научная статья по теме СОЧИНЕНИЕ-РЕПОРТАЖ ПО КАРТИНЕ С. В. ГЕРАСИМОВА «ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ» Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «СОЧИНЕНИЕ-РЕПОРТАЖ ПО КАРТИНЕ С. В. ГЕРАСИМОВА «ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ»»

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОЧТА

Г. Н. ГАЛКИНА

Владимир

Сочинение-репортаж по картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»

Предлагаемая статья адресована учителям, работающим по новому учебнику для VIII класса1. Этот учебник помогает осуществить преемственность между V VII и VIII —IX классами, в том числе и в системе уроков развития речи. Наличие в книге репродукций картин создает благоприятные условия для проведения таких занятий.

Программа по развитию связной речи в VIII классе предусматривает повторное обращение к описанию памятника культуры. Эта работа, бесспорно, очень важна, так как способствует формированию культуроведческой компетенции. Памятники культуры помогают представить быт наших предков, их обычаи, нравы и взгляд на окружающую действительность.

Существует множество памятников всемирного значения, познакомиться с которыми позволяют произведения живописи. Мы обратились к картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», репродукция которой помещена в новом учебнике.

Так как в VII классе уже велась работа над умением описывать местность и памятник культуры, задача учителя на новом этапе состоит в том, чтобы научить школьников писать сочинения, используя публицистический стиль речи. Внимание к публицистике прежде

1 Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразо-

ват. учреждений / Л. А. Тросгенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкнна, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский. - М., 2002.

всего обусловлено ее воспитательным потенциалом. Работа над высказыванием в данном стиле речи требует активного личностного отношения к изображаемым событиям.

При планировании урока мы учитывали Концепцию модернизации российского образования, одним из главных направлений которого является введение профильного обучения. Оно будет более успешным, если ученик будет готов к нему психологически. Основной задачей этой подготовки является комплексная работа с учащимися по обоснованному выбору профиля дальнейшего обучения. Реально оценить свои возможности школьникам помогут, на наш взгляд, не только курсы по выбору, организованные в рамках предпрофнль-ной подготовки в девятом классе, но и содержание уроков в среднем звене. Главные задачи таких уроков: создание базы для ориентации учащихся в мире современных профессий, ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих той или иной профессии. Эффективны, на наш взгляд, уроки развития речи по картине. Наглядный образ позволяет активизировать воображение учащихся. Они не просто готовятся писать сочинение в том или ином жанре, но, ощущая себя в художественном мире картины, пробуют свои силы в определенной профессии: экскурсовода, режиссера, искусствоведа, в данном случае — репортера. Задача учителя — организовать урок таким образом, чтобы у вось-

миклассников сложилось представление о специфике профессии репортера. Интерес к профессии обусловит выбор гуманитарного профиля.

Разработка урока содержит вопросы и предполагаемые варианты ответов2. Учитель не может предугадать ответ школьника. Мы и не пытаемся это делать. Однако важно самому знать ответ на собственный вопрос и привести к нему учащихся (возможно, в другой словесной формулировке). В этом залог плодотворного урока.

Цели урока: 1) подготовить учащихся к сочинению в жанре репортажа о памятнике культуры, изображенном на картине; 2) закрепить знания о жанре публицистики — репортаже; 3) актуализировать и обогатить лексику учащихся словами на тему «Памятник культуры»; 4) способствовать формированию культу роведчсской компетенции учащихся: на основе изображения храма Покрова на Нерли дать представление о духовном и эстетическом идеале древнерусского искусства; 5) способствовать осознанному выбору профиля обучения в старшей школе через знакомство с деятельностью журналиста-репортера.

К у л ь т у р о в е д ч е с к и и фон (оборудование урока): репродукция картины С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»; песнопение «Слава земле Русской» (грампластинка: «Театр хоровой музыки». Владимирский камерный хор. Дирижер Эдуард Маркин. — ВТПО Фирма «Мелодия», 1990); колокольный звон (грампластинка: «Ростовские звоны». — М., Мелодия, 1985).

Ход урока.

Вступительное слово учителя. Куль-туроведческий комментарий.

— Цель нашего урока — подготовиться к сочинению в жанре репортажа. В своей работе вы будете рассказывать об одном из прекраснейших мест на земле

о церкви Покрова на Нерли, что под Владимиром.

Город Владимир — в XII —XIV вв. столица Владимиро-Суздальского кня-

1 О методической концепции такого рола уроков см.: Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка. — М., 2000.

жсства — стал крупнейшим очагом русской культуры во время правления князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого (основателя Москвы), внука Владимира Мономаха — великого Киевского князя. (Звучит песнопение «Слава земле Русской». На его фоне учитель продолжает свой рассказ.)

То была твердыня, к которой с почтением относились европейские государства. И твердыня эта так чудесно украсилась, что и сейчас мы видим в ее памятнике одно из высочайших достижений художественного гения нашего народа и можем судить о его идеале красоты. Над простором заливных лугов возвышается чарующий своим изяществом белокаменный храм. Никого не может оставить равнодушным гармония его благородных пропорций и окружающей природы.

Художник и историк искусства И. Э. Грабарь, повидавший лучшие архитектурные памятники Европы, признавал: «...Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства»3.

Итак, сегодня вы можете попробовать свои силы в жанре репортажа и познакомиться с особенностями работы журналиста-репортера. С этой целью мы с вами отправимся к жемчужине архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Поможет нам в этом картина С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» (1953).

Рассказ о художнике.

— Сергей Васильевич Герасимов родился в 1885 г. в городе Можайске. Закончил сначала Строгановское училище, а затем Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Учителями его были известные художники К. Коровин и С. Иванов.

Сергей Герасимов вошел в историю русского изобразительного искусства как мастер жанровой картины, создатель крупных, многофигурных композиций на темы революции, гражданской войны, Великой Отечественной войны,

3 Осетров Е. И. Живая Древняя Русь. — М., 1984. - С. 67.

мирного созидательного труда русского народа («Клятва партизан», 1933, «Колхозный праздник», 1937, «Мать партизана», 1943 — 1950 и др.). Художник внес огромный вклад в искусство иллюстрации, создав акварели к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», к драме А. Н. Островского «Гроза», к роману М. Горького «Дело Артамоновых». Он писал портреты, проникновенные поэтические пейзажи («Зима», 1939; «Лед прошел», 1945; «Весеннее утро», 1953). Во многих пейзажах художника значительную роль играет изображение древнерусской архитектуры. Одним из таких полотен является «Церковь Покрова на Нерли». Сергей Васильевич считал, что в величавых и гармоничных формах древнего храма отразился характер русского человека.

Беседа по картине.

— Нравится вам картина? (Очень нравится. Хочется попасть в удивительное место, изображенное на картине, побегать по лугу, подышать воздухом, постоять у храма. В картине столько воздуха, света, простора! Яркие, сочные краски радуют глаз: зеленые, голубые, желтые, золотистые.)

Расскажите, что вы видите на холсте. Постарайтесь сделать это таким образом, чтобы человек, не знакомый с картиной, мог составить представление о ней. (Большую часть картины занимает лазурное небо. На его фоне, в центре композиции, ослепительно белый храм. По небу рассеяны золотисто-розовые облака. Рядом с храмом, с левой стороны, — столетние деревья. Деревья, облака, храм отражаются в лиловато-холодной воде, на поверхности которой рябь от порывов ветра. Озерцо отделяет храм от переднего плана — лугового раздолья со свежей травой и желтыми одуванчиками, которые беззаботно разглядывает или рвет малышка в красной юбочке, белой кофточке и панамке. Рядом с ней мать в розовой блузке и развевающейся на ветру светлой юбке. Далее взгляд опять переносится на противоположный берег. С левой стороны от храма мы едва различаем фигуры

людей и какой-то небольшой домик, скорее всего сторожку. С правой стороны к берегу причалила лодка.)

— Какие чувства, настроение вызывает у вас эта картина? (Красота храма и окружающей природы вызывает добрые, светлые чувства, умиротворение.)

— Вслушайтесь в это слово: у-мир-о-твор-е-ние. Певучее слово, правда? А какие в нем соединились слова: мир, творение! А что такое мир? Как вы понимаете это слово? {Мир — это наша планета. Мир — это когда нет войны. Мир — это когда на душе спокойно, светло.)

— Вот видите, какой глубокий смысл в слове умиротворение.

Какие чувства хотел передать художник этой картиной? Какова ее главная мысль? (Как хорошо, что над головой маленькой девочки мирное небо; как хорошо, что наступила весна, вновь ожила природа, что удалось сохранить гармонию между природой и делом рук человека. Автор словно хочет воскликнуть: «Люди, берегите эту красот)'!»)

(Звучит колокольный звон.)

— Какие художественные средства использует автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Как ему удается придать картине праздничное насгрое-ние? (Главное в картине — композиция. Самое значительное место занимает храм. Он четко выделяется на фоне изумрудной зелени травы, синевы реки и голубизны неба. И где бы мы ни встали, далеко или близко от картины, прежде всего видим белый храм. «Вот что является главным!» — как бы говорит нам художник. Далее наш взгляд останавливается на фигурках матери и ребенка, затем устремляется к небу, которое занимает большую часть полотна. Мирное небо, беззаботное детство, вечная красота — вот три элемента композиции, дающие представление о замысле художника.)

— Мы уже отметили, что на картине изображена весна. Уточните, пожалуйста, как вы это определили? (Краски яркие, сочные.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком