научная статья по теме «СЛАВНЫЙ БЫЛИННЫЙ БОГАТЫРЬ» Науковедение

Текст научной статьи на тему ««СЛАВНЫЙ БЫЛИННЫЙ БОГАТЫРЬ»»

«СТАРЫЙ ГОСУДАРЕВ ДВОР»

Ольга БАЗАНОВА, журналист

В 2013 г., к 400-летию восшествия на престол первого представителя рода Романовых, в одном из филиалов Государственного Исторического музея — Палатах бояр Романовых — открылась обновленная экспозиция, единственная в нашей стране, рассказывающая о патриархальном быте предков русских царей. Здесь воссозданы богато убранные хоромы столичной знати и представлены уникальные документы, книги, высокохудожественные предметы декоративно-прикладного искусства XVII в. — серебряная и расписанная эмалью стеклянная посуда, мебель, ткани и т.д.

Старинный район в центре нашей столицы, вблизи Кремля, получивший в XVI в. название «Заря-дье», поскольку находился за торговыми рядами, — настоящее созвездие памятников древнерусского зодчества. Здесь, вдоль улицы Варварки, стоят храмы Георгия Победоносца на Псковской горке 1658 г. (колокольня и трапезная — 1818 г.), Максима Блаженного 1698—1699 гг., святой великомученицы Варвары

1796—1804 гг., а также знакомое нашим читателям Английское подворье Х^—Х^1 вв.* Рядом основании.: А. Сотин. Английский двор и его обитатели. — Наука в России, 2010, № 4; О. Борисова. «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль...» — Наука в России, 2013, № 3 (прим. ред.).

Палаты бояр Романовых.

ный в 1629—1631 гг. Знаменский монастырь: собор иконы Божией Матери «Знамение» (в честь образа Богородицы, особо почитаемого Романовыми) 1679— 1682 гг., братский корпус 1675—1678 гг., колокольня с келейным корпусом 1784—1789 гг.

В ансамбль обители некогда входили и расположенные поблизости Палаты бояр Романовых (с 1932 г. филиал Государственного Исторического музея*). Дело в том, что в XVI в. сами они и окружающая обширная территория с различными хозяйственными постройками принадлежали служившему при дворе государя Ивана IV боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву (сыну Романа Юрьевича, от имени которого происходит фамилия царской династии). Именно здесь, по преданию, в 1596 г. появился на свет его внук Михаил Федорович, ставший первым представителем этого рода, взошедшим на престол (1613 г.). Как и полагалось московскому правителю, он поселился в Кремле, а усадьбу предков в Зарядье (которую с тех пор называли «Старый государев двор») пожаловал в 1631 г. Знаменскому монастырю.

По мнению специалистов, романовские палаты, как и соседние, где размещалось Английское подворье, были построены в камне в конце XV в., но огонь и время не пощадили здание. Так, в 1668 г. оно настолько сильно пострадало от пожара, что пришлось разобрать стены до белокаменного подклета, и через четыре года зодчий Мелетий Алексеев возвел на нем двухэтажные хоромы (их нижняя, кирпичная, часть сохранилась до наших дней). Однако ничто не вечно, и к середине XIX в. они сильно обветшали, что не мог не отметить посетивший Москву в 1856 г. император Александр II. По его приказу началась первая реставрация усадьбы, ставившая цель воссоздать оставшиеся от нее постройки — жилой дом и корпус служб — в первозданном виде, тем более что в обществе тогда пробудился большой интерес к род-

*См.: В. Егоров. Сокровищница отечественной истории. — Наука в России, 2004, № 5 (прим. ред.).

ной истории, к русскому стилю в архитектуре и искусстве*.

Жилища богатых людей издавна было принято строить в форме буквы Г («глаголь»), т.е. как бы из двух стоящих под прямым углом частей, образующих внутренний дворик. Именно эта форма, а также традиционный для XVII в. наружный декор (карниз, полуколонны, установленные по углам здания, а также обрамляющие окна и балконы) присущи здешним палатам. В ходе реставрации воспроизвели утраченное крыльцо, существовавший изначально верхний деревянный этаж с высокой четырехскатной шатровой крышей, воссоздали убранство интерьеров, наполнив их подлинными предметами быта и мебелью тех лет. В 1859 г. работы были завершены и организованный там музей (кстати, один из первых в стране) «Дом бояр Романовых» с экспозицией, посвященной повседневной жизни предков русских царей, принял посетителей.

Отметим, все, что сделали в середине XIX в. историки, архитекторы, строители, художники и другие специалисты для возвращения к жизни этого ценнейшего памятника, позволило сохранить его до наших дней. И к 400-летию Дома Романовых, отмечаемому в 2013 г., понадобилась лишь частичная реставрация здания и его интерьеров. Так, для отделки стен трапезной (самой просторной и парадной палаты в доме, где семейство обедало и принимало гостей) в Государственной научно-реставрационной мастерской «Старинные ткани» на ручном ткацком станке изготовили парчу, взяв за образец хранящиеся в Государственном Историческом музее фрагменты материи, созданной в 1850-х годах. Орнамент на обивке выполнен в виде вензелей Михаила Федоровича Романова и силуэтов грифона (фантастического крылатого животного с туловищем льва и головой орла, олицетворяющего власть и силу). Никита Романович Захарьин-Юрьев первым использовал его фигуру в качестве геральдического знака, а в 1856 г. ее включили в герб царской династии.

*См.: Т. Гейдор. Полистилизм в русской архитектуре. — Наука в России, 2009, № 5 (прим. ред.).

Наука в России №6, 2013

Потолок трапезной покрыт нарядной росписью, воспроизведенной в 1850-х годах по миниатюрам из рукописной «Книги об избрании на царство царя и великого князя Михаила Федоровича» (1672—1673 гг., Музеи Московского Кремля*), запечатлевшей мельчайшие детали костюмов, архитектурного декора, пейзажей, домашней обстановки того времени. На арках сводов художник изобразил поднимающиеся вверх, широко расходящиеся в противоположные стороны симметричные растительные побеги с разнообразными ответвлениями и множеством причудливых завитков. (Такой орнамент с поэтичным названием «травы разметные» был одним из основных в живописи «дивного узорочья»** и вслед за ним русского барокко***.) А в обрамлении этих сказочных листьев и цветов мы видим гербы государства с двуглавыми орлами, монограммы МФР и грифонов.

Всем изображениям присущи яркие, контрастные тона, что было одной из главных черт отечественного декоративно-прикладного искусства того времени, отличавшегося жизнелюбием, пристальным интересом художников к окружающей природе. Их основным приемом было сочетание зеленого, желтого и красного цветов, причем последний (в ходу было более 20 его оттенков) считался «царским», а потому стал излюбленным у состоятельных заказчиков: он преобладал в кремлевских покоях и домах знати в росписи, обивке стен, текстильных изделиях, да и в парадной одежде.

Солнечный свет проникает в трапезную через слюдяные окна в металлических переплетах; вдоль стен,

*См.: А. Николаева. Музеи Московского Кремля. — Наука в России, 2006, № 5 (прим. ред.).

**Узорочье — стиль, сложившийся в XVII в. в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта (прим. ред.). ***См.: И. Терехова. Русское барокко. — Наука в России, 2009, № 2 (прим. ред.).

как в старину во всяком русском доме, стоят лавки; пол выложен дубовым паркетом. В «красном углу», под иконами «Николай поясной», «Троица Ветхозаветная», «Казанской Божией Матери», установлен большой обеденный стол. Примечательно, что рассаживались за ним во время пиршеств согласно родовитости: около главы семейства, занимавшего почетное место, — наиболее знатные гости. Рядом принадлежности для мытья рук: кумган (кувшин особой формы для воды) и лохань.

Эта парадная комната, предназначенная для приемов, должна была свидетельствовать о статусе хозяев. Наряду с великолепными росписями и обивкой ее украшают шкаф для дорогой посуды работы отечественных мастеров конца XVII в. со слюдяными створками, расписанный изображениями тюльпанов, и поставец (ящик на ножках), на котором красуются самые ценные и нарядные предметы сервировки. Тут выставлены большие и маленькие серебряные, позолоченные сосуды для питья: братины, чарки, стопы, а также корчики (черпаки) и вилка — «диковинка», начинавшая тогда входить в обиход.

Среди этого великолепия в первую очередь обращает на себя внимание серебряный жалованный ковш с надписью по краю, гласящей, что подарен он посадскому человеку из города Самары Афанасию Болдырю за прибыль, принесенную государству (такие награды в те времена вручали за воинские и прочие заслуги). Немало в трапезной и предметов иностранного происхождения, что было характерно для богатого русского дома XVII в.: кресла, часы, посуда работы западноевропейских и восточных мастеров, шведское паникадило, турецкие бархатные полавочники (накидки на лавки), немецкая гравюра и пр.

Здесь же можно увидеть копии «Родословной книги» XVII в. (делопроизводственный документ, содержавший поколенные росписи знатных родов) и Евангелия,

принадлежавшего боярину Федору Кошке — выдающемуся политическому деятелю конца XIV — начала XV в., предку Романовых. Оно представляет собой рукопись на пергаменте, иллюстрированную цветными миниатюрами, украшенную стилизованным растительным, геометрическим и зооморфным орнаментом. Серебряный позолоченный оклад фолианта отделан сканью (ажурным узором из тонкой проволоки), чеканными фигурами ангелов и святых; на его краях можно прочитать имя заказчика и дату изготовления — 1392 г.

Соседнюю комнату, оформленную не столь празднично, но не менее роскошно, причем с преобладанием зеленых тонов, создатели экспозиции назвали «кабинет боярина». Голландская печь здесь выложена муравлеными изразцами (покрытыми глазурью цвета травы-муравы) с рельефными изображениями исторических и сказочных персонажей, бытовых и батальных сцен («Александр Македонский», «Соловей-разбойник», «Борцы борются», «Осада крепости» и т.д.); сукном того же оттенка покрыты лавки, обтянуты две стены. Остальные две обиты золоченой голландской кожей, расписанной ярким растительным узором, считавшейся в то время самой щегольской отделкой.

Под иконой видим рабочий стол с письменными принадлежностями — гусиными перьями, ларчиком для ценных бумаг, чернильным прибором, украшенным эмалью; тут же популярное в XVII в. издание «Переписка

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком