научная статья по теме СОБОР В СТРЕНЕСХАЛЬКЕ И МОЩИ СВЯТОГО АЭДАНА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СОБОР В СТРЕНЕСХАЛЬКЕ И МОЩИ СВЯТОГО АЭДАНА»

А.А. Королёв

СОБОР В СТРЕНЕСХАЛЬКЕ И МОЩИ СВЯТОГО АЭДАНА

Один из ключевых эпизодов в "Церковной истории народа англов" Беды Достопочтенного - описание Собора в Стренесхальке (Синода в Уитби)1, который положил конец организованной ирландской миссии среди англосаксов. Беда подробно и сочувственно рассказывает о событиях, которые привели к созыву Собора, о развернувшейся на нем дискуссии и о последствиях Собора, определившего развитие Церкви в англосаксонских землях. Собор в Стренесхальке неоднократно привлекал внимание исследователей. Хорошо изучен его политический подтекст, суть спора о дате празднования Пасхи и решения, которые повлекли за собой утверждение в Англии единой церковной организации во главе с архиепископом Кентербери, непосредственно подчиненным Папскому престолу2. Беда сообщает о различной реакции ирландского духовенства на эти события. Руководитель Церкви в Нортумбрии Линдисфарнский епископ Колман вместе с частью клириков покинул Британию. Однако другая часть духовенства вместе с Кеддом, епископом восточных саксов, не последовала за ним. Ирландцы и их воспитанники продолжали оказывать влияние на жизнь Церкви в англосаксонской Англии3. Вопрос о действительной реакции ирландского клира на Собор и связанные с ним события остается неразрешенным. Ирландские источники по этому поводу хранят молчание. В настоящей статье мы попытаемся сделать некоторые предположения о том, как ирландцы восприняли события 664 г. в Нортумбрии и как эти события повлияли на жизнь ирландской Церкви. Отправной точкой для рассуждений на эту тему

1 Беда приводит название монастыря как Strenaeshalc (вар. Streneshalch, Streanaeshalc), Стефан в житии св. Вилфрида - как Streaneshalgh, Streuneshalgh. О дате Собора см.: Wallace-Hadrill J.M. Bede's Ecclesiastical History of the English People: A Historical Commentary. Oxford, 1993. P. 129.

2 См.: AbelsR. The Council of Whitby: A Study in Early Anglo-Saxon Politics // Journal of British Studies. 1984. Vol. 23. P. 1-25; Mayr-HartingH. The Coming of Christianity to Anglo-Saxon England. L., 1991. P. 103-113; Cubitt C. Anglo-Saxon Church Councils, c. 650-850. L., 1995; Veitch K. The Columban Church in Northern Britain, 664-717: A Reassessment // Proceedings of the Royal Society of Antiquaries of Scotland. 1997. Vol. 127. P. 627-647.

3 См.: Bieler L. Ireland's Contribution to the Culture of Northumbria // Famulus Christi: Essays in Commemoration of the 13th Centenary of the Birth of the Venerable Bede / Ed. G. Bonner. L., 1976. P. 210-228.

для нас стало сообщение Беды о том, что епископ Колман, покидая Нортумбрию, забрал с собою останки св. Аэдана, основоположника ирландской миссии.

1

Начало ирландской миссии в Нортумбрии связано с именем ко -роля Освальда (правил в 634-642), который долго жил в изгнании в ирландском княжестве Дал Риада (западная Шотландия). Там, в монастыре Иона, основанном святым Колумбой (521-597), он принял крещение. Иона служила центром разветвленной церковной организации, включавшей ряд епископских кафедр и монастырей в Ирландии и Шотландии, которой руководил настоятель Ионы, преемник св. Колумбы4. После восшествия на нортумбрийский престол Освальд решил крестить своих подданных. Для этого он обратился к настоятелю Ионы аббату Сегене с просьбой прислать миссионеров. После одной неудачной попытки в Нортумбрию прибыл епископ Аэдан, ко -торый при деятельной поддержке короля начал проповедовать среди англосаксов (635 г.). На острове Линдисфарн, недалеко от основной королевской резиденции в современном Бамборо, была основана епископская кафедра и построено церковное поселение по ирландскому образцу. Аэдан обратил нортумбрийцев в христианство и создал церковную организацию в Северной Англии; нортумбрийское духовенство первоначально состояло из ирландцев. Миссионер собрал вокруг себя мальчиков-англосаксов, чтобы подготовить их к пастырскому служению. Некоторые из них впоследствии стали епископами.

После смерти Аэдана в 651 г. на его место прислали епископа Фи-нана, при котором ирландские миссионеры достигли границ Кента5. Однако в годы его пребывания на кафедре в Нортумбрии разгорелся спор о дате празднования Пасхи. Ирландцы отвергали пасхальный цикл Виктория Аквитанского, признанный Папским престолом и

4 Baeda. Historia ecclesiasticum gentis Anglorum // Venerabilis Baedae Opera historica / Ed. C. Plummer. Oxonii, 1896. T. 1. (Далее: Baeda. Hist. eccl.) III. 4; см. также: Herbert M. Iona, Kells and Derry: The History and Hagiography of the Monastic Familia of Columba. Oxford, 1988. P. 31-35; DumvilleD. Derry, Iona, England, and the Governance of the Columban Church // Derry and Londonderry: History and Society / Ed. G.O'Brien. Dublin, 1999. P. 91-114; Etchingham C. Church Organisation in Ireland AD 650 to 1000. Maynooth, 1999. P. 126-127.

5 Ок. 615 г. из области восточных саксов был изгнан епископ Меллит, рукоположенный в Кентербери (Baeda. Hist. eccl. II. 5). Король Сигеберт III (654-664) вновь призвал христианских миссионеров, на этот раз из Нортумбрии, и принял крещение от епископа Финана. Впоследствии епископом восточных саксов был назначен Кедд, воспитанник св. Аэдана (Ibid. III. 22). Эти события могли повлечь за собой ухудшение отношений между Линдисфарном и Кентербери.

окончательно принятый франкской Церковью в 541 г., а затем и римскую пасхалию Дионисия Малого6. Деятельность св. Колумбана на континенте и римская миссия в англосаксонском Кенте привели к столкновению сторонников различных способов исчисления Пасхи. Около 628 г. папа Гонорий I направил ирландским иерархам послание, в котором осудил их расхождения с Римом7. Очевидно, следствием этого послания стали разногласия среди ирландцев. Церковные иерархи южной Ирландии приняли "римскую Пасху". Они немедленно подверглись осуждению со стороны северных епископов, которые обвинили их в ереси. Руководители монастыря Иона, одни из наиболее влиятельных сторонников "ирландской Пасхи", стали адресатами послания, написанного южноирландским епископом Куммианом (632/633 г.). В этом послании Куммиан объясняет причины, побудившие южан согласиться с мнением Рима, и пытается убедить своих оппонентов в необходимости этого шага8. Сторонники "ирландской Пасхи" утверждали, что южане отвергли обычаи ирландских святых; их противники указывали на то, что нельзя отделяться от Вселенской церкви, в частности от Папского престола9.

Ирландское духовенство Нортумбрии входило в церковное объединение (familia) св. Колумбы и подчинялось монастырю Иона10. Оно также праздновало Пасху в соответствии со старой ирландской традицией. Это не могло не вызвать трений между ним и архиепископом Кентербери, чье влияние было ограничено южной частью острова. Беда сообщает, что Аэдан пользовался большим уважением со стороны южных епископов, поэтому при его жизни вопрос о Пасхе не поднимался11. При Финане в Нортумбрии возникла группа сторонников "римской Пасхи", к которой принадлежал ирландский монах Ронан, долго живший на континенте. Королева Эанфледа привезла из Кента священника Романа, который праздновал "рим-

6 См.: Kenney J.F. The Sources for the Early History of Ireland. N.Y., 1929. Vol. 1: Ecclesiastical. P. 212-215; Harrison K. Episodes in the History of Easter Cycle in Ireland // Ireland in Early Medieval Europe: Studies in Memory of Kathleen Hughes / Ed. D. Whitelock, R. McKitterick, D. Dumville. Cambridge, 1982. P. 307-319; O'CroinmD. Early Medieval Ireland, 400-1200. N.Y., 1995. P. 301; RichterM. Ireland and Her Neighbours in the Seventh Century. Dublin, 1999. P. 204-207; CharlesEdwards T. Early Christian Ireland. Cambridge, 2000. P. 391-405; Mc Carthy D. On the Shape of the Insular Tonsure // Celtica. 2001. Vol. 24. P. 140-167.

7 Baeda. Hist. eccl. II. 19.

8 Cummian's Letter: De controuersia Paschali / Ed. M. Walsh, D. O Cröinin. Toronto, 1988. P. 56-96.

9 Ibid. P. 72, 74, 80.

10 HerbertM. Iona, Kells and Derry... P. 44-45.

11 Baeda. Hist. eccl. III. 25.

скую Пасху"12. По словам Беды, это создало крайне двусмысленную обстановку в королевском окружении. Старший сын и соправитель Освиу, Алхфрит, также был сторонником "римской" партии. Конфликт грозил не только разрушить единство правящих кругов Нортумбрии, но и серьезно повредить внешней политике Освиу, пытавшегося подчинить своему влиянию южную Англию13. После смерти Финана, когда на Линдисфарнскую кафедру взошел Кол-ман, положение обострилось. Алхфрит изгнал из монастыря Инрип (совр. Рипон) сторонников "ирландской Пасхи", которых ранее сам же и призвал, и передал обитель Bилфридy, недавно вернувшемуся из Рима (661 г.)14. Через три года был созван Собор в Стренесхальке, призванный разрешить противоречия.

2

Сохранились два рассказа о Соборе, один из которых содержится в житии св. Bилфрида Йоркского, написанном вскоре после смерти святого в Инрипском монастыре в апреле 709 г. Автор жития, пресвитер Стефан, обычно идентифицируется как Эдди по прозвищу Стефан, приглашенный Bилфридом из Кента в Нортум-брию для реформы церковного пения15. По словам Стефана, при "епископе-митрополите" Колмане все нортумбрийские клирики собрались в монастыре Стренесхальк для решения вопроса о праздновании Пасхи. Из присутствовавших названы настоятельница монастыря Хильда, оба короля, а также Колман и епископ без кафедры

12 Эанфледа, дочь короля Эдвина (616-632/633) и внучка Этельберта Кентского, приняла крещение от епископа Павлина, главы "римской" миссии в Нортумбрии. После гибели отца Павлин увез ее в Кент, где она жила до брака с Освиу (ок. 642 г.).

13 Исследователи много пишут о политической подоплеке Собора. С одной стороны, обострение "пасхальных споров" может свидетельствовать об оппозиции Освиу, которую возглавлял Алхфрит, пытавшийся с помощью матери закрепиться в южной Нортумбрии - Дейре. Bилфрид, желая нанести удар но ирландскому влиянию, предоставил ему идеологические средства для борьбы. С другой стороны, Освиу стремился получить титул "верховного короля", бретвальды, для чего он нуждался в поддержке южных королевств. См.: Mayr-Harting H. The Coming of Christianity... P. 107-108; Veitch

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком