научная статья по теме СОСУД И ЕГО СОДЕРЖИМОЕ: К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ НЕКОТОРЫХ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ ГРОБНИЧНЫХ СЦЕН ЭПОХИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СОСУД И ЕГО СОДЕРЖИМОЕ: К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ НЕКОТОРЫХ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ ГРОБНИЧНЫХ СЦЕН ЭПОХИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА»

Vandersleyen C. 1995: L'Égypte et la valée du Nil. T. 2. De la fin de l'Ancien Empire à la fin du Nouvel Empire. P.

Waddell W.G. 1948: Manetho. L.-Cambr.

Xekalaki G. 2007: Symbolism in the Representation of the Royal Children during the New Kingdom. Liverpool: The University of Liverpool (PhD thesis).

Yoyotte J. 1968: La date supposée du couronnement d'Hatchepsout // Kêmi. 18, 70-74.

KING'S DAUGHTER NEFRURE: TO THE INTERPRETATION OF THE PRINCESS' STATUS AND ROLE

V.A. Bolshakov

In the present article an unusual status of Princess Neferure, the daughter of the famous queen-pharaoh Hatshepsut, is analysed. A thorough study of iconographic and epigraphic evidence related to Neferure allows the author to conclude that the princess was deliberately promoted by her mother as a representative of her family line. In particular, the study ofNeferure's iconography and titles shows a unique position of the princess among the other royel children of the New Kingdom: on the one hand, the status of Neferure was similar or very close to the position of a potential heir to the throne; on the other hand, it was close to the king's wife position. According to the author's point of view, the common traits with Hatshepsut, whose historical example her daughter could follow, are seen in the unprecedented and non-standard Neferure's position, represented in her mixed iconography with some kingly and queenly attributes.

© 2012 г.

С.Е. Малых

СОСУД И ЕГО СОДЕРЖИМОЕ: К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ НЕКОТОРЫХ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ ГРОБНИЧНЫХ СЦЕН ЭПОХИ

ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

В ходе археологического изучения восточной оконечности Восточного некрополя Гизы (Египет) обнаружено несколько глиняных пивных кувшинов времени правления V-VI династий с остатками содержимого. В статье делается попытка интерпретировать это содержимое с точки зрения быта и погребального обряда древних египтян эпохи III тыс. до н.э. и связать обнаруженные предметы с гробничными изображениями этого же периода.

Ключевые слова: Древний Египет, Древнее царство, гробницы знати, древнеегипетская керамика, погребальный обряд, пивоварение.

При археологическом изучении некрополей эпохи Древнего царства периодически обнаруживают сосуды или фрагменты сосудов с остатками содержимого. Наиболее часто в перемешанной засыпке погребальных шахт и камер, реже in situ находят грубо вылепленные сосуды яйцевидной формы - так

Малых Светлана Евгеньевна - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Рис. 1,1-3. Сосуды, содержавшие нильский ил. РАЭГ (рисунок автора). 1 - гробница Хуфухотепа, 09/15-2/30; 2-3 - гробница Перинеджу, 10/19-2/9 и 10/19-2/10

называемые пивные кувшины1, реже винные кувшины, частично заполненные различными субстанциями или со следами содержимого. Так, в ходе исследований Российской археологической экспедиции в Гизе (РАЭГ) обнаружены пивные кувшины с белым известковым раствором или с темным нильским илом внутри; при раскопках в Саккаре также зафиксированы скопления пивных кувшинов, вымазанных известкой внутри или содержащих нильский ил, красную охру, угли (последние часто находились в сосудах с отверстиями в нижней части, сделанными до обжига)2.

Необходимо отметить, что в публикациях результатов археологических работ, особенно ранних лет, довольно редко можно встретить указание на содержимое сосуда. Лишь в последние годы, когда керамике стали уделять должное внимание, появилась возможность учитывать случаи, когда в кувшинах или чашах оставались следы того или иного вещества. С этой точки зрения особо следует отметить недавнюю монографию керамиста Польско-египетской археологической миссии в Саккаре Теодосии Ржевска3, где собраны и проанализированы отдельные случаи обнаружения сосудов с остатками содержимого.

1 Впервые термин «beer jar» или «beer bottle» был применен Р. Хольтхоером (Holthoer 1977, 86-87). Дж. Рейснер называл этот тип керамики «traditional offering jar» (Reisner 1931, 212). В настоящее время термин «beer jar» устоялся и повсеместно используется в специальной литературе для названия определенной группы керамики, так же, как «Meidum bowl» и «wine jar», несмотря на то что пивные кувшины применялись для содержания не только пива, винные - не только вина, а Мейдумские чаши находят по всему Египту, а не локально в Мейдуме.

2 Mysliwiec et al. 2004, 205-207, 211; Rzeuska 2006, 60-67, 70-77, 84-89, 92-95, 100-111. См. также единичное упоминание о запечатанных пивных кувшинах с углями в Hassan 1953, 118.

3 Rzeuska 2006, 440-448, 468-482.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

На Восточном плато Гизы пивные кувшины, частично заполненные нильским илом (рис. 1), обнаружены в переотложенном заполнении шахт и погребальных камер вырубленных в скале гробниц Хуфухотепа (вЕ 15 =Ьв 76) и Перине-джу (вБ 19). Если в первом случае сосуды находились в нижней части заполнения шахты № 15-2, то в гробнице Перинеджу пивные кувшины были найдены на дне шахты № 19-2, у южной стенки, напротив входа в погребальную камеру. Примечательно, что сосуд 10/19-2/9 (рис. 1, 2) после обжига был покрыт смывающимся слоем известковой штукатурки. Не вдаваясь сейчас в подробности, лишь отметим, что случаи окрашивания сосудов в белый цвет после обжига, даже поверх запечатывающей их пробки, известны и должны свидетельствовать о проведении своего рода ритуального очищения, после чего эти предметы были помещены в погребение или поставлены в культовое помещение гробницы4.

Содержимое - плотный темно-серовато-коричневый нильский ил, по-видимому, представляет собой результат длительного высыхания жидкой субстанции; этим, вероятно, следует объяснить тот факт, что кувшины находят заполненными сухим илом наполовину5, треть или четверть6 (в нашем случае), а в единичных случаях -до самого венчика7.

Сталкиваясь с аналогичным явлением, большинство исследователей (Дж. Рейс-нер, У. Смит, Г. Юнкер, К. Кромер) считало, что это свидетельство вторичного использования пивных кувшинов для переноски строительных материалов при сооружении гробниц8, а П. Харват полагал, что это показатель выпадения осадков9. Т. Ржевска, суммировав факты и мнения, и добавив к этому находки в Саккаре запечатанных пивных кувшинов, половина объема которых заполнена сухим илом, сделала логичное предположение, что мы имеем дело с «ложным содержимым, скорее всего, имитировавшим пиво или вино»10.

Практика использования различных имитаций-заменителей реальных подношений как в погребальных камерах, так и в гробничных часовнях эпохи Древнего царства, фиксируется на анализе таких групп предметов, как миниатюрные каменные и глиняные модели сосудов11, каменные модели пищи, миниатюрные модели орудий12. Таким образом, наполнение полноразмерных пивных кувшинов нильским илом, т.е. «ложным содержимым», соответствует общей тенденции замены (хотя бы частичной) реального гробничного инвентаря символическим. Как показал анализ глиняных моделей сосудов, пик этого процесса пришелся на вторую половину V - начало VI династии13. Характерно, что именно этим периодом можно датировать и пивные кувшины с илом из гизехских гробниц Хуфухотепа и

4 Rzeuska 2006, 84, 456, 512-515, pl. 21 (№ 52), VII, 2; XI, 4.

5 Rzeuska 2006, 86-89, 106, pl. 22-23, 32 (№ 53, 57, 93); Hawass, Senussi 2008, 105-106.

6 Kromer 1991, 32, 63, Taf. 24. 5-24. 4.

7 Hawass, Senussi 2008, 92.

8 Reisner, Smith 1955, 70; Junker 1950, 16; Kromer 1991, 32.

9 Charvat 1981, 159.

10 Rzeuska 2006, 440-442. Аналогичный вывод приводят А.М. Рос (Roth 2001, 63) и А. Сенусси, однако последний допускает, что ил внутри сосуда может быть также результатом попадания внутрь пробки, изготовлявшейся из этого же материала (Hawass, Senussi 2008, 92).

11 Подробнее об этом: Малых 2010, 231-236.

12 Junker 1929, 106-108; Большаков 2001, 83.

13 Подробнее об этом: Малых 2010, 27-92, 246.

Перинеджу, исходя как из морфологических параллелей14, так и из датировки собственно гробниц15. К этому же временному интервалу относится и основная масса пивных кувшинов с илом из саккарской гробницы Мерефнебефа и прилегающего некрополя, и редкие аналогичные находки из других некрополей эпохи Древнего царства (из Абу-Роаша, Абусира, Дахшура, Дешаши, Хававиша, Эль-Тарифа)16. Более ранние случаи известны, но они единичны. Так, Дж. Рейснер отметил, что в погребальной камере шахты B мастабы G 2000 (Западное плато, время правления Хуфу - Хафра17), к востоку от саркофага найден винный кувшин, «частично заполненный сухим илом и со следами пробки на плечах»18. Таким образом, практика замены реального содержимого имитацией (в данном случае не у пивного кувшина, а у винного) начинается уже в первой половине IV династии.

Пивные кувшины, вымазанные внутри белой субстанцией на основе измельченного известняка или мергеля19, обнаружены в зоне российской концессии в Гизе: в малом некрополе (в потревоженном погребении-склепе из сырцового кирпича № 30 (рис. 2, 1), в переотложенном заполнении шахтных погребений № 22 и № 38 (рис. 2, 2)), а также в перемешанном заполнении шахты Херенки - жены Хафраан-ха в его скальной гробнице G 794820 (рис. 2, 3).

Из-за фрагментарности предметов определить их детальную датировку по форме не представляется возможным, однако они происходят из погребений, по архитектуре и топографии относящихся ко второй половине V и VI династиям21.

Следы известковой «штукатурки» («plaster») найдены в винных и пивных кувшинах из некоторых гизехских гробниц: из погребальной камеры шахты А ма-стабы G 221022; из заполнения погребальной камеры шахты A мастабы G 453023. Керамический материал из обоих комплексов датируется концом правления Хаф-ра - началом правления Нефериркара24.

В отличие от речного ила, заполнявшего сосуды, белый раствор покрывал внутреннюю часть пивных кувшинов таким образом, что остались отпечатки пальцев людей, совершавших эти действия. Аналогичные следы пальцев на известке были отмечены К. Уиксом на одной чаше из гизехской мастабы Иимери (G 6020), при этом исследователь сделал вывод, что «пластер был вычерпан из чаши рукой»25, что предполагает использование этого сосуда как тары для строительно

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком