некоторыми СМИ, не принявшими политику реформ после демократизации, весной 1997 г. вылились в "синдром Пак Чонхи"1.

Ведущей силой в этой полемике стали журналисты и деятели культуры. В 1997 г. Ли Инхва, писатель и профессор женского университета Ихва, опубликовал роман-сагу "Путь человека", действие которого разворачивается вокруг фигуры Пак Чонхи. Чо Гапче, публицист консервативных взглядов, с 1997 г. в газете "Чо-сон ильбо" и журнале "Вольган Чосон" начал публиковать частями биографию Пак Чонхи под названием "Плюнь на мою могилу", вызвав большой резонанс в обще-

1 После демократических протестов в июне 1987 г. попытки переоценки Пак Чонхи со стороны консервативных СМИ осуществлялись главным образом через опросы общественного мнения. Например, 25 октября 1989 г. газета "Чунан ильбо" по случаю десятой годовщины военного переворота провела опрос. 61% ответили, что у Пак Чонхи "достижений было больше, чем ошибок", а количество респондентов, высказавших противоположное мнение, составило 13,7%. В опросе, проведённом корейским филиалом Института Гэллапа за месяц до этого, 66% ответили, что "18 лет режима Пак Чонхи были полезными в истории Кореи". В опросе, проведённом Бюро по связям с общественностью Кореи в декабре 1996 г., Пак Чонхи был выбран "самой уважаемой исторической личностью" (23,4%), а в опросе по случаю 77 годовщины основания газеты "Тона ильбо" в апреле 1997 г. 75,9% респондентов назвали его "президентом, который лучше всех исполнял свои обязанности".

стве2. Попытки обеления Пак Чонхи, будучи облечены в форму массовой литературы и публицистики, обращающихся кэмоциям широких масс, имели большую силу [£]§"£!, 2003: 344-345].

Эти произведения, в отличие от предыдущих попыток консервативных сил, уделявших основное внимание доказательству заслуг Пак Чонхи, занимались откровенным приукрашиванием его деятельности и неприкрытым восхвалением. В сочинении Чо Гапче диктатор представлен как "революционер модернизации, обладавший непоколебимым духом", герой и подвижник, "который возвысил несгибаемый дух простолюдина до духа национальной самостоятельности" 1998, Т.1: 140]. Ли Инхва также описывал Пак Чонхи как гениального и трагического сверхчеловека, который, будучи поддержан слепо поклонявшимся ему народом, последовательно шёл путём, определённым судьбой [0|£1§|-, 1997: 7]. Именно они инициировали полемику по героизации и обожествлению Пак Чонхи, что качественно отличалось от прежних дискуссий по обелению этой политической фигуры. Можно сказать, что образ Пак Чонхи, представший перед корейским обществом в этот период, был не исторической личностью, а своего рода героическим мифом. Критику Хон Юнги, заявившего, что эти произведения "заново отредактировали всю новейшую историю Кореи, превратив её в историю судьбы нации, соединённую с личной волей", вращающуюся вокруг "сверхчеловеческой жизни революционера Пак Чонхи", следует рассматривать именно в таком контексте 2003: 372].

Тогда в чём причина того, что полемика вокруг имени Пак Чонхи, резко актуализировавшись, вызвала столь сильный резонанс? Имеет смысл обратить внимание на мнение Чон Хэгу о том, что распространение "синдрома Пак Чонхи" вызвано тремя факторами. Во-первых, в 1987 г. состоялось возвращение в политику Ким Чжонпхи-ля, была создана Новая демократическая республиканская партия. Во-вторых, в результате объединения трёх партий на политической арене появилась Либерально-демократическая партия. В-третьих, провалились инициированные правительством Ким Ёнсама демократические реформы [0|7|^, 2009]. Другими словами, "синдром Пак Чонхи" появился как отражение политических процессов, в частности успешного преображения соратников Пак Чонхи по "диктатуре юсин" ("диктатура реформ, обновления") в новую политическую силу в 1987 г. и их последующей интеграции во властный слой за счёт объединения трёх партий в 1990 г., когда провалились реформы, инициированные силами этих партий.

Однако большинство специалистов сходятся в том, что решающим фактором, приведшим к появлению "синдрома Пак Чонхи", стал экономический кризис второй половины 1990-х гг. Правительство Ким Ёнсама в силу плачевной ситуации в экономике и по причине коррупции, на скорую руку переделало трудовой кодекс, чем спровоцировало всеобщую забастовку трудящихся; к началу 1997 г. оно практически потеряло способность к управлению государством. Резко возросло недоверие к так называемым "силам демократизации", стала активно проявляться ностальгия о "силах модернизации", в частности о Пак Чонхи 2003: 343]. Общим моментом,

характерным для всех работ представителей консервативных сил, написанных в тот период, является контрастное противопоставление провала Ким Ёнсама и успехов Пак Чон

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком