научная статья по теме СМЫСЛ ЖИЗНИ: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Психология

Текст научной статьи на тему «СМЫСЛ ЖИЗНИ: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ, 2015, том 36, № 1, с. 5-19

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

СМЫСЛ ЖИЗНИ: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

© 2015 г. В. Э. Чудновский

Доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГНУ "Психологический институт " РАО, Москва

В статье подводятся итоги многолетнего исследования проблемы смысла жизни. Подчеркивается особая актуальность данной проблемы в условиях современного социума: направленность человеческой деятельности, разумное управление ею становится непременным условием выживания человека на Земле, а смысл жизни является концентрированным выражением этой направленности. Смысл жизни представлен как особое психическое образование, характеризующееся определённой субстанциональностью и обусловливающее относительную эмансипированность субъекта от непосредственных воздействий. Рассматриваются основные характеристики смысла жизни: его амбивалентность, адекватность и конструктивность. Описываются иерархическая структура феномена смысла жизни и процесс "монолитнизации" смысла как проявления его неадекватности. Изложены результаты экспериментального исследования интегрирующей функции смысла жизни, дается характеристика феномена "Я экзистенциальное" как высшего уровня личностной интеграции. Экспериментально показаны особенности влияния смысложизненных ориентаций на становление индивидуальности, в том числе профессиональное становление. Представлена психологическая характеристика феномена "ценностно-смысловое отношение к семейной жизни" как фактора, способствующего формированию гармоничных отношений в семье. В заключение очерчиваются некоторые перспективные линии дальнейшего исследования проблемы смысла жизни.

Ключевые слова: направленность внутренней активности человека, смысл жизни, адекватность и контрпродуктивность смысла жизни, структурная иерархия, монолитнизация смысла, индивидуальность, творчество, рефлексия, ценностно-смысловое отношение к семейной жизни, жизненное пространство личности.

Реальностью является амбивалентность, двойственность тенденций развития человеческого общества и научно-технического прогресса: с каждым шагом развития увеличиваются возможности преобразования человеком окружающей среды, использования природы в его собственных интересах, возможности достижения всё более высокого уровня жизненного комфорта. Вместе с тем с каждым шагом развития увеличиваются масштабы техногенных катастроф, не утихают междоусобные, межнациональные, межгосударственные конфликты, а "покорённая" природа как будто мстит человеку катаклизмами, в результате которых аномальность всё более становится нормой её существования. Острие научно-технического прогресса обернулось против человека. Homo sapiens шагнул от прежних дуэлей, где отношения выяснялись с помощью шпаги и пистолета, к ядерным боеголовкам, которые в течение короткого времени могут уничтожить всё живое

на Земле. Неужели этот впечатляющий результат является смыслом жизни человека и человечества?

Сегодня проблема смысла жизни становится проблемой существования человека на Земле. Академик Н.Н. Моисеев писал: "Ядерная война -далеко не единственный способ самоуничтожения человечества... реальностью является потеря устойчивости биосферы. Загрязнение Мирового океана и нарушение водного баланса грозит катастрофическими последствиями; нарушилось естественное равновесие природных циклов, концентрация углекислого газа в атмосфере в XX веке увеличилась на 20%" [22, с. 253]. "Эпоха ноосферы, - подчёркивает автор, - тот этап развития биосферы, на котором ответственность за её дальнейшую судьбу принимает сам человек" [там же, с. 263]. Он также подчеркивал, что человечество вновь встало перед необходимостью качественной перестройки стандартов своего пове-

дения: необходимо научиться по-новому мыслить и воспринимать жизнь, разумно управлять ею.

Психология смысла жизни уходит своими корнями в известную проблему соотношения "внешнего" и "внутреннего", проблему активности внутреннего, которое не является лишь "преломлением" внешних воздействий, а имеет свой непосредственный источник, свою внутреннюю логику развития. При этом следует иметь в виду направленность внутренней активности, ибо с переходом на более высокую ступень организации возрастают не только предпосылки позитивного развития, но и опасность деформации данного процесса. Это можно отчётливо увидеть на примере человеческого мышления. «Заблуждения человеческого разума, - пишет И.Т. Касавин, -были предметом анализа во все времена, вместе с тем вплоть до сегодняшнего дня существует недооценка значимости "неразумного", ошибочного мышления в жизни человека и человечества. ...Важнейшей гносеологической догмой, которая до сих пор до конца не преодолена, является тезис о случайности заблуждения». Исследователь высказывает как будто парадоксальную мысль: ".Чем более совершенен разум, тем больше он подвержен заблуждению. Заблуждение - продукт высокоорганизованного мышления." [14, с. 1011]. Отсюда резонно сделать вывод о том, что по мере развития мышления заблуждение становится всё более сложным, тонким, замаскированным под истину и всё более значимым по своим негативным последствиям для человека.

Особую значимость в данном контексте имеет направленность внутренней активности, если иметь в виду, что так называемые объективные события окружающей среды во многом подготавливаются субъективными действиями человека [44, 45]. Сказанное определяет актуальность исследования проблемы смысла жизни как психологического механизма, направляющего внутреннюю активность человека, становление его личности.

Одной из важных предпосылок исследования было уточнение позиций науки и религии по отношению к проблеме смысла жизни: исследователь данной проблемы неизбежно сталкивается со скептическим отношением со стороны некоторых религиозных мыслителей к самому намерению сделать данный феномен предметом научного анализа. Н.К. Гаврюшин приводит слова А.Н. Введенского о том, что сама постановка вопроса о смысле жизни возможна лишь в случае признания бессмертия души [9]. Между тем

анализ проблемы показывает, что есть целый ряд принципиальных положений, которые сближают научный и религиозный подходы к проблеме смысла жизни. Разумеется, существуют и принципиальные различия, но они не должны быть препятствием для наведения "мостов" между наукой и религией в разработке важнейшей проблемы человека и человечества - осознания смысла своего существования [46].

МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе наших исследований был апробирован комплексный методический аппарат, который включал в себя две группы методик.

1) Методики, специально разработанные для изучения феномена смысла жизни. Сюда следует отнести адаптированную Д.А. Леонтьевым версию теста "Цель жизни" Д. Крамбо и Л. Махо-лика (тест даёт возможность дифференцировать испытуемых по таким показателям, как "осмысленность жизни", "эмоциональное восприятие жизни", "способность управлять жизнью" и другие), разработанные нами анкеты "смысл жизни", "смысл жизни и акме", методику исследования жизненных смыслов В.Д. Котлякова, дающую возможность определить "удельный вес" различных категорий жизненных смыслов в общей иерархии, предложенный аспиранткой Е.А. Максимовой графический тест "Пространство моей жизни", позволяющий выявить отношение человека к общей направленности собственной жизни и важнейшим её событиям, происходящим на разных возрастных этапах; разработанный Е.В. Мар-тыновой ряд практических техник, предназначенных как для исследовательских целей, так и для оказания психологической поддержки: «геног-рамма "Послание предков"», "Путешествие по мирам потерянного и непотерянного времени", "Построение графика жизненного пути", "Письмо самому себе через 25 лет". Использовался приём написания сочинений, непосредственно связанных с проблемой смысла жизни: "Моё представление о смысле жизни", "Смысл жизни и профессия", "Труд учителя и проблема смысла жизни", апробированный Т.А. Поповой метод написания мини-сочинений "Моё прошлое", "Моё настоящее", "Моё будущее" [25].

2) Группа методик, не направленных непосредственно на выявление смысложизненных ориентаций, но дополняющих (а иногда и корректирующих) результаты методик первой

группы. Она состоит из трёх комплексов:

A) Методики, тесно примыкающие к методикам первой группы и дающие дополнительную информацию о "смысложизненных" ориентаци-ях испытуемых: тест-интервью Е.И. Головахи и А.А. Кроника "Психологические часы", позволяющий определить отношение испытуемого к реализации собственных жизненных планов; тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева; методики диагностики субъективного контроля Дж. Роттера, опросник "Кто Я" М. Куна, Т. Макпартленда.

Б) Методики диагностики индивидуально-психологических и личностных особенностей индивида: личностный опросник Г. Айзенка; опросник Я. Стреляу, шкала Я-концепции для детей Е. Пирса, Д. Харриса (в модификации А.М. Прихожан), методика самооценки Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

B) Методики диагностики психологических особенностей учителя-профессионала: методики оценки работы учителя МОРУ в адаптации Л.М. Митиной; дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

В ходе исследования широко применялся метод монографического изучения и создания психологических портретов отдельных испытуемых. При этом мы исходим из того, что (и это подтвердилось в процессе работы), когда эмпирически и экспериментально полученные факты воплощаются в целостном образе, они не просто оживают, но и приобретают новое качество, дополнительное содержание. Целостный образ не только конкретизирует, но и углубляет проблему [48].

В процессе исследования был разработан и апробирован учебный курс для старшеклассников "Можешь ли ты стать хозяином своей судьбы?". При его разработке был реализован комплексный подход, соединяющий исследовательские задачи с психологической поддержкой процесса становления у учащихся смысложизненных ори-ентаций

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком