С.И. Самыгин доктор социологических наук, профессор Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)*
О.В. Степанов доктор социологических наук, профессор, Донской педагогический колледж*
Социальная безопасность в системе социально-гуманитарного знания о безопасности
Социальная безопасность как интегральное понятие, включающее в себя разнообразные виды безопасности, отражающие характер человеческого бытия, является предметом различных сфер социально-гуманитарного знания. Наибольшее внимание социальной безопасности уделяется в рамках философского, психологического и социологического знания. Каждая из обозначенных отраслей научного знания имеет собственное представление о безопасности, ее источниках, факторах, угрозах, которое в комплексе позволяет увидеть всю гамму проблем теоретического и практического характера, относящихся к явлению безопасности. Поэтому в данной статье мы остановим пристальное внимание на том научном опыте, который сложился в рамках философии, психологии и социологии при изучении социальной безопасности.
В рамках философского знания о социальной безопасности, прежде всего, ученые стремятся к познанию самой сущности безопасности как социального явления, но до сих пор в философии объективная сущность данного феномена, которая позволила бы совершенно определенно ответить на вопрос «Что такое безопасность?», остается не раскрытой, несмотря на большое количество дефиниций безопасности, имеющихся в философии.
Очевидно, что на уровне философского знания о феномене безопасности требуется комплексный подход, в котором бы нашло отражение все многообразие и многоаспектность данного феномена. Ученые склоняются к выводу, который нам также близок, о том, что источником опасности для существования человечества является снижение способности социальной системы к самосохранению и самовоспроизводству. Иными словами, опасность проявляется вследствие изменения состояния системы, приводящее к ее авитальности (нежизненности, гибели, разрушению и т.д.), что может произойти не только в результате вмешательства человека, его
* Самыгин Сергей Иванович, e-mail: darya.maksimovich@gmail.com
* Степанов Олег Васильевич, e-mail: oleg1953@donpac.ru
деятельности, а также при воздействии на систему внешних сил,
л
способных нарушить равновесное состояние системы .
Исходя из такого понимания опасности безопасность связывается с состоянием социальной системы, уровнем ее равновесия и способности к жизни и устойчивому воспроизводству основных системных элементов, обеспечивающих ее функционирование. Однако для поддержания равновесия системы и ее безопасности необходимо определенное обеспечение в виде социальной деятельности, которая будет направлена на то, чтобы не нарушать сложившееся равновесие системы, а также на разработку и реализацию определенных мер, направленных на сохранение целостности и устойчивости системы, ее живучести и функциональности. В последнее время активно используется в данном случае инжиниринг2. Следовательно, именно в понятии «обеспечение безопасности» проявляется деятельностно-целевой характер феномена безопасности.
Таким образом, можно сделать вывод, что феномен безопасности в рамках философского осмысления предполагает определенную градацию при его изучении, связанную со стремлением понять саму сущность этого феномена, а также определиться с его целевой природой, которая реализуется в деятельностном подходе к понятию «обеспечение безопасности».
Кроме того, в философии при изучении феномена «безопасность» категория «опасность» выступает ключевой, связанной с безопасностью, поскольку все социальные системы подвержены опасности, т.е. опасность - абсолютна, в то время как безопасность - относительна, так как проявляется в отношениях и связях с другими явлениями и зависит от них. Таким образом, выступая в диалектической связи, опасность и безопасность, являясь противоположными по своей сущности явлениями, органически связаны между собой, присуши одной и той же системе и взаимозависимы друг от друга.
Другими словами, своим единством и противоположностью опасность и безопасность обеспечивают целостность и сохранность социальной системы, ее устойчивое развитие, и на этом основании выступают диалектическими категориями, что составляет сущность философского подхода к изучению социальной безопасности.
Психологическое направление в изучении социальной безопасности существенно отличается от философского тем, что в его рамках изучение безопасности преломляется сквозь межличностные отношения и психическую структуру личности, а ключевой целью психологического анализа феномена безопасности является разработка системы
1 Якупов А.М. Понятия «опасность» и «безопасность» как философские категории // Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. Материалы XIII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 14-15 мая 2008 года. Москва, Россия; МЧС России. М.: ИПП «Куна», 2008. С. 74.
2 Заяц П.В. Информационные ресурсы регионального развития в системе политического инжиниринга. // Философия права. 2013. № 6. С. 57-61.
психологических путей, методов и приемов, позволяющих повысить степень защищенности человека в условиях социальной нестабильности и опасности для жизни. Психологическое обеспечение социальной безопасности происходит на основе диагностирования уровня социальной напряженности на микро-, мезо- и макроуровнях и определения ключевых факторов, влияющих на безопасность общества.
В психологическом обеспечении индивидуальной, групповой и общественной безопасности выделяют несколько направлений:
- пропаганда и разъяснение основных положений оптимальной тактики поведения в опасных условиях и ситуациях;
- психологическая экспертиза несчастных случаев, ранений и гибели людей в опасной ситуации, которая, на основе накопленного опыта в области анализа поведения пострадавших от несчастных случаев, позволяет выработать наиболее адекватные современной ситуации и современным опасностям рекомендации по поводу «правильного» поведения в условиях, угрожающих физическому и психическому здоровью, а также профилактике неадекватного поведения и неверных;
- специальное обучение, в ходе которого происходит формирование конкретных личностных качеств, способствующих психической устойчивости личности и психологической готовности к определенным действиям в случае опасности для противостояния ее негативным воздействиям.
В условиях радикальных изменений в функционировании современного общества и в частности российского интерес и актуальность приобретает социологического направление в изучении безопасности. Осознание важности для дальнейшего развития общества категории «безопасность» и появление работ в данном направлении способствовали выделению социологии безопасности в отдельную отрасль социологии.
Социология безопасности, согласно определению Волкова Ю.Г., - отрасль социологического знания, интегрирующая прикладные аспекты политических, социальных, военных, экономических, технических, гуманитарных наук, предметом которой являются разнообразные факторы риска, угрожающие обществу и личности, а также сущность, методы, формы и средства обеспечения безопасности личности и общества в условиях комплексного взаимодействия всех этих факторов3.
Глобальный характер развития мировых процессов, а также угроз, формирующихся в пространстве мирового сообщества, актуализировали проблемы изучения безопасности всего мирового сообщества в XXI веке. Эти угрозы связаны с ростом международных конфликтов, терроризма, организованной преступностью, ростом бедности,
3 Волков Ю.Г. Социология: учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Альфа-М, 2010. С. 100.
распространением смертоносных инфекционных заболеваний, деградации окружающей среды и духовной сферы общества4 и т.д.
Важное место в методологическом пространстве социологии безопасности занимается теория риска, что связано с тесным переплетением предметного пространства социологии безопасности и социологии риска. Риск как научная категория представляет большой интерес для социологии безопасности, так как именно с социальными рисками и их эскалацией в социальной среде связано формирование основных угроз человеческому существованию. Понятия «риск», «опасность» и «безопасность» в социологии безопасности выступают в тесной связи. У. Бек, автор концепции «общества риска», понимает под риском систематическое взаимодействие с угрозами и опасностями,
с.
индуцируемыми и производимыми процессом модернизации5.
В науке утвердилось также определение риска с позиции неопределенности. В этом контексте риск выступает следствием непредвиденности ущерба в результате того или иного выбора. Рост социальных рисков в современном обществе способствовал тому, что сегодня исследователи риск рассматривают как сущностную характеристику социальной деятельности и социальной реальности.
Каждое социальное явление с целью его изучения и измерения предполагает наличие определенных критериев. Выделить критерии социальной безопасности достаточно сложно с учетом многоаспектности и многогранности этого явления. Представленная в данной статье система критериев - лишь попытка определить основания для измерения уровня социальной безопасности, так как в науке еще не разработана единая критериальная основа для изучения социальной безопасности, тем более, что большинство ученых занимаются исследованием какого-либо отдельного вида безопасности.
При выделении критериев, с помощью которых можно было бы изучать состояние и уровень социальной безопасности, мы исходили из значимости тех или иных показателей для безопасного функционирования личности и общества, учитывая, что существует три ключевых группы угроз социальной безопасности: природогенная, техногенная и собственно социальная или гуманитарная как результат человеческих отношений. На этом основании критерии социальной безопасности также разделены нами на три группы.
Первая группа критериев выстроена на основе природного источника угрозы безопасности и включает
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.