научная статья по теме СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЕЩАНИЯ, ПОЖЕЛАНИЯ ИЛИ ПРИВИДЕНИЯ? Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЕЩАНИЯ, ПОЖЕЛАНИЯ ИЛИ ПРИВИДЕНИЯ?»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2010, № 4, с. 30-38

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЕЩАНИЯ, ПОЖЕЛАНИЯ ИЛИ ПРИВИДЕНИЯ?

© 2010 г. И. А. Алебастрова1

Одним из определяющих направлений развития государств в ХХ в. стала социализация. Данная тенденция не могла не получить отражения в их конституциях. И не только потому, что, будучи важнейшим источником права каждой конкретной страны, конституция, как правило, чутко реагирует на наиболее значимые проблемы, с которыми данная страна сталкивается. Но также и потому, что проблема социализации имеет непосредственное отношение к конституционному идеалу обеспечения защиты слабого, "маленького" человека в обществе от таких элементов этого общества, которые значительно превосходят его по силе и мощи. На первом этапе мирового конституционализма главной опасностью для человека, его развития и самореализации было признано государство, в частности абсолютная монархия и бюрократический аппарат. Однако вскоре выяснилось, что угрозы человеку, причем не только его свободе, но и самой жизни, здоровью, достоинству исходят далеко не только от государства, но и от иных сил, доминирующих в обществе либо его части, по той или иной причине - материально, идеологически, технически или просто количественно. Такими силами явились капитал, преобладающие религиозные и национальные общности и др.

Как истинные продолжатели традиции защиты человека от подавления и угнетения со стороны "сильных мира сего", заложенной "отцами-основателями" первых конституций, авторы конституций, принимаемых в ХХ в., принялись защищать человека от новых (а скорее - вновь осознанных) угроз. Таким образом, социализацию можно считать вторым крупным, при этом совершенно логичным, шагом на пути развития мирового конституционализма, означавшим обогащение конституционного идеала еще одной ценностью, ставшей базовой. О закономерности социализации убедительно свидетельствует то обстоятельство, что она разворачивалась рука об руку

1 Доцент кафедры конституционного (государственного) права зарубежных стран Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина, кандидат юридических наук.

с демократизацией прежде всего избирательного права, т.е. с развитием ценности исконно конституционной2. Сегодня считается общепризнанным, что демократические правовые государства не могут не быть также и социальными3.

Парадокс, однако, заключается в том, что главным инструментом защиты человека от его реальных и потенциальных угнетателей, угрожающих его моральному и материальному существованию, стало государство, что не могло не способствовать в большей или меньшей степени укреплению его власти, под знаменем предотвращения чего появились первые конституции. Как видно, социальный характер государства находится в некотором противоречии с его правовым и демократическим характером. И такой конфликт вовсе не является лишь умозрительным логическим противоречием теоретической конструкции. Об опасности, которую несет гипертрофирование социализации правам человека и демократическим ценностям, красноречиво свидетельствует появление в ХХ в. именно в русле тенденции социализации фашистских и социалистических государств - весьма социализированных, имевших подчас видимые результаты в плане повышения уровня жизни населения, т.е. в виде наличия "курицы в кастрюле каждой домохозяйки", но осуществивших полный разрыв с изначальными ценностями конституционализма.

Одним из проявлений тенденции социализации государств и конституций в ХХ в. следует считать возникновение прав "второго поколения", т.е. социальных прав человека. Важным же показателем сложности проблемы соотношения принципа социального государства с принципами государства демократического и правового как конкурирующих конституционных ценностей является разнообразие подходов конституций различных стран к регламентации социальных прав.

2 См.: Нуссбергер А. Развитие социальных прав на внутригосударственном и международном уровнях // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 1. С. 107-108.

3 См.: Зорькин В.Д. Социальное государство России: проблемы реализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 1. С. 47.

Конституционные социальные права - это признаваемые конституциями права человека на материальную, а иногда и духовную поддержку со стороны государства, реже - других лиц с целью обеспечения достойных условий его материального, физиологического и морального существования (право на отдых, жилище, охрану здоровья, материальное обеспечение, государственную защиту семьи, материнства и детства, благоприятную окружающую среду и т.д.).

Следует иметь в виду, что социальные права по сравнению с иными конституционными правами имеют чрезвычайно важные особенности. В то время как большинство конституционных прав можно условно охарактеризовать как права-действия (с учетом того, что бремя их осуществления и ответственность за его последствия лежат на самом правообладателе), социальные права следует определить как права-притязания, так как их реализация возможна лишь через деятельность других субъектов, чаще всего - государства. При этом в отличие от личных, экономических, а отчасти политических и культурных прав реализация прав социальных требует огромных финансовых затрат из средств государственного бюджета. Именно размер соответствующих бюджетных выплат, а далеко не только сам факт их наличия является определяющим индикатором существования или отсутствия в реальности социальных прав. Поэтому эффективность их реализации во многом зависит от уровня экономического развития государства, квалификации и моральных качеств законодателей и государственной бюрократии, состояния государственного бюджета, ложась на него весомой нагрузкой, и гораздо менее, чем других прав, - от воли обладателя права. В связи с этим гарантировать с полной уверенностью, что они будут удовлетворительно обеспечены законодательной и исполнительной ветвями власти, а тем более защищены властью судебной, вряд ли возможно. Отмеченную специфику социальных прав учитывают международно-правовые документы. Так, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. обязывает государства обеспечивать данные права "в максимальных пределах имеющихся ресурсов" (ст. 2). А Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., как и протоколы к ней, о социальных правах не упоминает вообще.

Так целесообразно ли с учетом этих особенностей признавать социальные права наравне с иными правами полноценным элементом ката-

лога конституционных прав и свобод человека и гражданина и соответственно фиксировать их в конституциях? Ведь конкретные суммы пенсий и пособий и даже их систему прописывать в конституциях вряд ли уместно ввиду подвижности обстоятельств, которые их определяют: это подрывало бы стабильность конституций. Такие суммы устанавливаются обычно законом. Между тем именно эти суммы определяют, как уже подчеркивалось, не только эффективность, но и саму реальность существования социальных прав. Мировая практика однозначного ответа на данный вопрос не дает.

Дело в том, что подходы к формулированию социальных прав, применяемые в конституциях различных стран, весьма разнообразны. Выбор авторами конституции конкретного государства какого-либо из них зависит от множества объективных и субъективных причин и может иметь множество прямых или косвенных, желательных и нежелательных последствий. В связи с этим разобраться в проблематике многообразия мировой практики в вопросах выбора подходов к конституционному формулированию социальных прав человека представляется весьма важным.

Все разнообразие таких подходов можно, впрочем, свести к трем. Первый - либеральный - заключается в том, что социальные права вообще или почти не получают отражения в тексте конституции. Такой подход был характерен для конституций первой волны и сохранился до настоящего времени в ряде действующих конституций, принадлежащих к разным поколениям (как и в Конвенции 1950 г.). Его придерживаются, например, конституции США 1787 г., Мальты 1969 г., в некоторой степени основные законы Австрии 1867 г. и ФРГ 1949 г., конституции Норвегии 1814 г., Люксембурга 1868 г., Швеции 1974 г., Боснии и Герцеговины 1995 г. Отчасти потому, что соответствующие конституции почти не содержат социальных прав, ограничиваясь лишь теми, что связаны со сферами семейных отношений и (или) образования, а некоторые из них - также общим указанием о социальном характере государства. Разделяет данный подход и конституционно-правовая доктрина Соединенного Королевства4.

4 В английских учебниках по конституционному праву в качестве конституционных рассматриваются права на физическую неприкосновенность и неприкосновенность частной жизни, свободы петиций, собраний, ассоциаций и высказываний, печати, информации, религии, но никогда -социальные права (см., например: Bradley A.W., Ewing K.D. Constitutional and Administrative Law. L., 2007. P. 419-656;

Выбор данного подхода, заключающегося в игнорировании конституциями социальных прав, может быть вызван различными причинами и, следовательно, подразумевать различное к ним отношение со стороны политической элиты. В Соединенных Штатах, например, доминирует подход, не признающий самого существования социальных прав. Социальная деятельность государства рассматривается в данной стране не как корреспондирующая соответствующим правам человека, а частично как жест его доброй воли и гуманизма, частично - вынужденный шаг политической элиты, на который ее толкает инстинкт самосохранения, т.е. как своеобразный товар, бонус, который элита предоставляет населению, побуждая его к поддержке ее на выборах5. В Соединенном Королевстве социальные права, существование которых признается, не считаются доктриной правами конституционной значимости, как не имеющими отношения к изначальной ценности конституционализма - защите человека от подавления его государством. На данную причину нежелательности упоминания социальных прав в тексте конституции в начале ХХ в. обращал внимание русский профессор Е.В. Спекторский. По его мнению, "конституция... до

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком