научная статья по теме СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ В УСЛОЖНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ В УСЛОЖНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2005 • < 3

A.C. АХИЕЗЕР, М.Э. РЯБОВА

Социальная философия в усложняющемся мире

Люди с момента их появления сталкивались с усложнением своего мира, что требовало от них адекватных ответов на все более сложные проблемы. Например, установлено, что появление языка было ответом на усложнение мира, ответом на "достижение сообществами гоминид некоего порогового значения численности" [Шер, Виш-няцкий, Бледнова, 2004, с. 73]. Относящееся к языку, то есть к важнейшей форме культуры, не может не относиться и к культуре в целом. Важнейшей вехой на пути усложнения было Осевое время, открывающее путь развитию способности формировать абстракции и оперировать ими.

В древности усложнение шло крайне медленно. Это позволяло соответственно приспосабливаться к нему: неторопливо, стихийно, подсознательно, и, как писал об этом Б. Поршнев, требовалось несколько поколений, чтобы заметить этот процесс. Но так не могло продолжаться вечно, ибо усложнение неизбежно подходило к некоторым пороговым значениям, что требовало опережающего развития способности преодолевать сложность. Важный этап этого развития - осознание сложности как особой важнейшей проблемы, значение которой выходит за рамки конкретной науки. Научные тексты в самых разных сферах достаточно часто упоминают о сложности предметов исследования, о трудностях их разрешения. Однако осознание проблемы сложности в ее общем виде впервые сформулировано в рамках кибернетики, дающей "нам надежду на создание фундаментальных методов, которые позволяют атаковать психологические, социальные и экономические недуги, побивающие нас в настоящее время своей внутренней сложностью" (курсив наш. - A.A., P.M.) [Эшби, 1959, с. 20]. Оказалось, что усложнение - проблема не только познания предмета, но и существования человечества через развитие способности субъекта решать все более сложные задачи.

Рост способности познания неизбежно должен включать развитие ее способности преодолевать сложность, противостоять ей посредством теоретического освоения и способности формировать соответствующую техническую базу.

Обобщение как способность отвечать на опасность усложнения

Усложнение пронизывает всю культуру, вплоть до ее первичной клеточки. Форма наиболее элементарной организации проблемы - дуальная оппозиция, которая образуется через взаимопроникновение-взаимоотталкивание двух контрарных абстракт-

Ахиезер Александр Самойлович — доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

Рябова Марина Эдуардовна — кандидат педагогических наук, докторант кафедры методологии науки и прикладной социологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.

ных полюсов. Между ними субъект формирует некоторое логическое пространство, где он через внешний и внутренний диалог вбирает и одновременно организует, интерпретирует знания, ценности, нормы и т.д., необходимые для преодоления разрыва между полюсами этой оппозиции, для выхода за ее рамки к новым смыслам, к новым оппозициям. Усложнение рассматривается как рост дезорганизации, неупорядоченности, не дополняемый обобщениями.

Усложнение в его всеобщей форме можно выразить как логическое отношение между полюсами дуальных оппозиций, например между космосом и хаосом, как способность субъекта обобщать хаос в космос, хаотизировать космос, где первый полюс равносилен порядку, а второй дезорганизации. Движение между полюсами в этом случае можно рассматривать как путь субъекта к хаотизации космоса и наоборот, то есть к превращению хаоса в космос.

Человечество находится под постоянным давлением результатов собственной интерпретации единства как множества. Лишь одно может спасти человека от хаоса в результате этого процесса - одновременная интерпретация нового множества как новой целостности и как способности к синтезу такой целостности. Задача преодоления сложности через неосознанную, а затем и осознанную интерпретацию должна решаться в рамках каждой дуальной оппозиции и всей системы дуальных оппозиций мышления.

Возвышение интерпретации до уровня создания абстракций и оперирования ими открывает путь науке и философии, развитию способности формировать и осваивать понятия, существующие как бесконечное разнообразие единичного и особенного, переходов между ними. Абстракции, возникая в потоке мышления, должны в свою очередь непрерывно конкретизироваться через интерпретацию. Дуальная оппозиция позволяет рассматривать любое явление, любой смысл как находящийся в поле напряжения между противоположными в своих абстрактных крайностях представлениями, понятиями, категориями.

Преодоление сложности возможно лишь в результате постоянного синтеза множества, доходящего до формирования обоснованных, логичных теорий. Человек постоянно разрабатывает стратегию поиска соразмерности возможностей преодолеть сложность и способности выбрать решение, обеспечивающее собственное выживание. Существование человека как субъекта общества всегда будет зависеть от того, окажется ли он способным не отступать от постоянного наращивания соответствующих усилий в массовом масштабе. Жизненная необходимость подобной стратегии особенно важна в России, которая на протяжении XX в. пережила две национальные катастрофы (в 1917 и 1991 гг.), сопровождаемые распадом общества и гибелью государства в результате того, что массовая способность принимать эффективные решения, предотвращать катастрофы оказалась недостаточной.

От заданной целостности к ее поискам

Усложнение проблем, стоящих перед человечеством, привело к возникновению науки и философии, что означало превращение познания в напряженную профессиональную деятельность. Специфика социальной философии Нового времени состоит в том, что она не возводит в догму тексты, например труды Аристотеля, но пытается самостоятельно творчески сформулировать представление о целостности на основе синтеза, обобщения результатов, предшествующего специального анализа проблемы. Тем самым открывается возможность формировать концепции социальной философии через синтез понятий и категорий.

Р. Декарт впервые последовательно разделил бытие природы самой по себе и способ организации знаний субъектом. Интеллектуальная революция ХУП-ХУШ вв. привела к отходу от представления о заданности сакральными силами иерархически построенного космоса, природы и общества. Философия синтезировала мир, расчлененный разнообразными исследовательскими подходами, обобщала его в формах

концепций, соединяющих множество частей в целое. "Логика множества и его классификации со второй половины XVII в. стали неотъемлемой частью социальной теории" [Копосов, 2003, с. 103], что, впрочем, относится с одинаковым правом и к соответствующему этапу философии. Если раньше представление о целостности предмета методологически как бы задавалось сакральными силами, традициями, и философия могла его лишь различным образом интерпретировать, то теперь целое должно было конструироваться в процессе философствования.

Монадология Г. Лейбница рассматривала мир как множество определенным образом связанных между собой монад, то есть как результат синтеза монад. Лейбниц считал, что все многообразие вещей - одно огромное связное целое, в котором каждый член занимает необходимое положение. Поэтому каждая монада есть особое отражение вселенной, устранение которого изменило бы ее в целом. Одновременно каждая монада зависит от целого: "сущность каждой отдельной части во вселенной образует необходимый и нужный для связи целого член... основа для особой организации каждой отдельной части лежит в законе целого" [Виндельбанд, 2000, с. 495]. Каждая монада - индивидуум, но лишь вследствие того, что она занимает это присущее ей место в системе целого. В системе наук X. Вольфа теоретическая философия должна заниматься исследованием взаимосвязей фактов, явлений, поскольку меняются условия их развития, выявляются новые обстоятельства, стимулирующие осмысление изменения исходной точки философствования.

Отсюда следует важный вывод, определяющий дальнейшее развитие философии, а затем и социальной философии. Если целостность не задается как некий абсолют, то это означает, что бремя подобной задачи ложится на человека, на творческую, профессиональную, ответственную личность, способную к синтезу. Синтез - сложная логическая операция, реальным результатом которой должна быть гармоничная целостность, преодолевающая сложность, возникшую в результате разрушения предшествующего синтеза. Синтез существует как результат поиска соразмерности частей целого и одновременно между частью и целым. Это две стороны единого процесса. В пользу сказанного выступают методологические исследования генезиса теоретического знания от "частных теоретических схем" к созданию "фундаментальных теоретических схем" через выделение абстрактных моделей, создание "парадигмальных образцов". Такие схемы открывают путь решению теоретических задач, что соответствует последовательному формированию концепции социальной философии. В. Степин показал, что "построение развитой теории осуществляется как поэтапный синтез и обобщение частных теоретических схем и законов" [Степин, 2003, с. 709].

Переход от философии к социальной философии

Философия истории, философия общества, которая еще у Гегеля существовала как результат распространения его системы и метода на общество, постепенно отпочковывалась от основного русла философских идей и нацеливалась на попытку синтеза результатов непосредственного изучения общества. Здесь следует указать на труды Т. Гоббса, О. Конта и Г. Спенсера. Получившие впоследствии развитие цивилизацион-ные концепции О. Шпенглера, А. Тойнби и других также можно условно рассматривать как результаты научного синтеза некоторых ранее выделенных предпосылок. В качестве попыток формирования социальной философии могут рассматриваться те концепции, где исходная дуальная оппозиция в качестве одного из полюсов представляет общество в целом, тогда как другим полюсом выступает некоторая часть общества, один из его аспектов, рассматриваемый как стимул, условие развития целого.

Для социальной

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком