научная статья по теме СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВЫЗОВОВ КИТАЮ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВЫЗОВОВ КИТАЮ»

Государство и общество

Социальный аспект нетрадиционных вызовов Китаю

© 2010 В. Ганшин

Статья посвящена проблеме нетрадиционной безопасности в современном Китае. Автор рассматривает существующие концепции и определения, относящиеся к нетрадиционным угрозам безопасности, дает обзор исследований китайских специалистов по данной тематике. Рассматривается также деятельность государства, неправительственных и общественных организаций в борьбе с этой угрозой. Ключевые слова: нетрадиционные угрозы, социальная стабильность, протест-ное движение, гражданские объединения.

Пожалуй, два события последнего времени заставили весь мир больше говорить о Китае. Это, конечно же, пекинская Олимпиада и мировой финансовый кризис. Сегодня уже можно уверенно констатировать: и то, и другое доказали возросшую комплексную мощь КНР, подтвердили обоснованность претензий Пекина на ведущие роли в международной политике. Не должно удивлять в этой связи и то обстоятельство, что практическое возвышение Китая сопровождается его попытками утвердиться в новом для него качестве локомотива теоретических инноваций. Так, в разное время стали пользоваться популярностью заимствованные или вполне аутентичные термины «Пекинский консенсус», «ответственное государство», «гармоничный мир».

«Пекинский консенсус» — в отличие от «Вашингтонского» — символизирует привлекательность китайского опыта модернизации, осуществляемой не монетаристскими методами, а при помощи инвестиционной модели развития с очень высокими темпами роста. Эту модель отличает ведущая роль государства в экономике, опережающий рост промышленности, резкое сокращение бедности, повышенное внимание к развитию науки и образования. Распространение этого опыта самим Китаем и его партнерами, в том числе в странах Азии, Африки и Латинской Америки, по мнению некоторых западных политологов, угрожает тем, что «вместе с экономическим опытом расширяет сферу политического авторитаризма».

Если реализуемость «Пекинского консенсуса» в силу целого ряда причин оспаривается многими политологами и экономистами, тема «ответственности Китая» стала весьма популярной в последнее время. Китай, по заявлениям его руководителей, вопреки

Ганшин Владимир Георгиевич, кандидат исторических наук, руководитель Центра научной информации и документации ИДВ РАН. Тел.: 8(499) 124-09-13.

обвинениям со стороны некоторых его недоброжелателей, готов нести свою долю ответственности вместе с международным сообществом. Более того, средства массовой информации Поднебесной напоминают: еще в 1956 г. Мао Цзэдун говорил, что «Китай должен внести значительный вклад в развитие человечества». История Нового Китая, продолжает, например, «Жэньминь жибао»1, свидетельствует о том, что страна всегда брала на себя значительную долю международной ответственности. На протяжении десятилетий, будучи небогатым государством, Китай бескорыстно предоставлял миру огромную помощь. КНР направила десятки тысяч военнослужащих для участия в операциях ООН по поддержанию мира — больше, чем все остальные пять государств — постоянных членов Совета Безопасности ООН. Китай — единственная страна, которая взяла на себя обязательство не применять ядерное оружие первой. В 1997 г. в разгар азиатского финансового кризиса Китай поддерживал национальную валюту, не допускал ее девальвации, тем самым внес значительный вклад в преодоление кризиса азиатскими странами. Китай также сыграл важную роль в содействии выходу мира из нынешнего глобального кризиса. Китай незамедлительно направил спасательные и медицинские отряды на Гаити, в страну, с которой даже не установлены дипломатические отношения.

Появление концепции «гармоничного мира», похоже, явилось логическим продолжением развития этой теории внутри самого Китая.* Тем самым китайские идеологи как бы дали ответ западным теориям о «столкновении цивилизаций» и «конца истории».

Что же мешает будущему гармоничному миру? По мнению ряда китайских политологов и аналитиков, это все более тесное переплетение традиционных и нетрадиционных угроз, вызовов, перед которыми стоит человечество. К первым обычно относят вопросы, связанные с военной безопасностью, представляющие угрозу для безопасности того или иного государства. Нетрадиционные угрозы, ставшие наиболее очевидными после событий 11 сентября 2001 г., охватывают самый широкий спектр существования наций и государств, затрагивают области финансов, культуры, экологии, информации или здравоохранения. Как писал, например, журнал «Цюши», такой аспект нетрадиционной безопасности как экономическая безопасность, особенно очевиден сегодня с развитием глобализации2.

Окончание «холодной войны» привело к уменьшению традиционных военных и политических угроз в условиях разрядки в отношениях между государствами. Вместе с тем возросло влияние на мировое сообщество конфликтов нетрадиционного формата — между человеком и обществом, человеком и природой. А в контексте глобализации они стали возрастающей транснациональной угрозой.

В Пекине полагают, что если традиционные угрозы связаны с миром и войной, то противостояние нетрадиционным вызовам, напротив, содействует поиску гармонии между государствами, народами и регионами. Именно в этом заключается позитивный момент изменений в концепции безопасности. Необходимость совместного противостояния нетрадиционным угрозам как бы перенацеливает нации с борьбы и конкуренции в сторону поиска взаимопонимания, сотрудничества при сохранении различий между ними. Становится все более востребованной коллективная безопасность. Тогда как в прошлом важнейшим было внимание к сохранению суверенитета в понимании территориальной целостности и национального единства, теперь возрастает значение нормального общественного (социального) развития и повышения уровня жизни человека.

* Задача построения общества, «стимулирующего максимальное раскрытие способностей каждого гражданина, гарантирующего достойную отдачу и обеспечивающего гармоничное сосуществование членов общества» была провозглашена на 4-м пленуме ЦК КПК 16-го созыва (октябрь 2006 г.)1. Позднее этот тезис получил развернутое звучание в ходе работы XVII съезда КПК (октябрь 2007 г.) в виде концепции построения «гармоничного социалистического общества».

В современном Китае теме нетрадиционной безопасности уделяется довольно большое внимание. Первая серьезная работа, посвященная этой проблеме, появилась в 2003 г. в виде сборника статей, обобщивших многолетний труд более чем 20 ученых3. В книге проанализированы различные виды таких угроз, предлагаются пути борьбы с ними.

В 2006 г. в Чжэцзянском университете в Китае был создан Центр по изучению нетрадиционной безопасности и мирного развития, в котором сегодня работают крупнейшие специалисты в этой области (более 80 чел.). Почетный директор Центра — профессор Ван Ичжоу — заместитель директора Института мировой экономики и политики Академии общественных наук Китая, автор многих работ по различным аспектам безопасности. В сентябре 2009 г. на базе университета прошла международная конференция «Традиционная и нетрадиционная безопасность: опыт Китая перед лицом глобального вызова». С докладами на ней выступили многие известные ученые из разных стран, в том числе и один из главных специалистов в этой области профессор из Великобритании Б. Бузан. Именно его и коллегу из США Р. Ульмана называют основоположниками концепции нетрадиционных угроз безопасности4. Благодаря их исследованиям появились определения данного понятия, которые являются базовыми и по сей день, хотя постоянно подвергаются корректировке и уточнениям.

О чем идет речь?

Есть несколько ключевых моментов, которые следует прояснить, прежде чем более подробно рассматривать этот вопрос применительно к Китаю. Например, что на самом деле можно и следует отнести к понятию «нетрадиционные угрозы безопасности»? При ближайшем рассмотрении нетрудно заметить очевидную тенденцию максимально расширить список нетрадиционных угроз и все «валить в одну корзину». Причин тому несколько — от национальных, политических, социально-экономических особенностей различных стран (например, правительство США озабочено в первую очередь угрозами со стороны международного терроризма и проблемой распространения оружия массового уничтожения, тогда как палестинцев, например, больше волнует нехватка водных ресурсов или невозможность вернуться на свои земли) до вульгарного стремления заполучить бюджетные или спонсорские финансовые средства. На международных конференциях, на страницах журналов и книг называют по два-три десятка тем, которые могли бы стать предметом серьезного исследования и обсуждения: здесь и так называемые «рыбные» конфликты, «городские пробки», вымирание отдельных видов представителей фауны, борьба с нищетой, аварии коммуникационных линий, отсутствие языковых стандартов и т.д.

В принципе, к нетрадиционным угрозам безопасности можно причислить любую серьезную проблему современного общества. Китай в этом отношении не исключение. В число нетрадиционных угроз некоторые местные политологи зачисляют проблемы развития западных областей страны и восстановление Северо-Восточного региона, безработицу и положение мигрантов, условия жизни бездомных, стариков, нищих и т.д. Или другой пример: является ли для государства угрозой безопасности нетрадиционного характера распространение вируса атипичной пневмонии? Как полагает один из видных авторитетов в этой области генерал НОАК Сюн Гуанкай, если заболевание не распространилось чрезмерно широко или за пределы государства, вряд ли имеет смысл связывать эту проблему с вопросами нетрадиционной безопасности. К сожалению, считает генерал, большинство исследователей вместо того, чтобы дать четкие и ясные определения термину «нетрадиционная угроза» предпочитают множить число примеров на эту тему.

Признавая сложность вопроса, Сюн Гуанкай предлагает условно разделить нетрадиционные угрозы на 4 вида: 1) угрозы, выходящие за государственные границы и потому считающиеся транснациональными по определению; 2) угрозы, выходящие за рамки военной сферы; 3) угрозы, возникающие неожиданно и внезапно; 4) угрозы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком