научная статья по теме СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК РЕГУЛЯТОР ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК РЕГУЛЯТОР ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»

дискуссионная &р.и£цна

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК РЕГУЛЯТОР ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

■штттттттттттттттттттттттттттт.

Термин «социальный» означает «общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе»1. Исходя из этого правомерно утверждать, что социальная справедливость — критерий, посредством которого оцениваются взаимоотношения между людьми, а также поведение индивида в обществе2.

В обществе как определенной органичной форме существования человечества сформированы определенные нравственные нормы, гарантирующие нормальное существование и развитие в нем индивида. Нравственные нормы поведения представляют собой совокупность сформированных обществом представлений о добре и зле. Неразделимая связь между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, их соответствие являются основанием для существования справедливости в обществе.

Справедливость обеспечивается нормами морали, нравственности, которые, в свою очередь, выступают содержанием предписаний норм определенной отрасли права3. Предписания норм конкретной отрасли права реализуются в качестве прав и обязанностей субъектов, исполнение которых обеспечивает состояние справедливости в обществе. Так, в уголовном праве справедливость заложена в уголовно-правовых нормах4, в гражданском — в гражданско-правовых.

Как форма осознания реальности социальная справедливость представляет собой отражение интересов соответствующих субъектов. И выражается это в двух моментах. Во-первых, наличие интереса является предпосылкой возникновения оценки с позиции социальной справедливости. Во-вторых, чтобы действия, поступки были оценены как социально справедливые, они должны «вмещаться» в рамки заданных интересов5.

Следует обратить внимание на два момента: социальная справедливость — это не просто показатель соотношения, «соизмерения» явлений, она представляет собой «разумную», «правильную» пропорцию; социальная справедливость как «разумная», «правильная» пропорция выступает в качестве мотивационно-го двигателя человеческих поступков. Причем она может служить оценочным критерием не только того, что уже имеет или имело место, но и того, что еще наступит6. Однако справедливость — не просто представление о должном.

Суть социальной справедливости состоит в том, чтобы установить и сконструировать меру для человеческих поступков. Эта мера — своего рода оценка поступка, которая ориентирована на существующую в конкретном обществе иерархию ценностей. Справедливость — сложное явление, которое выражается в различных формах.

Как и всякое иное чувство, чувство справедливости исполняет «функции, необходимые для обще-

ственной жизни человека, его приспособления к общественной среде и изменениям этой среды с точки зрения интересов и потребностей не только личности, но и общества...»7. В основе формирования чувства справедливости лежит способность человека переживать привлекательное и отталкивающее и запоминать (фиксировать в памяти) эти переживания8.

Другой формой социальной справедливости является сама идея о ней, которая выражает сознательное отношение к чему-либо как к справедливому или несправедливому. В зависимости от степени зрелости, подобно всякой иной идее, она может выступать как представление, идеал, понятие9. Представления о социальной справедливости складываются в процессе практической деятельности людей. Они аккумулируют в себе, с одной стороны, индивидуальный чувственный опыт человека, а с другой — общественный смысл, значение совершаемых ими поступков10.

Именно на основе данных представлений о справедливости формируются простые «нормы» социальной справедливости, выступающие в качестве меры нравственно оправданного поведения людей в соответствующих ситуациях11. Каждая эпоха вырабатывает свои элементарные нормы справедливости. В отличие от представлений, идеалы справедливости включают только такие образцы поведения, которые еще не стали правилом, но которым должно принадлежать будущее. Идеал выполняет роль ориентира поведения, выступающего в виде образа, модели будущих отношений между людьми.

Понятие «социальная справедливость» правомерно рассматривать как один из идеалов, с которым люди сверяют свои поступки12. Совпадая в определенных отношениях с идеалом, справедливость все же отличается от него.

Например, О.Г. Дробницкий в работе «Проблемы нравственности» представил социальную справедливость как понятие более сложное, чем общественный идеал, воплощающее в себе понятие добра. «В отличие от более абстрактной идеи добра, где должное и ценное присущи нерасчлененному объекту, «справедливость» — это соотношение двух или нескольких моментов в единстве (деянию должно соответствовать воздаяние, преступлению — наказание, правам — обязанности, заслугам — почести, награды)»13.

Принцип социальной справедливости имеет несколько форм выражения: правовую, социально-политическую, религиозную, историко-культурную, социально-коммерческую и социально-демографичес-кую14. Рассмотрим их специфику.

Правовое выражение принципа социальной справедливости — равенство прав и ответственности людей перед законом. Реализация такого равенства может быть осуществлена только в демократических

дискуссионная &р.и£цна

обществах (тоталитарные режимы такую задачу даже не ставят) при том условии, что принятые законы являются социально адекватными, т.е. справедливыми (или истинными), поскольку защищают интересы всех, а не части граждан, и не ставят преград на пути прогрессивного развития общества. На пути создания справедливых законов очень много трудностей. Даже если законодатель в полной мере осознал принцип социальной справедливости во всех формах его проявления и честно стремится соблюдать его в своей законотворческой деятельности, то и тогда он не гарантирован от неизбежных ошибок и заблуждений гносеологического характера15.

Социально-политическое выражение принципа социальной справедливости: а) равная для всех граждан гарантия обеспечения их прав и свобод в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, важнейшими из которых являются свобода слова, свобода предпринимательства, право избирать и быть избранными во все руководящие органы путем всеобщего прямого тайного голосования; б) равная для всех граждан гарантия получения социальной помощи в случае стихийного (природного или социального) бедствия, например, в случае землетрясений, пожаров, наводнений, войн, вынужденной миграции, потери кормильца, потери трудоспособности, временной безработицы, нахождения в плену и т д.

Религиозное выражение принципа социальной справедливости — равенство всех перед Богом и равная для всех возможность выбора вероисповедания (принцип свободы вероисповедания). С реализацией этого принципа дело обстоит также не всегда благополучно. Существует религия официальная и неофициальная (различные религиозные ответвления секты). Сторонники официальной религии (прежде всего в лице церковных иерархов) так или иначе притесняли и притесняют тех, кто следует иным догматам веры16.

Историко-культурное выражение принципа социальной справедливости — равнодоступность для всех граждан культурных ценностей, созданных на протяжении всей истории человечества. Существующая социальная несправедливость заключается в том, что в больших, в основном столичных городах сконцентрированы все богатства культуры: архитектура, музеи, театры, произведения изобразительного искусства, филармонии, выставочные залы, библиотеки и т.п., к которым жители периферии не могут иметь такого доступа, как жители этих городов.

Социально-коммерческое выражение принципа социальной справедливости — равная для всех возможность приобретения товаров за эквивалентную цену. Еще тридцать лет назад по территории российского государства товары распределялись неравномерно, снабжение закономерно ухудшалось от центра к периферии17. В результате жители окраин были вынуждены ездить за товарами в крупные города с хорошим снабжением; им приходилось тратить на это рабочее и досуговое время, нести транспортные расходы, не говоря уже о неудобствах и обиде за свое положение.

Социально-демографическое выражение принципа социальной справедливости заключается в равной для всех возможности выбора места жительства. Таковы

важнейшие аспекты принципа социальной справедливости.

А.В. АРЕНДАРЕНКО, кандидат юридических наук

1 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996. С. 741.

2 Там же. С. 69.

3 Мамедов А.А. Справедливость назначения наказания. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. С. 29.

4 Это выражается в том, что в диспозициях уголовно-правовых норм описываются деяния, которые в соответствии с нормами морали общества признаны противоправными и общественно опасными, а в санкциях предусматривается ответственность за их совершение в виде наказаний.

5 При этом следует иметь в виду, что интерес может быть не только прямым, но и косвенным, не только первостепенным, но и менее важным. Специфическая (сложная и противоречивая) человеческая природа субъекта обусловливает существование у него множества интересов, в том числе конкурирующих друг с другом и даже противоположно направленных.

6 Сулин Ю.И. Справедливость как чувство, понятие, оценка, норма // Актуальные проблемы марксистской этики. Тбилиси, 1967. С. 209-212.

7 Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М., 1971. С. 153.

8 Чувство справедливости есть чувство меры в общении человека с другими людьми, в его отношении к обществу; оно побуждает людей не только к уяснению и анализу социальной ситуации, но и в случае необходимости к действиям, направленным на ее изменение. Данное чувство является одним из ведущих элементов эмоциональной жизни человека. К тому же оно относительно устойчиво, т.е. однажды сформировавшись, это чувство укореняется на многие годы.

9 См.: Копнин П.В. Философская энциклопедия. М., 1962. С. 235; Идея как форма мышления. Киев, 1963. С. 27.

10 См.: Право, правосознание и мировоззрение: Материалы «круглого стола» // Советское государство и право. 1975. № 7. С. 49.

11 Речь идет о нормах, которые обладают высшим авторитетом

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком