научная статья по теме СОЛИДАРНОСТИ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ НАЧАЛА XXI ВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ Социология

Текст научной статьи на тему «СОЛИДАРНОСТИ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ НАЧАЛА XXI ВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ»

© 2013 г.

Е. Л. ОМЕЛЬЧЕНКО

СОЛИДАРНОСТИ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ НАЧАЛА XXI ВЕКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

ОМЕЛЬЧЕНКО Елена Леонидовна - доктор социологических наук, зав. кафедрой социологии, директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) (E-mail: eomelchenko@hse.spb.ru).

Аннотация. Рассмотрен опыт изучения молодежи в современной России в его соотнесении с западными традициями исследований. Предлагаемый анализ ориентирован на понимание аналитического и эмпирического потенциала концепта солидарности, адекватного современной повестке дня.

Ключевые слова: молодежь • солидарности • солидарный подход • культурные стратегии • молодежь

Предлагаемый солидарный подход1 обращается к новым формам социальности российской молодежи. В его фокусе - характер внутри- и межгрупповых коммуникаций, которые рассматриваются в качестве наиболее значимых для образования разделяемой своими групповой идентичности и определения демаркационных линий, отграничивающих своих от чужих.

Что дал советский опыт и кому это интересно?

"Ну как, я же советский человек, я же не могу по-другому об этом думать..." (из интервью с 16-летней девушкой, 2012 г.)

Российская молодежь имеет особый исторический опыт (советский период), сложными и не всегда уловимыми путями передающийся через воспитание и образование. С одной стороны, 70 лет советского режима как общества "равных возможностей и социальной справедливости" значимо снизили роль социального неравенства как базы возникновения культурных идентичностей, выпадающих из предписанной нормативности. Не только идеологически, но и материально, физически - пионерские лагеря, игры "Зарница", ленинские зачеты - поколения советской молодежи воспитывались и социализировались в стране государственного социализма. Молодежь заботливо проводилась сквозь институциональные ступени, обеспечивающие более или менее равный доступ к общественным ресурсам (образование, культура, мобильность) и позициям на рынке труда. С другой стороны, советское прошлое в сочетании с взрывом неравенства в постсоциалистический период создали особую социальную базу структурных и культурных условий формирования групповых молодежных идентичностей.

Российская молодежь довольно быстро стала осваивать рыночные отношения и включаться в потребительские практики. И хотя отдельные виды субкультурных и неформальных активностей существовали и до перестройки (например, стиляги

1 Солидарный подход - теоретический концепт, разрабатываемый в отношении новых форм современной молодежной социальности. Назван по аналогии с существующими субкультурным, постсубкультурным, стилевым и другими подходами. Первоначально эти идеи развивались в рамках проектов, реализуемых НИЦ "Регион" (УлГУ), а с 2009 г. они становятся ключевым направлением эмпирических исследований и теоретических разработок проектов ЦМИ НИУ ВШЭ (СПб) при поддержке ЦФИ НИУ ВШЭ.

* Статья подготовлена при поддержке ЦФИ НИУ ВШЭ. Грант "Молодежные солидарности в локальном и глобальном контексте: экономика, политика, культура" (01201165827).

60-х гг., хиппи 70-х гг., движение КСП), но именно конец 80-х гг. и начало 90-х гг. прошлого века отмечены настоящим бумом неформальной активности [Пилкингтон, 1992; Pilkington, 1994; Омельченко, 2004, 2005а]. Российская молодежь начала осваивать культурные сцены, используя разные стратегии включения, как классического типа -имиджи и практики "чистых", хотя и адаптированных локальной спецификой, субкультурных образцов, так и миксовые (смешанные) культурные формы. Широкое развитие последних на культурных площадках западной Европы и Северной Америки с конца 1980-х гг. стимулировали (отчасти спровоцировали) ученых к поиску новых способов концептуализации молодежных культур. Так, в частности, С. Торнтон изучает молодежную рейв сцену, которая признается первой мейнстримной культурой, воспринявшей отдельные элементы субкультурных стилей (гранж и унисекс), переработанных в контексте массовой, ставшей чрезвычайно популярной в 1980-ые гг., молодежной электронной музыки [Thornton, 1995]. Рейв культура стала своего рода прообразом современных молодежных солидарностей, когда внутригрупповые эмоциональные связи становились ключевыми моментами, объединяющими эксклюзивные и массовые телесные перфомансы и практики.

Особую остроту и конфликтность теоретическому осмыслению российского субкультурного молодежного опыта придает его сравнение с широкой популярностью постсубкультурными концепциями в рамках западноевропейской (англоязычной) традиции, ядром которых стала критика классовых корней субкультурных теорий. Исторический опыт государственного социализма вписан, хотя и в деформированном, мифологическом виде, в повседневные жизни современных молодых россиян [Омельченко, Пилкингтон, 2012]. Эти подчас странные отголоски прошлого обнаруживаются в интерпретациях смыслов, которые молодые люди вкладывают в жизненные выборы, в их представления о значимых событиях и героях, в то, как они конструируют себя, своих сверстников, определяя своих и чужих.

Специфика социализации российских молодежных групп позволяет подробней рассмотреть взаимодействие структурных и культурных факторов, влияющих на их жизни. Осмысление этих связей может, в определенной степени, помочь развитию дискуссий и добавить новые аргументы в достаточно тупиковые споры, а также сместить фокусы исследования с формы ("субкультуры", "постсубкультуры", "нео-племе-на", "стили") - на материальность (конкретные культурные практики), участие юношей и девушек в повседневной коммуникации, а также обратиться к их музыкальной, спортивной, образовательной деятельности, участию в неформальной экономике и специфических практиках, характерных для отдельных локальностей и территорий (см. подробнее в: [Pilkington и др., 2010] ).

Отечественный опыт концептуализации. Исследования молодежи в позднесо-ветский период развивались в рамках жестко политизированной молодежной политики, находясь под прямым контролем идеологической машины. Ключевым актором повестки дня на всем пространстве социалистического строительства становится школа социологии молодежи СССР, национальная история которой берет начало с середины 1960-х гг., после решения ЦК КПСС и с прямого разрешения первого секретаря партии Н.С. Хрущева (И.М. Ильинский, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, В.А. Родионов, Б.А. Ручкин, В.И. Чупров и др.). "Социалистическая" молодежь конструировалась в рамках партийно-государственных дискурсов как строители коммунизма, мессия и надежда всего прогрессивного человечества. Существовавшие отклонения (девиации) от предписанных юношам и девушкам социальных ролей объяснялись "тлетворным влиянием Запада". Молодежь социализировалась в соответствии с задачами коллективного воспитания и включения во взрослое общество посредством массовых детско/подростково/молодежных организаций (октябрята, пионеры, комсомол). Внутренняя дифференциация молодежи соответствовала социальной структуре советского общества. В этот период начинают проводиться массовые опросы молодежи (школьников, студентов, рабочих), результаты которых анализировались в контексте решения основных политических и государственных задач. Публикуются специализированные тексты, посвященные социологии молодежи.

Крушение социалистического строя и распад СССР самым критическим образом сказались как на самой молодежи, так и на особенностях конструирования ее групповых идентичностей. К концу 1980-х гг., как в СССР, так и на всем постсоветском пространстве, активно развиваются неформальные молодежные движения [Омельченко, 2000; Pilkington, 1992, 1994; Семенова, 1988; Топалов, 1988], зарождаются экономические практики прокапиталистиического типа, отражающие включение молодежи в рыночные отношения. Однако доминирующим подходом остается просоветский, идеологизированный взгляд на молодежь, в рамках которого появляющиеся субкультурные формирования продолжают оцениваться в контексте девиаций и западного влияния [Социализм..., 1988].

Российская социология молодежи имела достаточно слабую теоретическую базу, была подвержена постоянным сменам научных парадигм. Молодежь не рассматривалась в качестве отдельной самостоятельной группы, а конструировалась, как часть единой общности - советского народа [Митрохин, 1992: 5]. Западные теоретические подходы к молодежи продолжали использоваться только в контексте их критики. Отсутствие собственной оригинальной материалистической теории и невозможность использования западных неомарксистских идей привели к тому, что советские социологи обратились к структурно-функциональному подходу. Особенности развития молодежной практики и молодежного вопроса связаны еще и с тем, что в Советском Союзе жизнь молодежи мало зависела от индустрии потребления, которая на Западе в основном определяла культурные и субкультурные формирования.

С конца 1990-х гг. наблюдается определенное угасание интереса к этой тематике. В центре внимания исследователей оказываются, с одной стороны, отдельные, прежде всего, субкультурные (эпатажные) проявления молодежных групповых идентичностей, которым часто приписывается маргинальный и девиантный характер [Громов, 2009; Козлов, 2000; Костюшев, 1999], с другой - общетеоретические размышления о месте российской молодежи в трансформирующемся обществе и путях ее интеграции в социальные институты [Запесоцкий, 1996]. Молодежь рассматривается как группа риска, новые трансформационные процессы в ее среде интерпретируются в контексте "функциональной деформации, отчуждения, маргинализации молодежи, которая превращается в фактор воспроизводства риска в стране" [Чупров, Зубок, Уильямс 2001: 79-80].

С середины 1990-х гг. начинает развиваться новая волна исследований, связанных с усвоением, локальной переработкой и переосмыслением западного опыта. В западном дискурсе изучение молодежной культуры в социалистический период первоначально остается областью исследователей центров русских и восточно-европейских исследований. Они проводятся, как правило, в традициях исследований инакомыслия [Kassoff, 1965; Riordan, 1989]. Альтернативные сцены ("неформаль

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком