научная статья по теме СОПОСТАВИМЫЕ МОДЕЛИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В США И В РОССИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «СОПОСТАВИМЫЕ МОДЕЛИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В США И В РОССИИ»

УДК 364.013

СОПОСТАВИМЫЕ МОДЕЛИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В США И В РОССИИ

© 2014 г. Н.Н. Пешкова

Тюменский государственный университет, Тюмень

В статье рассматриваются модели благотворительности в США и в России; показано, что опыт США послужил основой для развития благотворительности в Российской Федерации. Представлены законодательные основы осуществления благотворительности в этих странах. Анализируется имеющийся опыт развития венчурной благотворительности США для России.

Ключевые слова: модели благотворительности, США, Россия, венчурная благотворительность, грант.

Каждый тип культуры имеет собственную ментальность; собственную систему знаний; философию и мировоззрение; свою религию и стандарты «святости»; собственное представление о том, что правильно и неправильно; форму искусства и литературы; собственные мораль и законы, нормы поведения; доминирующую форму социальных отношений; собственную экономическую и политическую организацию; и, наконец, свой собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением. Исходя из кросс-культурного многообразия обществ, благотворительность формируется по-разному, подчиняясь вышеперечисленным факторам.

Общество - не только сложное, но и организованное целое, элементами которого являются не отдельные индивиды, а социальные образования. Среди них можно выделить социальные общности, социальные организации, различные социальные группы, в основе взаимодействия которых лежат общие обстоятельства (территориальные, демографические, национальные, семейные и т.д.).

Социальная структура обретает устойчивость благодаря таким свойствам, как относительное постоянство и функциональная целесообразность. Каждая структура регламентирует и воспроизводит определённые виды жизнедеятельности и взаимосвязи. Структуры выполняют свою роль поддержания стабильности общества только при условии их легитимности, т.е. при условии признания их целесообразности большинством населения. Благотворительность воспринимается населением не с позиции права, а с позиции процессуальной справедливости. Индивид признаёт благотворительные акты, только когда он лично знает об их легитимности.

Сопоставление американской и российской моделей благотворительности позволяет России, во-первых, перенимать американский опыт, во-вторых, учиться венчурной благотворительности на примере развитых стран, в-третьих, относиться к благотворительности как к социальной норме государ* ПЕШКОВА Наталья Николаевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики товарных рынков Тюменского государственного университета. E-mail: nanimi@bk.ru

ства, в-четвёртых, выявить мотивационные различия в восприятии благотворительности населением США и России.

В 1835 году А. де Токвиль писал, что «Америка, по своему общественному устройству, представляла собой в высшей степени примечательное явление: люди там характеризуются большим равенством состояния и духа, они более равномерно сильны, чем в каком-либо ином народе на земле и в какое-либо время, насколько хватает памяти истории» [2, с. 326].

Социология как идеология Америки приобрела миссионерское значение и должна принести спасение остальному миру. США стали областью надежд для авантюристов, эмигрантов, аутсайдеров и клапаном для снижения социальной напряжённости. У людей появился особый менталитет, тяга к прагматичному поведению и склонность к натуралистическому мышлению.

После «Великой депрессии» 1929-1933 гг. благотворительность в мире приобрела новое звучание: появились новые формы, новые технологии, новые методы. Дирижёром всех этих новых явлений стали Соединённые Штаты.

В США общественным благополучием занимаются сначала вынужденно, затем по собственному почину: то, что было предметом размышлений, становится инстинктом и благодаря постоянному труду на благо своих сограждан в конце концов усваивается привычка и склонность служить им. Равенство в американском обществе заключалось не в реальных жизненных условиях, а было равенством шанса между поколениями и внутри поколений. В обществе, где традиционные сословные различия и привилегии больше не важны, деньги автоматически приобретают характер социального критерия уважения и престижа. В этом обществе богатство может быть достигнуто только благодаря экономической активности. Социологии отводилась особая роль - вскрыть механизм взаимодействия поступков людей, чтобы сделать их полезными для дальнейшего социального прогресса и положения самого индивида в обществе.

США привлекали иммиграционные потоки из низших слоев, которые были озабочены не столько идеалами, сколько реальными возможностями обогащения. Организация «Рыцари труда» была открыта для всех неквалифицированных рабочих вне зависимости от расы, пола и вероисповедания. Впоследствии она превратилась в «Американскую федерацию труда» (АФТ). В этой стране появилось особое миссионерское сознание, которое приняло форму экономического проникновения вместо политического завоевания.

У. Самнер отмечал, что в ходе борьбы за существование возникают народные обычаи (folkways) и нравы (mores). Обычаи не являются плодом целепола-гания или результатом приложения разума человека. Они - продукт действия естественных сил, их индивид бессознательно приводит в действие. Они напоминают инстинкты животных, которые развиваются вместе с расширением жизненного опыта. Обычаи регулируют все действия людей - умывание, приготовление и употребление пищи, уход за кожей и волосами, способы одевания и передвижения, общение и т.п. С рождения и до могилы человек - раб древних обычаев и привычек. Все люди поступают одним и тем же образом с незначительными отступлениями и степенью свободы [9, с. 156-157].

Обычаи могут превратиться в глубоко укоренившиеся в личности нравы (mores). Общество - это функциональная структура, которая полезна для выживания группы. Изменение условий жизни вызывает изменение общественных структур. Эти структурные данности определяют ценностное представле-

ние и образ действий, обычаи, нравы и договоры. Однако они оказывают влияние на структурное неравенство. Социальные реформы в пользу экономически слабых должны привести к стагнации общества. Желание человека есть общераспространённый, одушевляющий принцип, всемирный пульс природы, источник всякого действия и жизненная сила мира [13, с. 46].

Распределение ресурсов в социально несправедливом (состоятельном) обществе и социально справедливом (с ограниченными возможностями) происходит по разным социально-экономическим законам. В состоятельном обществе распределение осуществляется не равномерно, однако доходы бедных слоев населения выше, чем в обществе с ограниченными возможностями, где распределение равномерное. В социально несправедливом обществе богатые люди отчисляют часть своих средств на благотворительность, выполняя функцию перераспределения. В социально справедливом обществе подобный механизм отсутствует за ненадобностью (советский период).

Знание распределено неравномерно и создаёт разность сил между «информированными эксплуататорами» и «незнающими эксплуатируемыми». Самую большую проблему общества Ф. Уорд видел в распределении знания, т.е. в системе образования и воспитания [13, с. 120]. Люди должны понимать, что благотворительность позволяет не заменить функции государства, а дать возможность сгладить те или иные социальные проблемы и противоречия.

Мигранты из Европы прибывали в Америку с бременем социальных структур и институтов своей старой родины в сознании, мышлении и поведении, но в Новом Свете всё это быстро утрачивало свою реальность перед лицом требований жизни в этой стране. Тот факт, что элита и верхний слой сформировались в Новом Свете, послужили основой для возникновения мифа об успехе и достижениях отдельного человека, идеологии «Self-Help». Прагматизм для Америки - это нечто намного большее, чем философское направление. Поступок отдельного человека и успех этого поведения как результата взаимодействия многих стал основополагающей исходной перспективой американской социологии.

Парадигма благотворительности «Self-Help» выражается в том, что бла-гополучатель несёт солидарную ответственность с благотворителем за разрешение своей проблемы. В любой ситуации благополучатель должен нести непосредственную ответственность за свою жизнь. Благотворитель лишь даёт толчок в решении этих проблем.

Деловой прагматизм стал специфическим выражением основополагающей прагматической ориентации американского мышления. Жизнь есть беспрестанное решение проблем и функциональная необходимость познания, которая вытекает из практического столкновения с действительностью и основывается на коммуникативных процессах.

Американское понятие толпы включает различные её типы и понимается как совокупность поведений (crowd — толпа, сброд, публика и т.п.). Предметом рассмотрения является поведение отдельного человека в толпе, на публике и т.д. Группа, толпа, публика, сброд, масса представляют различные выражения коллективного поведения. В американском обществе группу героизировали и идеализировали, она стала преемницей индивидуалистического «self-made-man» («человек, сделавший себя сам»). Данная идеология породила два современных вида благотворительности: краудсорсинг и краудфайдинг.

Краудсорсинг - это мобилизация ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения поставленных задач. Социальный, или общественный, краудсорсинг - решение любого спектра задач, связанных с общественной деятельностью, взаимоотношениями между людьми, благотворительностью. В данную подкатегорию попадают такие проекты как «Карта пожаров», поиск пропавших людей, сбор средств на строительство школы в районе и т.д. [14, с. 262].

Примером типа краудсорсинга «Поиск людей» является российский проект «Лайза Элерт» (Liza_A!ert), который специализируется на поиске пропавших детей. Такие платформы обычно существуют на стыке онлайна и оффлайна и для своей деятельности активно задействуют физический ресурс. Благодаря волонтёрам, разбросанным по разным городам, поиск охватывает всю Россию.

Краудфандинг (crowdfunding) заключается в привлечении фин

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком