научная статья по теме “СКАЗKA О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ”: ПАРАДОКС СЮЖЕТА Языкознание

Текст научной статьи на тему «“СКАЗKA О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ”: ПАРАДОКС СЮЖЕТА»

ИЗВЕСТИЯ РАИ. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2009, том 68, № 3, с. 45-49

"СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ": ПАРАДОКС СЮЖЕТА

© 2009 г. А. М. Гуревич

Сюжетный парадокс пушкинской сказки - обоюдный обман ее персонажей и возникшая на этой почве ссора властителя и мудреца - рассматривается в статье как отражение в сказочно-символической форме реального противостояния поэта и царя.

The paradox of the plot of Pushkin's fairy-tale - mutual deceit of its characters and the quarrel of the ruler and the wizard - is analyzed in the article as a reflection of the opposition between the poet and the tsar in a fantastic and symbolic form.

Небольшая и, как может показаться, бесхитростная "Сказка о золотом петушке" - единственный плод последней болдинской осени (1834) - заслужила тем не менее репутацию сочинения странного, темного, загадочного и обросла плотным слоем разноречивых истолкований. При этом в центре развернувшихся споров оказалась знаменитая статья Анны Ахматовой [1], во многом повлиявшая на восприятие пушкинской сказки как произведения острозлободневного, политически актуального.

Обличительно-сатирический, даже памфлетный характер "Сказки о золотом петушке" настойчиво подчеркивали в своих работах А.Л. Слонимский [2, с. 424-429], Г.П. Макогоненко [3, с. 184197] и другие авторы. Напротив, С.М. Бонди находил такое толкование ошибочным и сетовал на "неправильное понимание" пушкинского произведения и его "простого смысла". Напрасно искать в нем, считал ученый, "политической темы, намеков на личные отношения Пушкина к Николаю I и т.д. На самом деле Пушкин написал шутливую сказку на тему об опасности, гибельности женских чар" [4, с. 474].

По мысли В.Э. Вацуро, главная ошибка Ахматовой заключалась в том, что она не обратила должного внимания на своеобразие сказочного сюжета, всегда имеющего фольклорную основу, и оценивала характеры и действия сказочных персонажей в соответствии с традициями письменной литературы [5, с. 125-127]. Напротив, B.C. Непомнящий и Д.Н. Медриш полагают, что "Золотой петушок" являет собой полную противоположность традиционной сказке, что это -своего рода "антисказка" [6, с. 236; 7, с. 113-114].

Наконец, в последнее время исследовательский интерес вообще смещается в несколько иную плоскость: все большее внимание уделяется фаллической символике, зашифрованной, по мнению ряда авторов, в тексте "Золотого петушка", как важней-

шей грани его содержания или даже ключа к его истолкованию (см., например, [8]).

Не углубляясь сейчас в историю вопроса, обратимся непосредственно к самой статье Анны Ахматовой. Напомним сначала, что Ахматовой удалось установить: главный литературный источник "Сказки о золотом петушке" - это "Легенда об арабском звездочете" Вашингтона Ирвинга из книги новелл "Альгамбра" 1832)1. И надо признать, что выявленное ею сюжетное сходство обоих произведений поистине поразительно! Может сложиться даже впечатление, будто в сказке Пушкина просто-напросто воспроизведена - пусть в сжатом виде - сюжетная канва "Легенды" В. Ирвинга.

В самом деле: фигура воинственного правителя, решившего на склоне лет уйти на покой, вызванная этим решением агрессия соседей, с разных сторон начавших угрожать его владениям, обращение царя к волшебному помощнику и обещание щедро его наградить, иноземная царственная красавица, ставшая предметом раздора волшебника и царя, наконец, кара, постигшая правителя, не исполнившего своего обещания, -таковы очевидные совпадения основных ситуаций и опорных моментов развития действия у Пушкина и Ирвинга.

Отмечает Ахматова и некоторые сюжетные расхождения "Легенды" и "Сказки". Это прежде всего "вставной эпизод с царскими сыновьями и поход царя, отсутствующие в легенде Ирвинга" [1, с. 25]. Далее - то обстоятельство, что царь "влюбляется в Шамаханскую царицу над трупами своих сыновей" [1, с. 26]. Наконец, различие финалов: мавританский царь у Ирвинга отделывается тем, что волшебный флюгер "только перестает предупреждать его о приближении опасности.

1 О других возможных источниках пушкинской сказки, а также новеллы В. Ирвинга см. в статье академика М.П. Алексеева [9].

В пушкинской же сказке талисман (золотой петушок) является орудием казни царя-клятвопреступника и убийцей" [1, с. 28].

Тем самым обосновывается главный тезис статьи: «Тема "Сказки о золотом петушке" - неисполнение царского слова» [1, с. 32]. И тема эта, полагает Ахматова, имеет реальные биографические основания: "В 1834 году Пушкин знал цену царскому слову" [1, с. 33].

При всей справедливости и проницательности суждений Ахматовой, сделанный ею вывод представляется все же недостаточным и не до конца объясняющим смысл пушкинской сказки. В самом деле: если Дадон не что иное, как "ленивый самодур", если он, так сказать, по определению "злой царь" [1, с. 29] , то, значит, и кара, постигшая его, вполне справедлива и оправданна. Но тогда неизбежно возникают вопросы: кто и каким способом вершит справедливое возмездие, каков нравственный облик самого мстителя, каковы истинные мотивы его поступков?

В этом отношении чрезвычайно важны и показательны не отмеченные Ахматовой существенные различия между персонажами Пушкина и Ирвинга.

Действительно, арабский астролог отнюдь не бескорыстен. Оказав мавританскому царю важную услугу, он становится его ближайшим советником и неотступно находится при нем. Царь беспрекословно исполняет все его желания и прихоти, расходует на него огромные средства.

Напротив, в пушкинской сказке мудрец-звездочет не требует от царя ничего - ни денег, ни должностей, ни дворцов. Ему, старику и скопцу, не нужны и женщины. Он, можно сказать, "выше мира и страстей". Заметим: царь сам обещал ему любую награду ("Волю первую твою, / Я исполню, как мою"). Мало того: вручив царю золотого петушка, старец вообще исчезает из повествования и возникает вновь лишь в самом финале. Своей независимостью он напоминает кудесника из "Песни о вещем Олеге" ("Волхвы не боятся могучих владык, / А княжеский дар им не нужен") .

Еще более существенно другое различие. Арабский астролог исправно исполняет свои обязательства, обеспечивает мавританскому царю

2 «Самое имя царя, - поясняет Ахматова в скобках, - взято из "Сказки о Бове Королевиче", где Дадон - "злой царь"». И далее: «В юношеской поэме Пушкина "Бова" Дадон -имя царя "тирана", которого Пушкин сравнивает с Наполеоном» [1, с. 29].

3 Показательно, что в ходе работы над текстом Пушкин стремился подчеркнуть независимость поведения мудреца. Так, строки чернового автографа: "Тот пришел к царю - С поклоном / Стал старик перед Дадоном" [10, с. 1109] - в окончательном варианте заменены на: "Шлет за ним гонца с поклоном. / Вот мудрец перед Дадоном / Стал...". То есть, ситуация меняется на противоположную: теперь царь сам кланяется мудрецу.

спокойное существование, своевременно предупреждает его о готовящихся набегах соседей. Что же касается золотого петушка (которого, как, впрочем, и Шамаханскую царицу, нельзя рассматривать иначе, чем орудие его хозяина), то он, после того, как враги окончательно присмирели ("Год, другой проходит мирно, / Петушок сидит всё смирно"), неожиданно подает тревожный сигнал о мнимой угрозе с востока. Тем самым он провоцирует трагическое развитие событий: три бессмысленных военных похода, обернувшихся истреблением войска и смертью сыновей, роковая встреча с Шамаханской царицей и последующая финальная катастрофа - окончательная гибель всего царского дома.

О том, что угроза с востока была мнимой, ибо ни малейшей опасности "иль набега силы бранной, иль другой беды незванной" не существовало вовсе, ясно свидетельствует сама отдаленность роковой точки, до которой первая воинская рать шла целых восемь дней. Столько же навстречу предполагаемому врагу двигалась вторая, а затем и третья рать. Значит, гипотетический неприятель или носитель беды все это время даже не предполагал трогаться с места.

Стало быть: прежде, чем "злой царь" обманул своего благодетеля, вероломно нарушив данное ему обещание, он сам был обманут, обманут жестоко и страшно. Вот почему «ошибаются те, кто думает, что в теме клятвопреступления, нарушения "царского слова" - основное содержание сказки, - справедливо замечает B.C. Непомнящий. - Страшная беда - смерть обоих сыновей, их взаимное братоубийство - постигает Дадона гораздо раньше, чем он успел хоть в чем-нибудь провиниться перед владельцем золотого петушка» [6, с. 233]. К сказанному необходимо добавить: в отличие от мавританского царя в "Легенде", Дадон был жестоко наказан вовсе не за нарушение царского слова. Непосредственной причиной его гибели стало убийство мудреца-звездочета - роковой удар "жезлом по лбу".

Как же объяснить этот обоюдный обман -главный сюжетный парадокс пушкинской сказки? В чем смысл противостояния мудреца и царя? Как оценивает их поведение, их конфликт сам автор?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо уяснить сначала, почему - в противоположность астрологу "Легенды", женолюбу и сладострастнику, - главным антагонистом царя в пушкинской сказке оказывается скопец. Ведь, казалось бы, это обстоятельство делает их ссору в финале совершенно абсурдной. "И зачем тебе девица?" - справедливо недоумевает Дадон.

Как уже говорилось, именно эта особенность пушкинского персонажа обсуждается сейчас особенно оживленно. Нам же важно подчеркнуть, что оскопленность мудреца-звездочета имеет в

"Сказке" не сексуально-эротический, а скрытый политический смысл.

В своей содержательной и богатой интересным материалом книге "Содом и Психея" [11] Александр Эткинд показал, сколь важную роль в русской культуре, в духовной, общественной и политической жизни страны играли всевозможные религиозно-мистические секты. И среди них - секта скопцов, отличавшаяся особо радикальными политическими взглядами и стремившаяся к установлению тотального контроля над обществом во имя коренного его переустройства. Причем власть, долгое время относившаяся к скопцам весьма терпимо, проявлявшая к их деятельности определенный интерес и даже оказывавшая им серьезную практическую поддержку, перешла затем (после 1820 г. и особенно - в николаевское царствование)

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком