научная статья по теме Синестетические перцептивные звуко-цветообразы в языке русской поэзии (на материале поэтических контекстов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета) Биология

Текст научной статьи на тему «Синестетические перцептивные звуко-цветообразы в языке русской поэзии (на материале поэтических контекстов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета)»

17. Atasozleri ve deyimler sozlugu 2- deyimler sozlugu / O.A. Aksoy. - 1st., 2007.

18. Ilkokul ve Ortaokul icin atasozleri ve deyimler sozlugu / A. Pu-skulluoglu. - Ankara, 2012. Baski 6.

19. Deyimler atasozleri ve guzel sozler sozlugu / T. Yuksel. - 1st., 2008. Basim yeni.

20. Yeni atasozleri ve deyimler sozlugu / A. Yildirim. - Ist.,2010.

синестетические перцептивные звуко-цветообразы в языке русской поэзии (на материале поэтических контекстов ф.и. тютчева и а.а. фета)

Атаманова н.в.

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Брянск, Россия

SYNESTHETic perceptual SouND

and color images in the language of russian poetry (on the material of poetic contexts of f.i. tyutchev and a.a. FET)

Atamanova N.v.

Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky,

Bryansk, Russia

Явление синестезии относится к наиболее интересным языковым феноменам, которое исследуется как в фонологическом, так и лексическом аспектах. Выступая одним из стилеобразующих элементов поэтического текста, лексическая синестезия служит источником образования уникальных синестетических метафорических переносов, реализующих необычные сочетаемостные возможности слов. В данной статье исследуются синестетические перцептивные конструкции, в основе которых лежит соотношение звуковых и цветовых образов, на примере поэтических контекстов величайших мастеров слова Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Как показало исследование, звуковой модус, превалирующий над зрительным, чаще совмещается с цветовым в одном предмете или явлении. Звук и цвет сопровождают друг друга или вступают в исключающие друг друга отношения. Совмещение звука и цвета в одной реалии трансформирует семантику слова. Звуко-цветовая синестезия способствует созданию индивидуально авторских окказиональных конструкций, является результатом тонкого художественного наблюдения, репрезентирует особенности идиостиля конкретного художника слова и индивидуальной поэтической системы в целом.

Ключевые слова: синестезия, перцептивные образы, лексическая синестезия, звуковой образ, цветовой образ, межсенсорные ассоциации, поэтический текст, лексическая сочетаемость, поэтическое мировосприятие.

The phenomenon of synesthesia is one of the most interesting linguistic phenomena, which is investigated in phonologi-

cal and lexical aspects. Acting as one of style forming elements of the poetic text, lexical synesthesia is a source of education unique synesthetic metaphor transfers, realizing unusual compatibility possible of words. The article explores the synesthetic perceptual constructs, which are based on the ratio of sound and color images on the example ofpoetic contexts of the greatest masters of the word ofF.I .Tyutchev and A.A. Fet. The study showed that sound modus prevails over the visual, often combined with a color in the same object or phenomenon. Sound and color accompany each other or enter into a excluding relationship. The combination of sound and color in one reality transforms the semantics of the word. Sound-color synesthesia promotes creation of individually author's occasional structures, is result of thin art supervision, represents specific features of artist's words and individual poetic system as a whole.

Keywords: synesthesia, perceptual images, lexical synesthesia, sound image, color image, intertouch associations, poetic text, lexical compatibility, poetic worldview.

В поэтическом тексте, как образно-смысловой системе, создается ряд текстологических факторов, позволяющих рассматривать семантическое своеобразие слова в иной плоскости, а именно открывать в нем новые потенциальные, неожиданные внутренние смыслы. Обращенность слова на само себя, или, говоря словами Г.О. Винокура, его рефлективность [1, c. 30], образует необычные ассоциации, расширяющие возможности художественного текста, границы его восприятия. Неоспоримую роль в формировании внутренней мотивационной способности слова,

смысловой диффузности и контекстуальной многозначности поэтического текста в целом играют синтагматические сочетае-мостные возможности слов, репрезентирующие, в свою очередь, субъективность языкового представления, мировосприятия и ми-ромоделирования.

Необычные авторские сочетания могут затрагивать разные стороны поэтического образа. Интересными, с нашей точки зрения, представляются синестетические конструкции, в которых совмещаются перцептивные модусы звука, цвета, запаха, вкуса. Современные научные достижения в области изучения поэтического текста позволяют констатировать, что не только лексический уровень участвует в создании поэтической языковой картины мира, но и фоносемантический. Однако если с точки зрения фоносемантического аспекта исследованию подвергаются различные стороны фонетического значения, звуко-цветовые ассоциации, приемы звукописи и звукосимволизма [2], то лексический подход предполагает изучение семантической составляющей зву-кообозначений с точки зрения свойственной поэтическому тексту лексической неоднозначности и метафоричности поэтического образа. Звук, цвет, запах, вкус выступают с этой позиции как значимые элементы перцептивной картины мира художника слова. Фонематическая синестезия предстает здесь как явление нового уровня, а именно как явление лексической синестезии, проявляющейся как на основе национального языка, так и языка поэтического текста.

Синестезия, как один из стилеобразующих элементов поэтического текста, представляет собой «активное включение в поэтическую ткань синестетических сочетаний, в которых сло-

ва, связанные с каким-либо органом чувств, используются для обозначения понятий, связанных с другим органом чувств» [3, с. 392]. При этом синестезия, или интермодальность, представляет собой «межсенсорную ассоциацию» [3, с. 393] и служит источником образования уникальных метафорических переносов, позволяющих писателю «придать тексту выразительность и экспрессивность, оптимизировать восприятие читателем художественного произведения» [4].

В поэтическом языке в синестетические отношения чаще вступают цветовые и звуковые образы. Данное положение обусловлено в первую очередь экстралингвистическим фактором: визуальный и аудиальный коммуникативные каналы являются наиболее информативными в перцептивном восприятии окружающей действительности.

Как свидетельствуют поэтические контексты величайших мастеров слова Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, звуковой модус чаще превалирует над зрительным как в прямом, так и в метафорическом плане, или звук и цвет выступают в отношениях интеграции. В поэтической репрезентации перцептивной модели звучания звуко-цветовая синестезия охватывает три плоскости проявления: во-первых, звук и цвет совмещаются в одном предмете или явлении, во-вторых, звуко-цветовые образы сопровождают друг друга, в-третьих, звуко-цветообразы вступают в исключающие друг друга отношения, когда наличие одного модуса предполагает отсутствие другого и наоборот.

Совмещение звука и цвета в одной реалии - самый частый пример, выражаемый в наличии синкретизма. Так, в поэзии Ф.И. Тютчева звуко-цветовые синестетические конструкции соз-

даются как при описании природных явлений, в частности солнечного света (звучащие веселием лучи <69> [6], звучит светило дня <85>, благовест солнечных лучей <276>, румяное громкое восклицанье <126>), так и сферы человеческих эмоций (взоров тихость <47>, дышать речами, тихими, как лунный свет <35>). При этом появление у слова иных характеристик вследствие необычной сочетаемости влечет за собой непосредственное изменение семантики самой лексической единицы. Выражаемые глаголом звучать и его формой причастием звучащий представления, связанные не со звуком, а с цветом, светом, позволяют им реа-лизовывать значения, акцентирующие сему «яркости»: звучащие лучи, т.е. яркие, сияющие, дающие сильный свет; звучит светило, т.е. ярко светит, излучает свет.

Как видим, Ф.И. Тютчев, певец природы, мастерски подходит к описанию ее тончайших свойств, например, благовест солнечных лучей выступает в его контексте ничем иным, как перифрастическим пониманием восхода солнца, а адъективат громкий в сочетании румяное громкое восклицанье реализует семантику «яркий, хорошо видимый и слышимый, звучный». Однако субъективно авторское предпочтение звуковых атрибутивных характеристик зрительным позволяет поэту создавать такие синестетические конструкции, в которых звук наделяется цветовыми признаками: струна, нагретая яркими лучами <11>; блеск и говор лазоревой равнины вод <130>; лист, блестя осенней позолотой, еще на ветви шелестит <176>; мелодический шум ветвей и их мрак торжественно-угрюмый <158>; волны несутся, гремя и сверкая <265>.

Репрезентация синестетических звукообразов в языке поэзии А.А. Фета чаще затрагивает эмоциональную сферу, например,

уст и взоров разговор (12) [6], тихая слеза (45), шепот разлуки (44). Переплетение звука, света, эмоций способствует не столько использованию слова в переносном значении, сколько усилению его смыслового диапазона, расширению семантических границ и, более того, изучению особенностей синестезии как психического феномена.

В широком понимании поэтической синестезии звуко-цвето-вые образы могут сопровождать друг друга при описании предметов или явлений действительности (день шумел - улица блистала <50>, звучит рожок - свет на холмах <66>, знамена весело шумели - на солнце искрились штыки <205>; звук шагов - тени на стене (11), шум лесной - зелени растительная сырость (17), в печи трещит огонь - серый дым ковром (77)). При этом цветовым эпитетом акцентируется место протекания звука (птицы реют голосисто в воздушной бездне голубой <103>, за белой, дымной тучей глухо прокатился гром <104>, речка звонкая под темно-синим льдом (76), скрип шагов вдоль улиц белых (80)) или при помощи цвета фиксируется временной отрезок звукового действия («Вечер мглистый и ненастный... Чу, не жаворонка ль глас?..» <107>, «Льются струи дождевые В осень глухую порою ночной» <153>, «Лепечет лишь фонтан средь дальней темноты» (41)).

Сопровождая друг друга, звуко-цветовые образы нередко и противопоставляются др

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком