научная статья по теме СОТРУДНИЧЕСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КИТАЯ И РОССИИ И ЕГО РОЛЬ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ДВУХ СТРАН В ХХ ВЕКЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КИТАЯ И РОССИИ И ЕГО РОЛЬ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ДВУХ СТРАН В ХХ ВЕКЕ»

Проблемы Дальнего Востока № 6, 2010 г.

История

Сотрудничество общественных организаций Китая и России и его роль во взаимоотношениях двух

стран в ХХ веке

© 2010 Хуан Лифу

В статье прослеживается взаимодействие китайских и российских общественных организаций на протяжении ХХ столетия. Автор выделяет три этапа сотрудничества: с начала века до образования КНР; 1950-1970-е гг.; период политики реформ и открытости в Китае. Анализируется роль обществ дружбы, ассоциаций бизнесменов, землячеств и эмигрантских организаций во взаимокультурном познании России и Китая, развитии их двусторонних отношений. Ключевые слова: Китай, Россия, народные организации, общество дружбы, эмигрантские организации, землячества, модели сотрудничества.

Общественные организации, рассматриваемые в данной статье, в академических кругах принято также называть «неправительственными» или «некоммерческими организациями», «организациями гражданского общества» и т.д.1 В Китае такого рода объединения именуются миньцзянь цзучжи, т.е. «народные (негосударственные) организации».

Поскольку Северо-Восток Китая имеет общую границу с Россией в несколько тысяч километров, а Сибирь тесно связана с приграничными регионами Китая, жители двух стран издавна активно общались друг с другом. С начала ХХ в. деятельность китайских и российских народных организаций стала важной составной частью обмена и сотрудничества между двумя государствами и двумя народами. Народные организации, участвовавшие в китайско-российском и китайско-советском сотрудничестве на протяжении ХХ столетия, можно подразделить на четыре типа: это китайские общественные организации, объектом деятельности которых были Россия и СССР; организации китайцев, находящихся в России; организации российских эмигрантов в Китае; российские и советские общественные организации, объектом деятельности которых был Китай. В данной статье основное внимание уделено исследованию деятельности первых трех типов народных организаций.

Хуан Лифу, профессор, заведующая Отделом России и Восточной Европы Института всемирной истории АОН Китая, заместитель председателя Китайского общества изучения истории Советского Союза и Восточной Европы (Пекин). E-mail: huang552001@yahoo.com.cn.

I. Китайские и российские/советские народные организации в период с начала ХХ в. до провозглашения в КНР политики реформ и открытости

1) Начало ХХ в.: организации китайских эмигрантов в России и их деятельность по защите прав и интересов китайских граждан

С начала ХХ в. в связи с серьезными изменениями в экономике и политике в Китае и России общение между народами двух стран получило новое развитие. Возникли отвечающие этой тенденции народные организации. В начале ХХ в. китайцы стали ездить в Россию для ведения торговли и на учебу. А в северо-восточном приграничном регионе Китая возникло такое явление, как миграция в Хайшэньвэй (Владивосток). Крепкие китайские работники занимались тяжелым физическим трудом на строительстве дорог, в шахтах и на рудниках, подвергаясь эксплуатации со стороны российских капиталистов. Во время Первой мировой войны около 200 тыс. китайских рабочих были наняты для тыловых работ и строительства укреплений на Европейском театре военных действий. Десятки тысяч из них осели в России, став основой китайской эмиграции здесь. Часть из них участвовала в Октябрьской революции, некоторые даже служили в охране В.И. Ленина2. После Февральской революции 1917 г. в России китайский эмигрант Лю Цзэжун, который окончил Петербургский политехнический институт, совместно с китайскими учащимися и китайскими эмигрантами создал Союз китайских эмигрантов в России и был избран его председателем. После Октябрьской революции Союз сподейство-вал возвращению на родину нескольких тысяч китайцев. В конце 1918 г. Союз китайских эмигрантов в России был переименован в Союз китайских рабочих в России. Лю Цзэжун сохранил пост председателя и создал газету китайских рабочих в России «Датун» «Великое Единение»), бесплатно распространявшуюся среди китайских рабочих и солдат, служившим в Красной Армии3. В 1919-1920 гг. Лю Цзэжун трижды встречался с В.И. Лениным, имел возможность услышать его наставления и рассказать ему о ситуации в Китае. Это помогло Коммунистическому интернационалу и В.И. Ленину, никогда не бывавшему в Китае, лучше уяснить сложившуюся там обстановку в тот период, когда Коминтерн организовывал работу по содействию китайским марксистам в создании Коммунистической партии Китая4. Помимо Союза китайских рабочих в период НЭПа в СССР была создана Ассоциация китайских граждан, нацеленная на защиту прав и интересов китайцев в России5.

2) 1920-1940 гг.: деятельность организаций эмигрантов из России по расширению культурных контактов Харбина и преобладание русских эмигрантских организаций на шанхайском рынке сценического искусства.

В 20-40-е гг. ХХ в. взаимодействие организаций русских эмигрантов в Китае с китайским населением заняло заметное место в общественной жизни Китая.

С конца XIX в. под влиянием драматических событий в России большое количе -ство русских эмигрантов прибыло в Китай.

Общение русских эмигрантов с китайским народом было наиболее интенсивным в Харбине. После подписания в 1898 г. «Секретного договора» между Китаем и Россией последняя получила право на постройку Китайско-восточной железной дороги. По направлению российского правительства большой контингент русского технического персонала вместе с семьями прибыл в Китай. С началом Русско-японской войны в Китай хлынул поток спекулянтов из России. После Октябрьской революции, во время Гражданской войны бывшие дворяне, торговцы, промышленники, чиновники, интеллигенты, белогвардейцы бежали в Китай. На пике в 1920-е гг. численность русской эмиграции в Харбине достигала 200 тыс. чел. Русское население было представлено там тремя основными категориями: командированные российским правительством, добровольные эмигранты, а также те, кто бежал от преследований. Профессиональный состав эмигран-

тов был очень широк: чиновники, управляющие, медики, частные предприниматели, торговцы, рабочие, прочий наемный персонал, духовенство и т.п. С целью обустройства и взаимного общения русские эмигранты создали ряд общественных организаций. В числе основных неполитических общественных организаций можно назвать Общество историков и археологов, Общество советских эмигрантов, Северо-восточную ассоциацию Красного креста и полумесяца, Ассоциацию любителей естественных и гуманитарных наук, Союз советской молодежи, Объединенную Северо-Восточную ассоциацию рыбоводства, охоты и рыболовства6.

После приезда в Харбин русские эмигранты начали активную деятельность в области культуры и просвещения. Было учреждено 224 журнала на русском языке, издано 512 книг по вопросам политики, экономики, общества, культуры, науки и техники, истории, археологии и т.д. Эмигранты организовывали учебные заведения для россиян. Некоторые школы «принимали и китайских детей на равных правах с русскими школь-никами»7. Например, в то время принимали китайских школьников мужская и женская средние школы для русских эмигрантов, мужская и женская деловая школа, китайско-русская промышленная школа. В школах для русских китайские учащиеся получали прикладное западное образование, воплощавшее в себе дух современной для того периода науки и культуры, и уже вскоре они стали выделяться из массы китайских интел-лигентов8. Как отмечают китайские ученые, культурные мероприятия русских эмигрантов стимулировали культурный обмен Харбина с миром. Культурно-просветительская деятельность русских эмигрантов создала возможность распространения западных учений на Востоке, общественных и естественных наук, музыки, театра, живописи. Все они получили широкое распространение в Харбине. Одновременно, применяя западные эпистемологию и методологию, некоторые русские эмигранты проводили исследования в области китайской политики, экономики, истории, географии, философии, литературы, религии, искусства и т.д. Некоторые из них стали известными китаеведами и публиковали по всему миру научные статьи, помогавшие западным странам лучше узнать Китай.9

С 1860-х гг. русские торговцы чаем начали останавливаться в Шанхае. Однако до конца XIX в. количество русских в Шанхае было невелико: в 1895 г. их насчитывалось лишь 28 чел. В 1922 г. Белая гвардия потерпела окончательное поражение в борьбе против Советского правительства на Дальнем Востоке. Часть противников советской власти бежала на юг вплоть до Шанхая, где и осела в качестве эмигрантов. Количество русских эмигрантов в Шанхае росло и по другим причинам, однако оставаясь сравнительно небольшим — в 1947 г. их насчитывалось всего около 16 тыс. чел.

Обустроившись в Шанхае, русские эмигранты развернули многостороннюю деятельность в области культуры, просвещения, образования. По неполной статистике, приведенной в исследовании Ван Чжичэна — специалиста по истории русской эмиграции в Шанхае, эмигранты создали здесь 24 газеты, 27 журналов, открыли 18 книжных магазинов и библиотек, основали 12 художественных трупп. Российские эмигранты были весьма активны в области живописи, музыки, театра, балета, изобразительного искусства. Например, русская опера в течение 1934-1940 гг. дала 235 представлений в Шанхае. К середине 1930-х гг. русская культура вышла на пик своего процветания в различных сферах художественной жизни Шанхая, заняв около половины международного сегмента артистической деятельности в городе10. Русские эмигранты Шанхая создали двадцать пять благотворительных организаций, пять молодежных, студенческих, женских, десять земляческих обществ, пять научных ассоциаций, восемь клубов11. Хотя в основном деятельность шанхайских русских эмигрантских организаций была обращена к соотечественникам, однако она была открыта для всех слоев шанхайского общества, а билеты на выступления русских художественных трупп часто бывали дефицитом. Так что эта деятельность сыграла большую роль в распространении русской культуры в Шанхае. В 1930-е гг. общение шанхайских русских эмигрантов с китайским населением способствовало

взаимодействию и со

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком