научная статья по теме СОЛДАТ И СУЛТАН. ГЛАВА ИЗ РОМАНА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СОЛДАТ И СУЛТАН. ГЛАВА ИЗ РОМАНА»

стихи в традиционной для афганского фольклора форме - стихотворного диалога между влюбленными. Афганская проза ХХ в. нередко бывает украшена стихотворными вставками либо в форме народных песен, либо строками поэтов-классиков, либо стихами самого автора произведения. Такова традиция, и автор романа гордится своими стихотворными опытами, стихи же написаны на русском языке.

Роман «Шелковый путь» не совершенен, что вполне понятно, если помнить, что он создан не на родном языке и непрофессиональным литератором. Познания Х.Шаха в области истории своей страны, естественно, основаны на историографии Афганистана, которая не всегда совпадает с нашей историографией, в частности, когда речь идет о государстве Хорасан. В Х-Х1 вв. территория Хорасана входила в состав Газнийского государства.

Автор романа рассказывает о Великом Шелковом пути, считая, что он шел из Ирака в Индию. Наша наука определяет Шелковый путь как общее название торговых караванных путей из Китая в Переднюю Азию через Среднюю Азию, по которым перевозились шелковые ткани.

Несомненно, русский читатель заметит подобные несовпадения. Встречаются в тексте произведения некоторые противоречия: например, на первых страницах об авторе рукописи говорится, что «он был советником у султана Махмуда»14. А далее, в самом тексте рукописи рассказывается о волшебном, мистическом превращении этого человека в могущественного султана Махмуда.

Но все эти недостатки можно отнести к художественным приемам автора. Ведь сам он не считает свой роман историческим.

Это лишь попытка показать славные страницы

истории своего народа, его древнюю культуру в противовес сегодняшнему его состоянию. И попытка эта заслуживает искреннего одобрения и признания. Кроме того, Хайдар Шах осваивает жанр романа, что расширяет горизонты афганской национальной литературы.

Говоря о значении «Шелкового пути» для русского читателя, можно отметить, что хотя роман, скорее всего, и не вызовет большого читательского интереса, он станет импульсом для диалога культур. А это всегда обогащает любые национальные литературы. Поэтому хочется приветствовать начинание Хайдар Шаха и пожелать ему успеха в написании других частей трилогии.

Ниже мы публикуем главу «Солдат и султан» из первого афганского романа, написанного на русском языке.

1 Афганистан. Справочник. М., 2000, с. 168.

2 www.cinemasia.ru/persons/14.12.2008

3 См.: Прожогина С.В. Разделы в: «История национальных литератур стран Магриба». М., 1993.

4 См.: Утургаури СЛ. «Немецкие турки» (поиск идентичности) // Кто мы и что - скитанье наше? Восток на Западе.

5 Асоев Х. Формирование жанровой системы прозы Афганистана на языке дари. Душанбе, 1988.

6 Пауло Коэльо. Алхимик. София, 2003, с. 6.

7 Хайдар Шах. Шелковый путь. М., 2007, с. 28.

8 Там же, с. 6.

9 Пауло Коэльо. Указ. соч., с. 133.

10 Хайдар Шах. Указ. соч., с. 146 -148.

11 Там же, с. 170.

12 Там же, с. 200-203.

13 Там же, с. 123.

14 Там же, с. 17.

СОЛДАТ И СУЛТАН

После разгрома войск противника по полю битвы бродили санитары, лекари и труповозы. А я, чтобы поднять дух своих раненых воинов, по старой нашей традиции, тоже ходил между ними и всех воинов-победителей поздравлял с победой. И вдруг увидел одного из своих старых солдат, он был тяжело ранен. Заметив меня, он поднял голову и прокричал: «Слава султану-завоевателю!» Я присел рядом с ним и положил его голову к себе на колени. Солдат, истекая кровью, но со слабой улыбкой на пересохших губах, поздравил меня: «С победой вас, мой повелитель!» У меня на глаза навернулись слезы. Это были слезы радости и печали. Я приказал напоить солдата, но тот отказался. Мне захотелось поддержать его, и я сказал:

- Солдат мой, ты должен знать, что ты герой, а наши враги разгромлены. Эта победа принадлежит тебе, и ты будешь вечно жить в сердцах и памяти своего народа! Теперь же говори своему султану, чего желаешь, и я выполню любое твое пожелание.

И солдат, тяжело дыша от боли, со слезами на глазах сказал:

- Я вам служу с тех пор, как освободили город Газни. Я тогда убил своего единоверца. Если мой повелитель помнит, это произошло на ваших глазах.

- Нет, я не помню, я в жизни повидал столько смертей, что все их вспомнить невозможно, - ответил я.

- Тогда, после освобождения Газни от бунтовщиков, на пути лежал раненый солдат и взывал к вам о помощи, и вы мне приказали помочь ему.

- Да, вспомнил, и ты его убил, -сказал я.

- Так, мой повелитель. Умирающий воин никому не нужен. Он знал, что ему дорога на небеса, и, когда я к нему приблизился, он из последних сил перед смертью произнес молитву во имя Аллаха: «Свидетельствую, что Аллах один». Я ему помог избавиться от мук смерти. С моей помощью, с открытыми печальными глазами, он ушел к Аллаху. А я, правой рукой вынимая свой кровавый меч, а левой рукой закрывая его газа, произнес: «И я свиде-

тельствую, что Мухаммед пророк его».

Тогда я понял, что я уже убийца и совершил самый большой грех. У меня не было другого выхода искупить его, как искать свою смерть. Я шел впереди всех, храбро и бесстрашно, во имя Аллаха и нашей веры, а тех, кто отказывался принимать ее, мы либо убивали, либо требовали за них выкуп. Выходит, что мы религией торговали. И это называли победой ... Вот и настала моя очередь расплаты за грехи.

- Каким же образом, солдат? -спросил я его.

- Мой повелитель, я вижу смерть свою, она вон за вами стоит и ждет меня, она страшно черная, мне даже больно смотреть на нее.

- Мой храбрый солдат, мы все когда-то умрем, на все воля Аллаха, но смерть на поле боя за веру - это вечная радость на том свете, это блаженство. Не бойся ее, Аллах нам обещал рай и небесные наслаждения, и ты достоин их.

Он с печальной насмешкой посмотрел на меня:

№11 • 2009 АЗИЯ И АФРИКА сегодня 69

- Мой великий султан, эти красивые слова хороши для начала боя и когда смерть наблюдаешь лишь со стороны, а когда встретишь ее лицом к лицу... Я за ней не вижу обещанного рая, видимо, рай нельзя мечом завоевать.

- А что ты видишь, мой солдат, расскажи подробнее? - меня заинтересовало его предсмертное видение.

- Вижу тьму и слышу знакомые крики, крики тех невинных людей, которых я убивал. Я чувствую их боль, и от этого мне самому больно умирать.

- А видишь ли ты свет за тьмой? Иди к нему, там Аллах тебя ждет, -сказал я.

- Нет, мой султан, я ничего, кроме тьмы не вижу; единственно, кого я вижу, так это вас как черное облако. Вижу, что вокруг вас летает армия духов, все они от вас что-то хотят. Мой султан, нелегкой будет ваша встреча с ними, но этот кошмар у вас впереди. - Солдат хрипел и задыхался и едва нашел в себе силы, чтобы договорить:

- Мой повелитель, мне уже поздно исправлять свои ошибки, но у вас есть еще время. Поверьте мне, то, что я вижу, вам мечом не победить. Пора прекратить насилие и жестокость. Чужая боль - не наша, но, как ночная тьма, окутывает всех: сегодня - меня, а завтра - вас.

Тут я не выдержал:

- Нет, мой солдат, мы живы в сердцах своего народа, мы гордость Хорасана, такие, как я и ты, создали новое сильное государство. У нас самая мощная и боеспособная армия в мире, мы установили новый порядок, мы всех заставили уважать нас и платить нам дань, и за это не стыдно умереть. Мы - защитники ислама. Мы заставили кабульцев принять ислам. Мы уже победили и заслужили обещанный рай. Наше главное завоевание - это наша гордость.

- О могучий султан! Истинно вам говорю, гордый человек далек от Бога. Жаль, что это я понял слишком поздно. Я жалею о том, что натворил, и теперь меня ждет Страшный суд. Если бы Аллах мне подарил еще немного жизни, я бы посвятил ее милосердию, добру и любви. Мой султан, вы - счастливый человек, потому что у вас еще есть возможность, искупая свои грехи, приблизиться к Богу. Так постарайтесь искупить пролитую кровь милосердием. Откажитесь от завоеваний. Лучше завоевывать сердца своего народа, а не чужие земли - и будет ваша слава вечной. Никому не под силу ее отнять. Вот поле битвы, на котором можно побеждать без кровопролития, а я как жил без радости в грехах, так и после жизни буду гореть в аду.

После этих слов раненого солдата мой стражник, бывший рядом, поднял свой кинжал, чтобы вонзить в него, но я остановил его. А раненый солдат сказал ему: «Меня уже поздно убивать, я уже мертв; к тому же я не хочу, чтобы ты повторил мою ошибку». Он умолк и задышал еще тяжелее.

Вдруг, вытянув руки и указывая на что-то вдали, он взволнованно сказал:

- Мой султан, где вы, я вас не вижу.

- Я здесь, - нагнулся я к нему.

- Где вы, мой повелитель, я вас не слышу.

- Вот я, рядом с тобой.

- Почему вы все меня бросили, я боюсь тьмы. Где солнце? Где свет? Куда все ушли? Почему меня оставили в одиночестве со смертью? О Аллах! Прости меня грешного.

Я понял, что он больше меня не слышит и не видит, и подумал про себя:

- Отказаться от войны - означает отказаться от победы и вернуться ни с чем!

Тут солдат на последнем дыхании, поднимая глаза к небу, прошептал:

- Господи, отдаю в твои руки душу свою. Аллах, прости меня и спаси меня от тьмы. Господи, где ты? Я ищу тебя? Где твой свет?

Затем произнес молитву во славу Аллаха, закрыл глаза и ушел в мир иной.

Смерть этого воина, осмелившегося сказать мне правду, открыла мне глаза, будто я проснулся от крепкого сна. Я понял, что несу большую ответственность перед своим народом, историей и, самое главное, перед Всевышним. Я должен жить для блага моих подданных. Желание одерживать военные победы угасло во мне, к тому же мои воины уже устали от беспрерывных сражений. Прекратив войну и сожалея о содеянном зле, я возвратился в Газни.

По возвращении в столицу первым делом я издал указы, запрещающие убивать военнопленных, забирать их имущество и силой навязывать ислам. После клятвы, что никогда не поднимут против нас оружие, все пленники за небольшой выкуп были отпущены. Так я делал первые шаги к исправлению своих ошибок.

Затем я собрал Совет старейшин, на который созвал представителей всех племен и народностей, населявших мою страну, и всех ее величайших философов и ученых. На Совете я предложил обсудить внешнюю политику государства. Выяснилось, что огром

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком