научная статья по теме СКУЛЬПТУРА АР ДЕКО В ИСКУССТВЕ США Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «СКУЛЬПТУРА АР ДЕКО В ИСКУССТВЕ США»

Культура

УДК 73.03

СКУЛЬПТУРА АР ДЕКО В ИСКУССТВЕ США © 2014 г. Е.А. Усова

Музейно-выставочное объединение «Манеж», Москва

Межвоенные десятилетия XX века — уникальный период в истории США. Это время бурного роста американской экономики, развития социальной и общественной сферы, расцвета культуры и искусства. Несмотря на последующий кризис и «Великую депрессию», эти годы остались в мировой истории как период высокого духовного подъёма, время творчества талантливых американских мастеров и пример выдающегося сотрудничества художников и меценатов. Для американского искусства первая четверть XX века обозначила переход к созданию собственного варианта общемирового стиля ар деко, который получил разнообразные и исключительно американские названия (skyscraper style, streamline modern, jazz age и другие).

Ключевые слова: ар деко, межвоенные годы, модернизм, Рокфеллер-центр, скульптура XX века, американская скульптура.

Стиль ар деко в искусстве США олицетворяют сегодня памятники скульптуры и градостроительские проекты. Его масштаб был обусловлен историческими факторами и возможностями материального воплощения, которые были открыты перед художниками и архитекторами 1920-1930-х годов. Благодаря крупным заказчикам, которыми выступали преимущественно государственные институции и могущественные корпорации, стиль ар деко приобрёл особый характер, нашёл яркое выражение в архитектуре, киноискусстве и дизайне. Наряду со строительством небоскребов и развивающейся киноиндустрией он стал не только вполне самостоятельным явлением, но и своего рода символом искусства США первой половины XX века.

В Америке ар деко получило относительную свободу - оно не было связано с предшествующими традициями формотворчества, не ограничено культурно-исторической средой, в которую следовало бы интегрироваться, и имело широкую материальную поддержку. В Европе ар деко зародилось в декоративном искусстве и распространилось на остальные сферы художественной деятельности, мало затронув монументальные формы. В США же, где первостепенную роль играла архитектура, интеграция с ней позволила ар деко приобрести статус универсального метода, сформировать цельный облик не только отдельных интерьеров или зданий, но даже городских ансамблей. Неслучайно, одним из синонимов в США стал термин «стиль небоскребов» (skyscraper style). Кульминацией ар деко предстает архитектурный комплекс Рокфеллер-центра, который был целиком оформлен в духе единой стилевой системы и сохранил её

* УСОВА Екатерина Анатольевна - искусствовед, Музейно-выставочное объединение «Манеж», Москва. E-mail: Katia_USV@yahoo.com

79

целостность и атмосферу до сих пор. Как справедливо отмечает исследователь стиля A.B. Петухов, модификация ар деко приобрела новые оттенки, далёкие от французской модели стиля: в ансамбле «кристаллизировалась новая ипостась ар деко», в которой «формы избыточного декоративного многообразия... модифицировались в сторону большей строгости» [21, с. 377].

Многие исследователи представляют американский вариант ар деко как зрелую фазу общей линии развития стиля, зародившегося во Франции в начале 1910-х годов. Хронологические рамки его существования в США многие специалисты открывают Парижской выставкой 1925 года, которая как будто предоставила готовые образцы и формально-пластические решения для американского стиля «модернистик». Это утверждение справедливо лишь отчасти и относится скорее к области дизайна и декоративно-прикладного искусства. Действительно, американская промышленность сразу почувствовала в новом стиле огромный потенциал для успешного развития на американской почве. B 1926 г., в период деятельности комиссии Министерства торговли США, был подготовлен доклад Ч. Ричардса о выставке 1925 г., выводы которого заключались в необходимости использовать новые европейские художественные достижения для огромного внутреннего рынка страны [18, с. 154]. Американские музеи ежегодно выделяли средства на приобретение образцов современного дизайна, а Международная выставка современного декоративного искусства, представляющая выдающиеся экспонаты выставки 1925 г., отправилась в турне по восьми американским городам [18, с. 155]. Кроме того, стиль ар деко оказался широко востребован среди широкой публики: респектабельные американские магазины устраивали экспозиции современного французского искусства уже с начала 1920-х годов.

Однако в области архитектуры американские авторы скорее превосходили Европу, нежели оглядывались на неё. Для развития ар деко оказалось достаточно лишь небольшого толчка в виде новых декоративных форм, которые были с лёгкостью интегрированы в монументальное искусство. Огромную роль в развитии американской архитектуры сыграло творчество Луиса Салливана и Франка Ллойда Райта. Одним из первых отметил схожесть предшественников ар деко в формах венских мастерских и архитектурного бюро Райта Б. Хил-лер: «Центром тяжести» того и другого «была геометрия, до тех пор дополняемая новыми элементами, пока дизайн не становился живым организмом» [23, с. 60]. Профессор Т.Г. Малинина также отмечает, что в творчестве архитектора Й. Урбана, сформировавшегося в Вене под влиянием Веркштетте, но работавшего в США, осуществилась прямая связь новых тенденций европейского дизайна и нового американского стиля [18, с. 163]. Форма американского небоскрёба в её характерном виде разрабатывалась с начала 1920-х годов. Его принципы были сформулированы и опубликованы в «Чикаго трибьюн» уже в 1922 г., то есть за три года до международной выставки. «Поразительно, что сегодня мы обращаем свои взоры к Европе, желая научиться у неё тому, чему сами наши первопроходцы модернизма учили европейцев», - писал Райт в журнале «Аркитекчерл рекорд» [15]. Признавая, что отдельные «эксперименты американского дизайна после Парижской выставки выглядели неуклюжей стилизацией» [23, с. 59], некоторые исследователи одновременно отмечают, что в Америке уже существовала собственная традиция современного «декоративизма», параллельная творчеству венских мастер-

ских. На особенности американского искусства указывал В. Хайт: «...ему свойственны прагматизм и утилитаризм, а также свобода от канона, каких бы то ни было предустановлений, запретов и ограничений, открытость внешним заимствованиям» [22, с. 113].

Векторы развития ар деко в Европе и США были различны. В отличие от французского варианта, рост которого шёл от частного к общему, от прикладных форм к интерьеру и отчасти к архитектуре, в США просматривалась обратная тенденция: от концепции целого здания художники шли к его наполнению. В Европе ар деко не получило полноценного развития в строительстве, за исключением нескольких частных построек Р. Малле-Стевенса, П. Шаро и образцов выставочных павильонов. Возможно, именно поэтому многим современникам архитектура Америки виделась как «наиболее реальное и жизненное из искусств», свежее вливание в ту область, где «уже пятьдесят лет мы топчемся на месте, перебирая формы всех стилей и эпох» [17, с. 8].

Утверждение о своеобразии американской архитектуры справедливо отчасти и для сферы скульптуры. Обобщённость и лапидарность форм, которая была сформулирована в Европе лишь к началу 1920-х и обозначена на колониальной выставке 1931 г., была органичным признаком пластики США уже со второй половины 1920-х годов. В американском искусстве черты монументальности обнаруживают постепенное усиление, которое достигает наибольшего размаха во второй половине 1930-х годов. Огромную роль в развитии пластики ар деко сыграло хронологическое совпадение со строительным бумом: необходимость возведения зданий государственного и общественного назначения стала мощным импульсом к развитию архитектурных и парковых ансамблей. Американская скульптура во многом мыслилась как средство антропоморфизации широких архитектурных, городских и парковых пространств. «Небоскрёб. требовал ритмического и масштабного расчленения и оживления громадных стеновых плоскостей» [22, с. 113], и именно эти задачи стали ключевыми для американской пластики. Сам масштаб американского небоскрёба ни в коей мере не мог быть соотнесён с модулем человеческого тела, и скульптуре предстояло взять на себя роль посредника в освоении человеком колоссальных архитектурных ансамблей.

Вряд ли стоит утверждать, что развитие стиля в Соединённых Штатах имело быстрый и поступательный характер. Первое время оборотной стороной открывшихся возможностей оказалось ограничение свободы самовыражения, связанное с правом заказчиков диктовать свои условия. «Америка. не была идеальным местом для свободной реализации творческих фантазий, и требования заказчика бывали там иной раз в высшей степени стеснительными, в особенности для зодчих» [23, с. 82]. Львиную долю строительства и скульптурных заказов составляли общественные и государственные сооружения, и скульптура понималась прежде всего как общественное искусство (public art) [1, p. 115]. Следовательно, главной темой американской пластики стало

воплощение государственных идеалов, прославление величия американского народа, национальное самоутверждение и пафос строительства современного общества. В силу определённой консервативности в выборе средств, присущей государственным институциям, эти настроения сказались и на формировании стиля скульптуры первой четверти XX века. В статье к каталогу «200 лет американской скульптуры» Т. Армстронг отмечает: «Как это ни парадоксально, именно американское общество оказалось наиболее консервативным реципиентом современного искусства. Причиной тому была привычка к тяжеловесной, формализованной академической классике, укоренившаяся не только в сознании обывателя, но и в художественной среде» [1, р. 117]. Посвятивший американскому ар деко отдельное исследование Э. Дункан также отмечает силу сопротивления традиционного академического вкуса смелому таланту молодых американских скульпторов. Таким образом, двойственность американского модернизма в первой фазе его развития заключалась в том, что при самых широких возможностях общество предпочитало мастеров традиционного академического толка молодым скульпторам. К с

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком