научная статья по теме СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ (НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ИЛА РАН) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ (НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ИЛА РАН)»

ДИСКУССИИ, ОБСУЖДЕНИЯ

Социальные и этнические проблемы Латинской Америки

Под таким названием в Центре политических исследований Института Латинской Америки РАН состоялась научная конференция. Предлагаем читателям изложение выступлений сотрудников ИЛА и руководителя департамента экономики Центра латиноамериканских исследований РУДН, принявших участие в дискуссии.

Ключевые слова: безработица, бедность, гетерогенность, демография, исклю-ченность, конфликт, культурная автономия, миграция, насилие, социальная политика, финансово-экономический кризис, этнические движения, права общин.

Открыла заседание доктор политических наук, директор Центра политических исследований ИЛА РАН М.Л.Чумакова. Анализ социальной проблематики латиноамериканских государств, отметила она, представляет сложнейшую задачу, учитывая множество факторов ее определяющих. В условиях мирового финансово-экономического кризиса и при многообразии вариантов социально-политического развития стран региона эта вечная тема приобрела новое звучание. Рассмотрение ее различных аспектов взаимосвязано с изучением этнических движений, ставших в ряде государств субъектами политического процесса. Активизация социальных и индейских движений привнесла новые краски в палитру современной общественной жизни континента. В ходе конференции мы попытаемся осмыслить современные социальные процессы в тесной увязке с политикой государства и обозначить необходимость разработки новых методологических подходов.

Б.И.КОВАЛЬ, доктор исторических наук

Культура политики и внеполитические энергии

Наша конференция посвящена исключительно важной и сложной проблеме. Суть состоит в том, чтобы рассмотреть взаимодействие общих социально-политических закономерностей с конкретными этнополитически-ми процессами в отдельных странах. Дело в том, что на рубеже ХХ—XXI вв. особенно отчетливо на первый план в жизни разных континентов вышли не традиционные «классовые» или идеологические конфликты, а конфликты религиозные и этнические. Чем это объясняется? Какова перспектива их обострения? Можно ли найти пути и средства гармонизации обще-

ственных отношений? Все эти вопросы мы и попытаемся обсудить на нашей встрече. Надеюсь, что получится интересный и полезный разговор.

Я хотел бы привлечь внимание к весьма интересной, но, увы, не исследованной в политологии и социологии теме, а именно — роли экзистенциальных, внеполитических энергий в политическом процессе. Мы обычно ограничиваемся рассмотрением собственно политических и социальных факторов, но проходим мимо внутреннего мира самого человека и общества многих людей, в данном случае индейского населения. Мы, к сожалению, робеем перед разработкой новых методов и обновлением инструментария познания, без конца повторяемся и оправдываем некоторый застой мысли ссылкой на богатство конкретных данных. В итоге изложение информации в большинстве случаев преобладает над осмыслением. Тем временем в ряде международных центров реализуются совершенно новые проекты, происходит смелая модернизация анализа, выдвигаются более тонкие понятия и концепции.

Примером такого рода является большая работа немецкого Института латиноамериканских исследований — проект «Latautonomy». Итоги многолетней полевой работы в восьми государствах (Мексика, Никарагуа, Панама, Бразилия, Эквадор, Боливия, Испания и Россия) были недавно опубликованы в русском переводе под названием «Политика самостоятельности. Мультикультурные автономии в Латинской Америке и других регионах мира». Проблемы мультикультурных автономий в условиях устойчивого развития и глобализации изучают также и российские специалисты.

Однако горизонт проекта «Latautonomy» шире и амбициознее, поскольку ставит целью противопоставить пророчеству С.Хантингтона о «конфликте цивилизаций» альтернативу на путях развития мультикультурных автономий и преодоления жестких моделей национального государства, которые сегодня как и вчера навязываются постколониальным странам. В этих условиях социально-культурная реальность индейских народов порождает сильное оборонительное и протестное сопротивление, вступая в открытый конфликт с существующим порядком вещей. Иначе говоря, нарастает качество и количество их социальной энергии, желания и способности сохранить свое жизненное пространство, свою культуру и право на свободу и равное участие в жизни общества, преодолеть бедность и отсталость. Человеческая энергия — физическая, производящая, коммуникативная, духовно-нравственная и, наконец, политическая — является единственным источником социальной эволюции. Все другие факторы — географический, территориальный, климатический, природно-ресурсный — служат условиями, но не причиной развития. В этом контексте меня интересует вопрос о роли экзистенциальных и внеполитических энергий человека в политическом процессе. Без выяснения этой роли мы не поймем ни общих закономерностей социальной эволюции, ни причин и следствий нынешнего обострения «индейского вопроса» в Латинской Америке. Иначе говоря, следует смотреть на проблему не только «сверху», но и «снизу». По устоявшейся традиции мы нередко ограничиваемся описанием и толкований real politic властей, парламентов, партий, бизнеса, но не «опускаемся» вглубь real existencia индей-

ских народов. Иными словами, дело часто ограничивается уровнем позитивистски-бесстрастного «фактоприятия» (термин Л.Шестова).

Во многих случаях общественные науки вынуждены обслуживать интересы самой политики, что неизбежно ведет к самоограничению свободы мысли. Что греха таить, вампиризм политики частенько высасывает соки свободного размышления и подчиняет политологию своим корыстным интересам. Вот почему полезно превзойти пороки политики и расширить методологию политологии, включив в сферу ее анализа весь комплекс невидимых, материальных, неполитических энергий, которые изначально определяют причины, цели и результаты соответствующих политических действий. Эти энергии не всегда носят осмысленный характер, часто являются инстинктивными, интуитивными, иррациональными. Лишь post factum мы приписываем стихийному ходу событий определенную логику и рационалистическую сущность. Вот почему я сосредотачиваюсь на размышлениях о роли внеполитических энергий. При этом нисколько не претендую ни на оригинальность, ни на окончательное суждение. Познание бесконечно, а гипотеза есть начало осмысления любой новой проблемы. Задача состоит в том, чтобы нащупать взаимосвязь духовных энергий и материальных факторов, в данном случае — целей и ценностей, с одной стороны, и практических политических интересов и действий, с другой. Так мы сможем более адекватно определить характер политической социальности индивида, коллектива и общества. На первый взгляд духовные энергии и прагматизм разделены, как полюса магнита. На самом же деле они переплетены и не могут существовать отдельно. Кстати сказать, в индейской культуре и практике спи-ритуальные и материальные стороны человеческого бытия находятся в органическом единстве. Цивилизация их весьма исковеркала, но не смогла окончательно унифицировать по своей логике.

Таким образом, мне представляется, что к «горизонтальной политологии» следует добавить «вертикальную политологию», которая смогла бы понять и объяснить весь «слоеный пирог» общественного процесса. Для этого абсолютно необходимо обратить специальное внимание на экзистенциальные энергии человека. Иными словами, политологии как науке было бы полезно выйти за собственную околицу, обратив особое внимание на психо-моральную и духовную сферы жизни. Одним словом, я призываю обратить внимание на энергийную базу политического процесса. Это означает максимальное развитие теоретического обобщения эмпирического опыта. Это требует переоценки некоторых привычных умозаключений и выработки новых понятий.

Ю.И.ВИЗГУНОВА, доктор исторических наук

Социальная сфера в условиях экономического кризиса

Неустойчивость экономического развития латиноамериканских стран под воздействием колебаний на мировых рынках и экономических кризисов еще более усугубляет такие негативные явления в социальной сфере региона, как

рост безработицы, социального неравенства, пауперизации и маргинализации широких слоев населения, которые во многом являются результатом стратегии трансформации экономики на основе идей неолиберализма. Как показывает практика, экономические кризисы стали одним из основных тормозов преодоления социальных вызовов и «критической бедности» городского населения, которая на рубеже ХХ—XXI вв. приобрела исключительно широкие масштабы, что привело к значительному увеличению и сложившейся за многие десятилетия хронической нищеты сельских жителей.

Проблема бедности в условиях неолиберальной экономической модернизации превратилась в одну из ключевых. От ее решения зависят не только поведение широких масс и поддержание стабильности в странах региона, но и перспективы их экономического и в целом общественного развития. Борьба с бедностью декларируется приоритетом государственной политики. Однако реальность такова, что некоторые улучшения показателей бедности в отдельные периоды экономических подъемов не могут носить продолжительный характер, так как при существующем в регионе глубоком социальном неравенстве, они не могут перерасти в устойчивую тенденцию. К тому же увеличение государственных ассигнований на социальную сферу подвержено колебаниям в зависимости от конъюнктуры рынка и состояния финансов. В результате бедность в подавляющем большинстве стран продолжает носить застойный характер.

Наглядным примером вышеизложенного может служить динамика средних показателей бедности и нищеты в регионе, начиная с 2000 г. В соответствии с документами Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и стран Карибского бассейна (ЭКЛАК) 2009 г., в Латинской Америке, как и в подавляющем большинстве развивающихся стран, в качестве основного критерия понятия бедности рассматривается уровень доходов, находящийся ниже стоимости потребительской корзины, которая включает минимально необходимое для жизнедеятельности количество продуктов, товаров и услуг. В категорию нищих относят тех

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком