научная статья по теме Социокультурная глобализация: сущность, содержание и механизмы Философия

Текст научной статьи на тему «Социокультурная глобализация: сущность, содержание и механизмы»

О.Г. ЛЕОНОВА доктор политических наук, профессор кафедры социологии и политологии ИППК МГУ им. М.В.Ломоносова*

Социокультурная глобализация: сущность, содержание и механизмы1

В мае 2011 г. состоялся второй Международный научный Конгресс «Глобалистика - 2011: пути к стратегической стабильности и проблема глобального управления». В очередной раз Конгресс вызвал большой интерес не только в России, но и во всем мире и стал в ряд крупнейших научных мероприятий как по количеству стран, принявших в нем участие, так и по количеству участников, приехавших из этих стран.

Одной из самых многочисленных по составу секций Конгресса стала секция №7 «Вопросы мирового социокультурного развития», на которой обсуждались вопросы социокультурной глобализации, на которой присутствовали ученые из девяти стран дальнего и ближнего зарубежья, было представлено 66 докладов.

Как известно, глобализация имеет несколько аспектов: экономический, политический, социокультурный, информационный, экологический и т.д. Однако социокультурный аспект глобализации остается наименее исследованным её феноменом.

В научных докладах участников секции были выявлены основные тренды развития социокультурной глобализации, определены наиболее актуальные ее проблемы, намечены методологические подходы к их решению.

Материалы докладов показали главные направления в области социокультурной глобализации, которые привлекают особое внимание

* Леонова Ольга Георгиевна, e-mail: politolga@gmail.com

1 См.: Материалы II Международного научного Конгресса «Глобалистика - 2011: пути к стратегической стабильности и проблема глобального управления». М., 2011, 18-22 мая. В 2-х т.М., 2011.

специалистов: методология анализа социокультурного аспекта глобализации; социокультурная динамика в условиях глобализации; региональный аспект социокультурной глобализации; проблемы языкового развития в контексте социокультурной глобализации; пути решения проблем сохранения цивилизационной и социокультурной стабильности в условиях глобального взаимодействия культур.

В рамках данных направлений обозначились следующие проблемы, перспективные для дальнейшего исследования в контексте социокультурной глобалистики: геопространственное измерение глобализации; культурный номадизм как ресурс глобального развития, инвариантность и гомогенность в глобальных процессах; трансформация локального и глобального в российской цивилизационной матрице; соотношение этнического, регионального и общечеловеческого в условиях социокультурной глобализации; проблема идентификации полиэтнических регионов в условиях глобализации; языковая ситуация в глобальном мире и глобализация языковой идентичности; глобальные вызовы и их влияние на национальные средства массовой информации и др.

Основное внимание ученых в соответствии с направлением, заданным названием секции, было уделено вопросам мирового социокультурного развития в условиях глобализации. В ходе работы участники Конгресса обсудили понятие социокультурной глобализации, её сущность и содержание, предложили методологию их исследования.

Принято считать, что рассмотренная с социокультурной точки зрения глобализация выступает как постепенное эволюционное формирование общечеловеческой культуры, связанное со стиранием существующих национально-культурных особенностей. При этом исследователи в качестве объективных проявлений глобализационных процессов указывают на все возрастающее единообразие предметов потребления, обращающихся на мировом рынке товаров, распространение поведенческих стереотипов, стандартизацию навыков и приемов профессиональной деятельности,

универсализацию форм общения людей. Этот перечень можно продолжать и далее.

Однако, понимая объективность вышеуказанных явлений, нужно осознавать и тот факт, что их наличие еще не означает глобализации глубинных пластов национальных культур. Глобализационные процессы, протекающие достаточно быстро, например, в таких сферах совместной общественной деятельности людей, как экономическая и информационная сферы, оказываются гораздо более медленными в области религии, права, обычаев, ценностных представлений, форм бытовой жизнедеятельности, национальных традиций. Пример ряда восточных стран показывает, что глобализация пока не ведет к однозначной унификации их культур на фундаменте какой-то одной социокультурной парадигмы (И.Н.Титаренко, Е.В.Папченко).

Социокультурная глобализация есть нелинейный диалектический процесс, в котором общее и частное, похожее и различное, глобальное и локальное должны осмысливаться не как культурные антиподы, а как неразрывно связанные между собой, взаимодополняющие и взаимопроникающие принципы. Культурная свобода, культурное многообразие, возможности тиражирования и распространения культурных моделей позволяют говорить о становлении механизмов глобального обмена и как следствие - явлений «мобильной идентичности», «культурного номадизма» как ресурсов современного мирового развития (В.Н. Бадмаев). Важное значение для понимания сущности социокультурной глоблизации является анализ её механизмов. Компаративный анализ исторических практик социальных изменений, вызванных воздействием социокультурной глобализацией, позволяет обосновать следующее:

- во всех исторических фазах своего взаимодействия с внешним миром, культуры-реципиенты сохраняют свой самобытный характер.

- матричные структуры национальной культуры запечатлены в сознании людей на уровне их генетической памяти, проявляются как этнокультурные специфические черты, присущие только этому народу;

- матричные структуры оказывают влияние на вектор развития общества и определяют способы использования заимствованных культурных паттернов, а также уровень распространения инновационных привнесений, принятие или отторжение культурных новшеств;

- социокультурная константа конкретного общества, будучи системообразующим компонентом, стремится к сохранению гомеостаза, состояния относительной стабильности системы. Сохраняя собственное матричное ядро, система проводит фрагментарную, частичную модернизацию, коррекцию определенных параметров с целью повышения собственной стойкости и жизнеспособности (В.Г.Погосян).

Анализ механизмов социокультурной глобализации показывает, что её «агентами» выступают элитарная и массовая культуры, традиционная же активно противостоит ей. Элитарная культура создает определенные условия для формирования общечеловеческой культуры, ибо производимые ей продукты, будучи нередко высоко специфичными в своей национальной форме, оказываются обладающими универсальным, вненациональным содержанием своих социальных функций. Однако в гораздо более значительной степени, чем элитарная, в качестве универсального культурного проекта, основы формирующейся транснациональной культуры выступает массовая культура -«мак-мир». Она является основой универсального культурного проекта, формирующейся транснациональной культуры, она же становится инструментом разрушения национальных культурных традиций, а порой и механизмом культурной экспансии. Потребляемая повсеместно эта культура нивелирует национальные особенности повседневной жизнедеятельности и создает культуру гомогенную, доступную всем и принимаемую всеми, претендующую на роль универсальной культуры эпохи глобализации (А.В.Костина).

Концепция большинства выступлений подтвердила важное методологическое заключение о том, что в рамках социокультурной глобализации сочетаются два взаимопротивоположных процесса: происходит

процесс универсализации материальных аспектов человеческого

сосуществования, тогда как этико-моральные аспекты культур остаются приверженными традиционным способам существования (Л.В.Полушина).

Глобализация способна увеличить число одинаковых культурных форм, но не нивелировать многообразие локальных культур (отличие лежит в плоскости системы ценностей). Уникальность национальной культуры понимается как её самобытность и локальность. Особенности незападных цивилизаций и культур предстают не только в качестве локальной экзотики, но и как возможный фермент развития мировой цивилизации. Таким образом, уникальное и локальное рассматриваются как некие заданные тренды, которые проявляются через глобальное в эпоху социокультурных трансформаций (Т.И.Суслова).

При столкновении традиционной культуры с иной культурой она может подвергаться изменениям и развитию, но только в границах определенной системы. Культурное ядро или «центральная зона культуры» не подлежат воздействию, так как модификация этой несущей конструкции в жизни этноса неизбежно приводит к утрате тех особенностей, которые и позволяют этносу существовать в данном качестве. Традиционная культура не обладает той пластичностью, которая могла бы способствовать ее бесконечным трансформациям под влиянием социокультурной глобализации (А.В.Костина).

Существует несколько особенностей социокультурного развития традиционного общества в условиях глобализации, которые характерны для большинства стран «второго» и «третьего» мира, в том числе стран постсоветского пространства.

Картина социокультурной глобализации в этих странах сложнее, нежели линейная зависимость традиционных культур от западных ее аналогов и вестернизированных образцов. Наблюдается конфликтное переплетение в обществе таких разных процессов, как модернизация, постмодернизация и реактивная традиционализация, которые создают поистине иррациональную картину социальных преобразований. Как следствие этой внутренне

противоречивой ситуации значительная часть населения демонстрирует в своем поведении причудливые формы социального конформизма и традиционной ментальности (А.И.Зеленков).

Для социумов, не прошедших период Просвещения, путь «радикального модерна» и постмодернистских трансформаций культуры чреват непредсказуемыми социокультурными последствиями, связанными с реактивными формами традиционализма, авторитаризма, нравственной деградацией и распадом социальных связей, мифологизацией сознания и утратой идентичности. Последнее особенно опасно в условиях роста мультикультурализма и открытости глобальных коммуникаций (В.В.Анохина).

Социокультурные трансформации

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком