научная статья по теме Синергетический подход в философии социальной работы Философия

Текст научной статьи на тему «Синергетический подход в философии социальной работы»

Т.Д. Скуднова

Доктор философских наук, профессор Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ)*

Синергетический подход в философии социальной работы

Кризис современной цивилизации, стремящейся из хаоса к порядку, к преодолению рисков нестабильного и неопределенного общества, аномии и маргинальности, с необходимостью побуждает нас обратиться к методологическому рассмотрению философии социальной работы.

Социальная работа в изменяющихся социокультурных условиях приобретает характер неустойчивого, нелинейного процесса, претерпевающего трансформационные изменения. В создавшейся ситуации представляется необходимым использование синергетического подхода в процессе философского осмысления сущности и особенностей социальной работы.

Цель нашего исследования - изучить специфику синергетических оснований социальной работы через раскрытие и систематизацию основных подходов к пониманию философии социальной работы как междисциплинарной области научного исследования.

Перемены, произошедшие в российском социуме в 90-е годы, изменили и области применения классической методологии в науке. В конце ХХ века, когда человечество столкнулось с глобальными проблемами, возник вопрос об адекватности мировоззренческих ориентиров. Поиск путей развития цивилизации оказался детерминированным проблемой синтеза культур и формирования нового типа рациональности. Стремление рассмотреть человека в его связи с миром как органической целостностью выступает важным ориентиром нового миропонимания, а также новой рациональности как диалога человека с миром. Как отмечает один из основоположников синергетической парадигмы И. Пригожин, «науки о природе в настоящее время обнаруживают необходимость диалога с открытым миром»'.

Потребность нового осмысления социально-мировоззренческих основ связана с глобальным кризисом цивилизации, острота которого заставляет пересмотреть многие традиционные взгляды на мир и, прежде всего, признать приоритет антропологических и социокультурных ценностей в мировоззрении человека XXI века.

* Скуднова Татьяна Дмитриевна, e-mail: aserikov@inbox.ru

1 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.

Исследователи отмечают, что «необходимость концептуального анализа приводит к выработке новых подходов, парадигм, основанных на учете открытости, сложности, нелинейности, нестабильности, хаотичности и неравновесности динамических систем»2.

Интенсивно развивающаяся практика социальной работы требует перехода от феноменологического описания ее к глубокому научному осмыслению и опережающему теоретизированию. Многоплановость и неоднозначность определений социальной работы, многообразие методологических ориентиров, избираемых зарубежными и отечественными учеными, создают предпосылки для определения ее философских оснований и возникновения множества неклассических методологий с учетом социально-исторических и культурно-антропологических особенностей исследуемого объекта. Становление и развитие теории социальной работы стало закономерной потребностью общества в осмыслении процессов, происходящих в условиях рыночных отношений.

Это обусловило использование феноменологического метода познания, позволяющего более адекватно описать взаимодействие теоретической системы с окружающей средой, в процессе которого входящие сигналы характеризуют воздействие со стороны внешней среды, а выходящие - реакцию системы на эти воздействия. Заметную роль в науке сыграл метод феноменологии в представлении его основоположника Э. Гуссерля - ученика М. Хайдеггера. Феноменология Гуссерля основывается на понятии «жизненный мир», повседневный мир, в котором живут люди. Он обозначает интерсубъективно разделяемый (взаимосогласованный) опыт, охватывающий все возможные и реальные горизонты человеческой жизни. В настоящее время концепт «жизненный мир» стал системообразующим в социальной феноменологии и «понимающей социологии». Основные положения

феноменологической социологии были унаследованы Ю. Хабермасом в теории коммуникативного действия, который ввел в научный оборот

о

понятие «системный мир»3. По его мнению, жизненный мир - это сфера горизонтальных связей людей, их непосредственных коммуникаций, которые проявляются в социальных отношениях в семье, дружеской компании, на работе. В социокультурных концепциях понятие «жизненный мир» обозначает сферу жизни человека и его совместного существования с другими людьми в общем для них культурном пространстве. Философия социальной работы носит интегративно-междисциплинарный характер, используя понятие «жизненный мир» в качестве исходной характеристики

2 Скуднова Т.Д. Синергетическая концепция социокультурного проектирования в образовании // Вестн. АГУ. 2012. № 1.

Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // THESIS. 1993. Т. 1, вып. 2. С. 123-136.

субъектов социального взаимодействия, клиентов как адресатов социальной работы.

Теоретики социально-гуманитарного знания часто обращаются к социальной феноменологии как методологической основе интерпретации социального мира. Феноменология как методология интерпретации и диалога чрезвычайно востребована в современной науке и практике, так как она апеллирует к относительно устойчивому развитию и социальной стабильности. В трансформирующихся обществах социальные инновации вызревали в лоне человеческой повседневности в рамках социальных практик. Социально-феноменологическая когнитивная практика представляет собой особый интерес в контексте становления философских основ и методологии социальной работы. Во-первых, социальная работа сама по себе и есть часть общественного бытия; во-вторых, познание социального мира связано с процессом самопознания. Таким образом, философия социальной работы есть процесс философской рефлексии над предельными основаниями бытия, процесс осмысления социальной помощи как философии социальной поддержки в условиях трансформирующегося общества, а социально-феноменологическая концепция понимания в когнитивной практике философии социальной работы занимает центральное место.

Феноменология естественной установки как методология социального знания весьма востребована в современной России. Однако, по мнению многих исследователей (В.Н. Ярская, Н.М. Смирнова и др.), в процессе ее освоения возникают трудности, связанные с особенностями российского менталитета. В.Н. Ярская подчеркивает, что философия социальной работы есть гуманизм, глобализм, духовная поддержка, нравственное возвышение человека4. Русская традиция философии человека, содержащая идеи соборности, примирения, открытости, всечеловечности, философию свободы и русскую национальную идею, создает определенный фундамент всей мировой философии современного человека. Философские вопросы социальной работы возникают, когда есть связь с проблемой человека, смыслом жизни в социуме, социальной среде, в мире, культурном хронотопе. Проблемы жизненной стратегии, субъективной темпоральности, экзистенциальной коммуникации, вины и ответственности, решений и выбора, отношений к жизни и свободе встают наиболее остро в современной ситуации социальных рисков, маргинального состояния, дезадаптации личности в условиях криминализации общества.

Философская рефлексия необходима в тех случаях, когда, с одной стороны, есть индивидуальные смысложизненные вопросы,

4 Ярская В.Н. Философские основания социальной работы // Теория социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. М., 2001.

проблемы выживания, а с другой - когда есть необходимость обращения к предельным универсальным основаниям культуры, глобальным проблемам экологии, стратегии спасения. Теория социальной работы, рассматриваемая как саморазвивающаяся система, обладает способностью к развитию, и эта способность заключается в том, что она всегда живая, открытая, «незаконченная». Это означает, что с методологической точки зрения социальная работа должна быть открытой системой, находящейся в состоянии постоянного изменения и развития, которые происходят по мере накопления новых данных, гипотез, понятий, теоретических результатов. В каждой системе имеется структурная константа, которая обеспечивает основополагающий порядок в них. Именно глобальная константа лежит и в основе глобальной модели социальной работы, разработанной канадскими учеными (Р. Рамзей и др.). В качестве интегральной части новой всеобъемлющей «науки целого» канадские ученые рассматривают новейшие исследования хаоса и порядка в универсуме в контексте новых представлений о саморегулирующейся системе.

Синергетика (теория самоорганизации), имея первоначально естественно-научную основу (нелинейный анализ, теорию детерминированного хаоса, теорию диссипативных структур, фрактальную геометрию природы), ныне все более гуманитаризируется. Она постепенно становится человекомерной областью знания. Обнаруживается плодотворность ее применения в понимании феноменов человека и социокультурной среды. Концептуальность исследовательского подхода, предлагаемого в нашем исследовании, опирается на положение о том, что социокультурная среда - это понятие, отражающее целостность «социальной совокупности», которая не существует вне человека и его культуры.

Благодаря недавним результатам в области синергетики начинают устанавливаться внутренние связи между естественными и гуманитарными науками, восточным и западным мировосприятиями, новой наукой (наукой о сложности, нелинейности и хаосе) и старой культурой, наукой и искусством, наукой и философией. Синергетика приобретает интегративную или синтетическую ценность.

Существуют достаточно веские основания полагать, что синергетика может служить основой для междисциплинарного синтеза знания. Синергетика междисциплинарна по своей собственной природе, поскольку она ориентирована на поиск универсальных паттернов эволюции и самоорганизации открытых нелинейных систем любого рода, независимо от конкретной природы их элементов или подсистем. Понятия самоорганизации, хаоса и порядка, нелинейности начинают широко использоваться как в естественных, так и в гуманитарных науках. Теория самоорг

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком