148
ВОСТОК (ОМЕ^) 2013 № 3
СИНЬХАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КИТАЙ
© 2013 В. Ц. ГОЛОВАЧЁВ
10 октября 1911 г. в Китае началась Синьхайская революция (далее - СР), которая привела к свержению правящей маньчжурской династии Цин (1644-1912) и провозглашению 1 января 1912 г. Китайской республики (далее - КР), первой победившей республики в Азии. Столетие СР и КР как событий великой исторической значимости торжественно отмечалось во всем современном "китайском мире" и нашло живой отклик в кругах мировой научной общественности. Российские ученые также не остались в стороне от юбилея, приурочив к нему ряд научных форумов и публикаций. В частности, 19 декабря 2012 г. в Москве прошла международная научная конференция "Синьхайская революция и республиканский Китай - век революций, эволюции и модернизации", организованная отделом Китая и Центром тайваньских исследований Института востоковедения РАН при поддержке фонда "Взаимодействие цивилизаций". В ее работе приняли участие известные китаеведы из Латвии, США, Тайваня, а также российские китаеведы из ИВ РАН, ИДВ РАН, ИСАА МГУ, НИУ ВШЭ и других научно-образовательных учреждений.
Особенностью научной встречи стал состав ее участников (семь докторов и шесть кандидатов исторических наук), выступавших в роли докладчиков и приглашенных дискуссантов. Темы докладов, которые будут изданы в сборнике материалов конференции, основаны на широком круге архивных и историографических источников. Они посвящены как отдельным событиям, проблемам и личностям, так и общим социальным процессам, явлениям и тенденциям, оцениваемым синхронно и в многомерной вековой ретроспективе.
В докладе "Синьхайская революция и крах монархии в Китае (1911-1912)" Ю.В. Чудодеев (ИВ РАН) рассмотрел основы монархического государственного строя в Китае, причины краха древнейшей империи и отличия революции 1911-1912 гг. от цикличных кризисов имперских династий. Докладчик предложил свою оценку характера и итогов СР, определив ее как незавершенную "буржуазную" революцию, вызванную сложными социальными процессами, "далеко не соответствовавшими моделям и принципам развития, которые демонстрировал Китаю капиталистический Запад".
Донесения русских очевидцев революции в Китае, хранимые в фондах АВПРИ, были представлены А.Н. Хохловым (ИВ РАН) в докладе "Позиция царской России в вопросе признания Китайской Республики в 1911-1913 гг.". Судя по донесениям и газетным статьям тех лет, в условиях отсутствия исчерпывающих сведений из Пекина, правительство России сочло единственно возможным и верным прибегнуть к политике строгого нейтралитета. Эта позиция была высказана министром иностранных дел С.Д. Сазоновым в выступлении 13.04.1912 перед Государственной думой. Он так охарактеризовал современные отношения России с другими странами: "Начавшееся... летом минувшего года движение распространилось по всему Китаю и повело к изданию императорского указа, которым возвещалось введение нового государственного строя... Не имея причин навязывать китайцам тот или другой государственный строй, мы с самого начала переживаемого Китаем кризиса решили держаться нейтрально по отношению происходящей там борьбы, стремясь лишь к ограждению наших интересов...".
Вместе с тем архивные документы выявляют важную роль российских дипломатов как посредников в мирных переговорах между монархистами и республиканцами, а затем в переговорах с временным президентом Юань Шикаем об отношениях Китая с Россией и официальном признании Китайской Республики.
А.Л. Верченко (ИДВ РАН) и Э.А. Синецкая (ИВ РАН) уделили внимание революционным сдвигам, происходившим после образования КР в сфере общественных идей, традиций, морали и права. Вестернизация, модернизация и эмансипация, ускоренные революцией, радикально и во многом необратимо изменили вековые взгляды китайцев на семью, брак, роль женщин, равноправие полов и базовые нормы социального поведения. Как отметила А.Л. Верченко (доклад "Изменения в семейно-брачных отношениях в Китае и на Тайване после Синьхайской революции"), борьба с предрассудками и домостроем в семье стала важной частью патриотического движения и движения за новую культуру уже вскоре после создания КР. Она велась и на уровне государства (принятие законов), и на уровне пропагандистских усилий прогрессивной общественности. Вместе с тем мгновенно разрушить устоявшийся менталитет не могли никакие революционные
потрясения. Даже принятый нанкинским правительством в 1930 г. "Гражданский кодекс" еще долго действовал лишь на бумаге, а реальное освобождение женщины шло крайне медленно. После 1911 г. перемены наметились почти во всех сферах жизни общества. Но в ходе трудного развития (борьба нового и старого) приживалось лишь то, что отвечало менталитету китайской нации и ее древним традициям. Чтобы быть необратимыми, преобразования должны были идти постепенно, с учетом национальной специфики и особенностей психологии народа.
Э.А. Синецкая (ИВ РАН) в докладе «"Революция свершилась": новые идеи, мораль и формы жизни накануне и после Синьхайской революции» рассмотрела проблему эмансипации китайских женщин как частный аспект более широкой темы адаптации отдельной личности, втянутой в бурный водоворот различных идей, культур и укладов жизни в эпоху революционных перемен. Происходившие в Китае на рубеже Х1Х-ХХ вв. культурные сдвиги привнесли в страну большинство передовых идей мировой общественной мысли. Появление современного образования, прессы и средств связи делали их доступными все большему кругу китайцев. Складывавшийся в стране революционный климат способствовал усвоению этих идей с великим энтузиазмом. А наивысшего размаха этот процесс достиг после 1911 г., особенно в период "движения 4 мая". Автор доклада показала формирование "новой личности", идей, морали и форм жизни на примере новой литературы Китая. Последняя испытала мощное заморское влияние, нередко являлась западной калькой, но это была ретрансляция западных идей в знакомом для большинства антураже, с адаптированными для местного менталитета ходами мысли. Как отметила Э.А. Синецкая, "свершенные революции" и мировые культурные сдвиги ХХ-ХХ1 вв. требуют от человека адаптации к иным идеям, стереотипам, формам и стилям жизни. Этот процесс не всегда проходит комфортно, неконфликтно. И тогда панацеей от всех бед нередко видится возврат к традиционному - в жизни, поведении, мыслях. Последнее наблюдение вполне созвучно тезису А.Л. Верченко о роли национального менталитета и традиций при постепенном осуществлении "безвозвратных преобразований".
Неразрешенность внутренних и внешних проблем в КР отразилась и на советско-китайских отношениях 1920-х гг. А.А. Писарев (Ун-т Тамкан, Тайвань) рассмотрел известный конфликт на КВЖД в неожиданном для традиционных оценок ракурсе. В статье "Советско-китайский конфликт 1929 года: причины и последствия" он доказывал, что Москва не вела в те годы активной поддержки китайских коммунистов в районе КВЖД. Правительство же Китая не планировало захват территорий СССР, а его борьба с тогда еще мизерным числом коммунистов в Маньчжурии была скорее идейным предлогом. На деле стратагема Чан Кайши была нацелена на то, чтобы, используя противоречия между великими державами, путем "революционной дипломатии" превратить установление полного контроля китайского правительства над дорогой в начальный этап ликвидации системы неравноправных соглашений. В итоге действия Нанкина привели к резкому ухудшению отношений с СССР, переходу конфликта в военную фазу, а плодами советско-китайской конфронтации воспользовалась Япония, получившая через несколько лет контроль над КВЖД.
Доклады на историографические темы знакомили с наблюдаемой в мировой науке эволюцией подходов к оценкам СР, исторической роли Чан Кайши, Чжан Чжидуна и других исторических лиц. В них выявлены метаморфозы этих нередко противоречивых подходов и оценок в ХХ в., а также новые тенденции в историографии XXI в.
Череда посвященных юбилейным датам академических встреч на Тайване была представлена в докладе Д.А. Аринчевой (НИУ ВШЭ) и В.Ц. Головачева (ИВ РАН) «Столетие Синьхайской революции и Китайской республики: обзор "юбилейных" научных форумов на Тайване». Как показали эти международные форумы, Тайвань и сегодня остается ведущим мировым центром изучения новейшей истории Китая. Этому способствуют мощная научная традиция и подготовка ученых на острове. Свободная постановка и неформальное обсуждение острых проблем показали, что СР, оцениваемая в вековой ретроспективе, стала реальным поворотом к будущему возрождению Китая. КР существует уже больше века. Стронутые революцией общественные макропроцессы продолжаются и сегодня. А идейное наследие Сунь Ятсена, нередко казавшееся в ХХ в. наивной утопией и авантюризмом, все шире учитывается в современной политической жизни (в том числе на Тайване), сохраняя потенциал и актуальность в отношении будущего Китая, Азии и всего мира в XXI в. В этом смысле можно согласиться с тем, что СР все еще не завершена.
Тема "синьхайских" торжеств в КНР продолжена в докладе Е.Ю. Стабуровой (Рижский ун-т им. П. Страдыня), "Чжан Чжидун как предтеча Синьхайской революции...", посвященном переоценке исторической роли Чжан Чжидуна (1837-1909). Отход от шаблонных схем истории Китая
150
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
изначально служил идейным фоном взятого в 1978 г. курса на реформы и модернизацию. По мере этого отхода Чжан превратился из цинского сановника-компрадора в зачинщика модернизации. Но восприятие Чжан Чжидуна как революционной личности и идея революционизирующей роли иностранцев в Хубэе - новое явление, за которым, как считает Е.Ю. Стабурова, ясно виден политический курс, сформулированный Ху Цзиньтао в 2006 г. Он нацелен на поддержку ряда политических задач, в том числе: радикальный отход от исторических догм и ярлыков первых лет КНР и времен "культурной революции"; примирение сторонников революционного и эволюционного развития Китая в XX в.; поиск общего языка с китайской диаспорой и Тайванем; наведение более широких мостов между Китаем, странами Запада и Японией; создание базы доказательств для возможных
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.