научная статья по теме Соматизмы в художественном дискурсе (на материале лирики Ф. Тютчева и Б. Ахмадулиной) Биология

Текст научной статьи на тему «Соматизмы в художественном дискурсе (на материале лирики Ф. Тютчева и Б. Ахмадулиной)»

Филология

(PHILOLOGY)

УДК 811.114

СОМАТИЗМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИРИКИ Ф. ТЮТЧЕВА И Б. АХМАДУЛИНОЙ)

Плужникова Д.М.

В статье исследуется лексика названий частей тела в поэзии Ф.И. Тютчева и Б.А. Ахмадулиной с точки зрения особенностей её употребления. Материалом исследования послужили контексты стихотворений авторов, содержащие слова-соматизмы. В качестве ведущих методов задействованы контекстуальный и квантитативный анализ слов-соматизмов. Проведённое нами исследование продемонстрировало особую роль, которую в поэтике Беллы Ах-мадулиной и Ф.И. Тютчева играет соматическая лексика. Применительно к идиостилям поэтов анализируются фразеологизмы, соматизмы-диминутивы, словотворчество на материале соматической лексики, соматизмы-архаизмы, зоосоматизмы и др. Количественный подсчёт показал, что по общему числу соматизмов и по степени их разнообразия Б. Ахмадулина превосходит классика русской литературы.

В творчестве поэтессы соматизмы употребляются 2297 раз и реализуются в 122 наименованиях, тогда как в творчестве Ф.И. Тютчева зафиксировано 558 употреблений соматизмов, соотносящихся с 54 лексемами. Результаты исследования могут быть использованы для составления словаря художественных соматизмов, а также при подготовке спецкурсов по филологическому анализу текста.

Ключевые слова: соматизм, соматология, символ, перцепция, Тютчев, Ахмадулина.

SOMATISM IN THE LITERARY DISCOURSE (BASED ON THE LYRICS OF F. TUTCHEV AND B. AKHMADULINA)

Pluzhnikova D.M.

The present paper studies lexis of the body parts' names in the lyrics of F.I. Tutchev and B.A. Akhmadulina from the point of view of the peculiarity of its' use. Data source for this study was based on the authors' lyrics context containing somatic words. Contextual and quantitative analysis were used as the leading methods for this study. The undertaken study showed us the particular role played by somatic words in the lyrics of Bella Akhmadulina and F.I. Tutchev. Phraseological units, diminutive somatisms, word creation based on somatic lexis, archaic somatisms, zoo-somatisms and others are analyzed in the context of the ideostyle of the poets. The quantitative study showed that B. Akhmadulina leaves the classic of the

Russian literature behind with regards to the total amount of somatisms and their diversity. In the poetess's works somatisms are used 2297 times and are implemented in 122 names, while F.I Tutchev's works show 558 somatisms referred to 54 lexical items. The results of the present study can be used for compiling the dictionary of the literary somatisms as well as for preparation ofspecial courses for philological text analysis.

Keywords: somatism; somatology; symbol; perception; Tutchev; Akhmadulina.

Введение

Соматическая лексика (наименования частей тела человека) образует один из наиболее значимых и экспрессивных лексических корпусов художественного текста. Активно используя со-матизмы, сочетая их со словами других лексико-семантических групп, авторы «получают богатую палитру эмоциональных, стилистических и смысловых оттенков, коннотаций, которые накладываются на основное значение, служат для выражения разного рода экспрессивно-эмоционально-оценочных обертонов и могут придавать высказыванию торжественность, игривость, непринуждённость, фамильярность и т.п.» [5, с. 79]. Вклад писателей и поэтов в разработку художественной соматики неравнозначен, тем актуальнее проследить особенности художественного освоения слов-соматизмов в творчестве поэтов различных эпох и различной стилистической манеры.

Языковой строй поэзии Ф.И. Тютчева и Б.А. Ахмадулиной не единожды становился предметом исследования, однако внимание учёных концентрировалось вокруг проблем метафорики и интер-

текстуальности. Соматическая лексика в лирике исследуемых авторов не была предметом развёрнутого описания. В лингвистике сложилась едва ли не парадоксальная ситуация отсутствия исследования соматизмов в творчестве Ф. Тютчева и Б. Ахмадулиной при обилии работ, посвященных как общей теории языковой со-матики, так и изучения отдельных соматизмов и их блоков в творчестве других поэтов и писателей.

Цель работы

Целью исследования является анализ особенностей употребления соматической лексики в творчестве поэтов разных эпох.

Материалы и методы исследования

Нами был проанализирован состав соматизмов в творчестве поэта - классика XIX века Ф. Тютчева (ПСС, тт. 1-2) и поэтессы XX в. - Б. Ахмадулиной (Полное собрание сочинений в одном томе, 2012). Исследованы соматизмы в 372 стихотворениях Фёдора Тютчева и в 504 стихотворениях Беллы Ахмадулиной.

В отношении методов анализа в качестве основных в работе применялись контекстуальный и квантитативный методы анализа языкового материала.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим формальные показатели - количественные подсчёты слов-соматизмов в поэтическом творчестве исследуемых авторов. Квантитативный анализ позволил сделать следующие выводы:

1) активность употребления соматизмов в контексте всего творчества обоих авторов разнится более чем в 4 раза (2297 употреблений у Ахмадулиной, 558 - у Тютчева);

2) соматизмы в лирике Ахмадулиной представлены 122 лексемами, в поэзии Тютчева - 54;

3) плотность соматизмов у Ахмадулиной может доходить до 23 употреблений в пределах одного стихотворения, у Тютчева до 8.

Количественные характеристики соматизмов в пространстве поэтического текста, разумеется, не дают оснований говорить о степени талантливости того или иного художника слова, сориентированного на весь языковой лексикон в целом. Однако приведённые числовые показатели выступают как свидетельства интенсивного развития языка в направлении творческого использования слов-соматизмов. И только смертного зениц / Ты, ангел слёз, дотронешься крылами - / Туман рассеется слезами, / И небо серафимских лиц / Вдруг разовьётся пред очами (Тютчев. Слёзы); Иду - поить губами клюв птенца, / наскучившего и опять родного. / В ладонь склоняясь тяжестью лица, / я из безмолвья вызволяю слово. / В неловкой позе у стола присев, / располагаю голову и плечи, / чтоб обижал и ранил их процесс, / к устам влекущий восхожденье речи. /Я- мускул, нужный для её затей (Ахмадулина. Воскресный день).

На фоне приведённых количественных параметров рассмотрим особенности творческого использования поэтами соматической лексики. Лирика Ф.И. Тютчева характеризуется широким использованием приёма олицетворения, персонификации частей

тела при описании природы. Здесь встречаются как традиционные, узуальные метафоры (макушка ивы, кисть винограда), так и авторские весьма смелые образы (чело скал, рёбра пирамид, лицо морских пучин, жилы природы, пята утёса и др.). И сладкий трепет, как струя, / По жилам пробежал природы, / Как бы горячих ног ея / Коснулись ключевые воды (Тютчев. Летний вечер). Для Беллы Ахмадулиной характерным художественным приёмом является перифраза, иносказание. Так, глаза у поэтессы превращаются в «два нежных, два безвыходных агата», зрачок -«пространства цепкий центр», мозг - «разума извилины и расщелины», лоб - «озиратель бездн, луны анахорет», слёзы - «нежности моей кристаллы». Но суеверно, как крестьянин, / не бойся, «чур» не говори - /то нежности моей кристаллы /осели на плечи твои (Ахмадулина «Нежность»).

Соматическая лексика характеризуется весьма мощной поддержкой фразеологии как в лирических текстах Ф. Тютчева (сбился с ног, пропал из глаз, хлопать ушами, лицом к лицу и др.), так и в стихах Б. Ахмадулиной: голова с плеч, ухом не вёл, стоит в глазах, ходить по пятам, плечом к плечу и др. Поэты с должным пиететом относятся к фразеологическому фонду языка, о чём говорит тот факт, что многие и многие фразеологизмы в анализируемых стихах используются в их «стандартном», узуальном значении. Вместе с тем уникальное словесное окружение соматического фразеологизма насыщает его новыми смыслами. В раздумье, хлопая ушами, / Стою, как Буриданов друг / Меж двух стогов стоял, глазея: / Который лакомей из двух?.. (Тютчев. «В которую из двух влюбиться...»). Наряду с узуальным ис-

пользованием фразеологизма с соматическим компонентом оба поэта талантливо используют разнообразные приёмы трансформации фразеологизма. Один из таких приёмов - одновременная реализация в словосочетании его фразеологического и нефразеологического значения, т.е. возвращение к семантике свободного словосочетания при сохранении содержательного следа фраземы. В результате фразеологизм нередко получает новое, подчас ироническое звучание: Под гильотину ледяной струи / с плеч голова покорно полетела. / О умывальник, как люты твои / чудовища -вода и полотенце (Ахмадулина. Воскресный день).

Помимо фразеологии, системы тропов и фигур богатым экспрессивным потенциалом обладает словообразовательная система соматизмов. Здесь необходимо упомянуть простые диминутивные формы (пальчик, личико, коленка, ножка, рученька и др.) и сложносоставные (душа-колокольчик). Также слова-соматизмы создают почву для создания ярких окказиональных форм имён прилагательных: козлопятый, пусторукий, огнеглазый. Мой серд-цегрейный, сердцеедный Кот! (Ахмадулина. Памяти Аттилы Йо-жефа).

Изучению устаревшей лексики в художественном тексте посвящено немало работ [2; 4; 11]. В творчестве Ф.И. Тютчева и Б.А. Ахмадулиной соматизмам-архаизмам отведено значительное место: 33 употребления у Ф. Тютчева, 49 - у Б. Ахмадулиной). Соответственно: десница: 2 и 0; длань: 5 и 8; долонь: 0 и 1, зеница: 2 и 8, выя: 1 и 0, ланиты: 7 и 2, лик: 3 и 21, лоно: 4 и 2, перси: 4 и 0, пята: 4 и 2, чрево: 1 и 4; чресла: 0 и 1. Устаревшая лексика придает поэтической речи изысканность и высокопарность. Душа

усопшей, в Твой возмывши верх, / не примет ли живучесть за кощунство? / Её чело запечатлело свет, / как будто перст любви его коснулся (Ахмадулина. Блаженство бытия).

Значительный интерес в творчестве Тютчева представляют соматизмы, привлекающие внимание читателя графическим выделением, прежде всего использованием заглавной буквы. Как в первый день непостижимы / Дела, Всевышний, Рук твоих! (Тютчев. «Звучит, как древле, пред тобою.»); И м

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком