научная статья по теме СЛОВО ВЛАСТЬ В СОЧИНЕНИИ Г. КОТОШИХИНА Языкознание

Текст научной статьи на тему «СЛОВО ВЛАСТЬ В СОЧИНЕНИИ Г. КОТОШИХИНА»

Слово власть в сочинении Г. Котошихина

© И. Н. ЩЕМЕЛИНИНА, кандидат филологических наук

Автор статьи анализирует слово власть в сочинении Г. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича», выявляя лексико-семантические варианты этого слова, передающие лингвокультурологи-ческие представления народа, жившего в XVII веке.

Ключевые слова: слово власть, язык Г. Котошихина, влияние, господство, территория.

«Над человеком, не приявшим благодатной силы, господствует сила и власть страстных обычаев мирских и духа, действующего в мире, до того, что ему и на мысль даже не может прийти решиться на что-нибудь противное: никак нельзя, так принято. Этим выражается общее сознание своего рабства духу мира. Поддерживается сия власть некоторою боязнию или страхом за жизнь», - повествует Св. Феофан Затворник [1. С. 15]. В этих словах содержится понимание подчиняющей силы власти мирской как ядра, вокруг которого выстраиваются остальные компоненты содержания слова власть, известные по лексическому значению: «1. только ед. Право и возможность подчинять кого-что-нибудь своей воле, распоряжаться действиями кого-нибудь. 2. Права и полномочия правительства, правительственного лица (полит.). 3. только ед. Образ правления, государственный строй (полит.). 4. перен., только ед. Могущественное влияние, принудительная сила. 5. чаще мн. Лица, облеченные властью, начальство. Превышение власти (юр.) - превышение данных полномочий. Власть предержащая - см. предержащий. Во власти чьей, с инф. - кто-нибудь вполне может сделать что-нибудь. Ваша власть (разг.) - как вам угодно, дело ваше» [2].

Власть относится к единицам речи, охватывающим все стороны жизни человека - от семейных, личных, до государственных, мировых масштабов, вселенского понимания Божией власти. Власть затрагивает не только сознание, но и сердце, т.е. уровень эмоций: «Власть как один из главных факторов в жизни человека в высшей степени эмоционально окрашенное понятие, притягивающее одних людей и устрашающее других» [3. С. 73].

Лексема власть, по сути, остается малоизученным и по-прежнему интерпретируется с разных точек зрения, что дает нам все основания обращаться к дальнейшему исследованию речевой единицы с позиций лингвистики.

Власть - один из важных признаков существования человеческой цивилизации, различных видов сообществ. Она имеет важные функции - это прежде всего средство создать и поддерживать порядок, целостность государства, обеспечивать сохранение его культуры, духовно-исторического наследия, обычаев: «Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д.» [4. С. 29]. По мнению Платона, власть - это хранительница законов и служанка царской мощи [5. С. 79].

Однако функции власти не всегда однотипны. Вмешивается фактор многообразия мира (как современного, так и древнерусского), а потому более противоречивую и сложную лексему найти, на наш взгляд, трудно.

По мнению Д.С. Лихачева, «у каждого человека есть свой круг ассоциаций, оттенков значения и в связи с этим свои особенности в потенциальных возможностях» [6. С. 152]. Поэтому слово власть для многих представителей русского социума включает в себя и политическую значимость, и государственную необходимость; ментальный образ отражает субъективно-объективный фрагмент картины мира - российского государственного строя указанной эпохи. Нельзя не согласиться с мнением Е.В. Шейгала о том, что «концепт ВЛАСТЬ автохтонный, ибо он формируется исторически в пределах политического дискурса и постоянно в нем воспроизводится» [7. С. 57].

В сочинении Г. Котошихина слово власть зарегистрировано в 74 употреблениях и используется автором в разнообразии указанных нами лек-сико-семантических вариантов, однако главный компонент содержания, зафиксированный в словаре русского языка Х1-ХУ11 вв. [8], встречается в сочинении один раз: «власть, господство» [6. С. 221-222]. По мнению Аристотеля, «власть государственного мужа - власть над свободными и равными» [9. С. 386]. Он отражен в тексте: «Богатством и честию исполнен, но еще несовершенно удоволен, понеже житие и власть имеяй царскую, славою ж несть» [10], в котором читается «преимущество», «могущество», «мощь», «влияние», «верховенство», и дополняется смысловыми составляющими как «сила, способная главенствовать над людьми / обществом», а также «право и возможность неограниченно распоряжаться либо кем-нибудь, либо чем-нибудь и подчинять людей / общество своей воле». Каждый из нас согласится, что для человека, имеющего власть, ее не бывает много, однако, по мнению св. Феофана Затворника, «столько исчадий опаснейших рождает рассудок,

когда ему дают слишком много власти, дают больше, нежели сколько следует» [1. С. 337]. Положительный образ власти в контексте формируется за счет использования прилагательного царский, которое несет в себе значимый, а именно ценностный элемент портрета лексемы.

Лексико-семантический вариант «органы власти, духовные и гражданские лица, облеченные властью» представляет семы люди, лица в следующих текстах: «А у самих у них властей таких людей, без царского ведома, не казнят ни за что»; «И после того времяни царь с патриархом советовал, и со властми ... говорил, чтоб ему сочетатися законным браком»; «А позади царского тела идут патриарх и власти...»; «А власти съезжаются не все, потому что живут многие вдали»; «А окроме таких дней, они бояре и власти у царя не обедают никогда»; «И попу, которому жениха с невестою венчати, даетца от патриарха и от властей писмо за печатью»; «И в монастырех власти, делают столы на воинских и на иных людей, и на попов и на чернцов»; «И гости, и служилые люди, дарили против тогож что и власти»; «А как из городов власти сьедутца все к Москве, и тогда патриарх и власти, и попы и дьяконы, соберутца на царской двор и оденутся в церковныя одеяния» [10]. Здесь раскрываются смысловые составляющие «приближенные к царю», «пользующиеся доверием» [10].

«И царь, и власти, и бояре, и всякого чину люди, чинят перед тем образом прощение»; «И после моления у властей и у воевод и в мона-стырех обедают» [Там же]. В данной конструкции происходит воплощение смысла «покаяние за грехи свои» как признак уважающей обычаи народа власти.

Смысловые составляющие «право принимать решения», «отдавать приказы», «наказывать», «принуждать» содержатся в таких примерах: «А иных унимают, смиряют и отлучают власти и попы от церкви Божии, и возлагают епитемию»; «И по тому челобитью власти велят сыскать дворовыми людми и соседми, по душам их»; «А бывают у патриарха и у властей судные дела ...»; «И по сыску патриарх и власти, кто смотря хулил и бесчестил тое невесту, велят женити его на ней силно»; «И власти и бояре на такое дело с ним царем приговорят. В.В. Колесов в своем труде отмечает, что «понимание власти как давящей силы всегда сохраняется» [11. С. 516].

В контексте «А власти, патриарх и митрополиты, и иные, и простые чернцы, и черницы, и попы пишутца к царю» смыслосодержательная сторона определяется как «возможность обращения к вышестоящему органу власти с прошением».

С лексико-семантическим вариантом связано воплощение христианского смысла бытия «право молвить слово благое»: «И после того власти, и бояре, и ближние, и всяких чинов люди, на государстве его поздравляли»; «И потом власти и бояре и иные чины подносят царевичю

дары»; «Власти, и царица и царевичи и царевны, и бояре, и иные чины идут в церковь»; «И тогда власти, и царица и царевичи, и бояре, бывают в той же церкве у обедни и отпевают по царе панафиду»; «И прощався царь, и патриарх, и власти, и бояре, с-ыными образами пойдут назад и патриарх, и власти, и бояре, и иные люди, те образы встречают в тех же местех, где чинит прощение в провожании, с образами ж и со свещами»; «И патриарх, и власти на такое доброе дело к сочетанию законныя любви благословили»; «И по обеде патриарх и власти царя и царицу благословляют образами»; «И в то время власти с братьею царя и царицу благословляют образами окладными»; «А по обеде власти благословляют их образами и дарят»; «А после обеда благословляют власти царевича образами» [10].

Однако власть, власти в представленных конструкциях - это, на наш взгляд, не только бояре, патриарх, царь, но и Боярская дума, в которую входили представители аристократии при русском царе, Земские соборы, дополнявшие боярскую думу, местное управление. В контексте, хотя речь идет о государственной, а не о церковной власти, религиозный оттенок реализуется в связи с представлением о даровании власти по воле Всевышнего. Но лексико-стилистический вариант слова власть с оттенком совокупности (метонимическое «властные люди») упоминается наряду с именем патриарха. В сочинении Г. Котошихина слово власть, на наш взгляд, несет в себе ясную сему «лицо, имеющее власть от Бога и реализующее его волю на земле».

Образ власти как охватывающей весь известный мир в представленном контексте поясняется за счет использования прилагательных, например, Греческий, Персидцкий. В таких текстах отражается смысловая составляющая «чужой» - «представители власти, относящиеся к другой стране / государству»: «А приезжают Греческие власти, для милостини, в указные годы»; «И Греческим властем и иным чином, рыбою и рыбными ествами и мясами живыми и битыми и вареными»; «Как бывают окрестных государств послы на Москве, такъже и Греческие власти, и Персидцкие и Греческие купетцкие люди, и им покупаетца всякой корм» [Там же].

В составе лексемы власть присутствует и такой компонент, как «иерархия», так как власть - это «иерархическая система управления», имеет регламентированный порядок для «больших» и «менших», что, прежде всего, указывает на определенные правила и существующие порядки жизнеуправления чиновников эпохи правления царя Алексея Михайловича: «И те образы и дары у патриарха и у болших властей царь и царица приимают сами, а у иных властей велят принимать»; «И царь у патриарха и у болших властей и у бояр образы и дары принимает сам, а у иных менших властей и у менших чинов людей образы и дары велит прин

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком