научная статья по теме СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФЕМИНИЗМА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФЕМИНИЗМА»

жЛьтжаШПЬтвЫ

Аюпова З. К., Кусаиныв Д. У.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФЕМИНИЗМА

В данной статье исследуются социокультурные и правовые основы становления и современное состояние феминизма. Приводятся мнения авторитетных ученых-правоведов государств СНГ по изучаемым вопросам. Особое внимание авторы уделяют влиянию механизма правовой защиты прав женщин.

Ключевые слова: гендерное равенство, феминизм, демократизация, гендерная политика, правовое государство, гражданское общество, парадигма, неправительственные организации, равноправие, механизм защиты прав.

Ayupova Z. K., Kussainov D. U.

SOCIO-CULTURAL BASIS OF THE CREATION AND MODERN POSITION OF FEMINISM

In this article the socio-cultural and legal basis of establishing and modern position of feminism have been researched. The opinions of the famous scholars-lawyers of the CIS states on the examined questions were analyzed. The main attention of the authors is devoted to the influence of the mechanism of the legal defense of women's rights.

Keywords: gender equality, feminism, democratization, gender policy, law-abiding state, civil society, paradigm, NGO's, equal rights, mechanism of the defense of rights.

Аюпова З. К.

Можно смело констатировать, что в современных цивилизованных странах наблюдается особое внимание к проблеме обеспечения прав женщин, что вовсе не случайно. В связи с влиянием процессов демократизации общества, политические и экономические преобразования в Республике Казахстан создали как новые возможности, так и препятствия на пути достижения гендерного равенства. С точки зрения права феминизм представляет определенный интерес как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. Отметим, что в конце 70-х гг. ХХ в. феминистические движения приобрели массовый характер. Феминизм, вдохновляемый социалистическими идеалами, основной целью провозглашает борьбу со всеми формами эксплуатации, в том числе с эксплуатацией женщин, понимаемой весьма широко.

Сейчас же необходимым условием построения демократического правового государства является формирование и развитие устойчивого неправительственного сектора, который позволит обеспечить, наряду с государственными органами, свободное и реальное участие граждан в принятии решений и управлении социальными процессами. Отметим, что особая роль в развитии гражданского общества принадлежит женским неправительственным организациям, которые сегодня являются реальной общественной силой, способной влиять на правовую политику страны. В связи с этим необходима прочная правовая база, стабильное законодательство, позволяющее женским организациям самостоятельно развиваться и участвовать в политической жизни общества.

В начале XX в. женщины, считавшиеся на протяжении всей истории существами низшего сорта, начали отвоевывать все большие юридические права и возможности. В различных культурах и цивилизациях прошлого женщины занимали самое разное положение. В одних они были не более чем собственностью своих отцов и мужей, в других пользовались значительной свободой, а их права защищались законом. Но и тогда мужчины обладали гораздо большими правами и считали себя выше женщин.

С момента появления данной проблемы ранние феминистки не использовали понятие «феминизм», а называли себя «защитницами прав женщин». Само слово «феминизм» происходит от латинского <^етта», т. е. женщина. Его ввел в научный оборот французский теоретик социализма Шарль Фурье в первой половине XIX в. Он писал о «новой женщине»,

Кусаинов Д. У.

которая будет участвовать в изменении общественной жизни, и в то же время сама изменится в обществе, основанном на ассоциации и взаимности. Фурье был убежден, что «расширение прав женщин — это главный источник социального прогресса»х.

Основоположником прежнего феминизма является Фридрих Энгельс, который в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» определил угнетение женщин как наиболее древнюю и жестокую форму угнетения кого бы то ни было в истории человечества2.

В современной литературе принято считать, что политический язык и цели феминизма возникли в эпоху Французской революции и Просвещения. Хотя многие англо-американские исследователи обнаруживают идеи феминизма в XVII в. и даже в более ранней истории3.

Некоторые государства, в частности, Новая Зеландия, Австралия, Финляндия, Норвегия предоставили женщинам право голоса еще до Первой мировой войны. В других странах борьба нарастала. Она приобрела особый драматизм в Англии, где в 1903 г. сформировалось воинствующее крыло суфражистского движения во главе с Эммелиной Панк-херст. Их очевидное профессиональное мастерство сокрушило многие доводы против политического равноправия, и, чтобы не допустить возобновления кампании суфражисток, британское правительство предоставило женщинам избирательное право. Примеру англичан последовали США и многие другие страны.

Исследователи феминизма привлекли внимание к разделению ролей между полами, которое характерно для всех

Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб. — М.,

1938. — С. 99.

Чикалова И. Р. Женская и гендерная история: состояние и пер-

спективы. Летняя школя «Общество и гендер» // Социология. —

2003. — № 2. — С. 58.

Жеребкина И. М. Теория и история феминизма. — Харьков, 1996. — Курс лекций. — С. 7.

1

2

3

Евразийский юридический журнал

№ 4 (71) 2014

обществ, современных и древних, и показали политическое значение такого разделения. В XX в. феминизм развился в определенную идеологию, предлагающую такие концепции и теории, которые бросили вызов многим утверждениям традиционной политической мысли. Например, он указал на политический характер отношений между полами, господство мужчин и подчиненность женщин в большинстве или даже во всех обществах. Многие мыслители-мужчины и до появления феминизма тоже отмечали факт неравенства полов, но признавали его как неизменную и даже желательную черту общественной жизни. Напротив, феминизм отличает убеждение в том, что общественное неравенство полов и угнетение одного пола другим может и должно быть преодолено.

До сих пор универсального определения для такого многоликого и внутренне противоречивого явления, как феминизм не существует. В Оксфордском словаре по социологии феминизм определяется как теория равноправия полов в обществе, а также как социальное движение с целью достижения равенства между полами, прежде всего, за счет расширения прав и возможностей женщин во всех сферах жизни4. В «Энциклопедии феминизма» Л. Таттл говорится о существовании более чем трехсот определений понятия «феминизм». Автор отмечает, что «в настоящее время имеется лишь множество индивидуальных определений феминизма, а его фундаментальное определение находится еще в стадии обсуждения»5.

В цивилизованных странах историческая феминология уже достаточно давно стала самостоятельной научной дисциплиной. Ее развитие в основном идет по двум направлениям: исследование изменения социального статуса и ролевых функций женщин в обществе, и связанные с этим вопросы самоидентификации и поиск путей самоактуализации и социализации в изменяющемся обществе и исследование «женской истории», т. е. истории, написанной с позиции женского опыта. В отечественной историографии исследования в области феминологии стали появляться относительно недавно — в начале 90-х гг.6

Чуть позднее в западных университетах возникают центры «женских» или «феминистских» исследований с особыми программами, включающими специалистов по биологии, физиологии, антропологии, этнографии, философии, истории, филологии. В них переместился спор, разделивший феминистов на сторонников «эгалитарного» подхода и проповедников «женской субъективности». С распространением женских исследований спор этот не только не разрешился, но развел оппонентов в разные стороны.

Некоторые исследователи предложили ввести новое понятие «гендер» (от англ. «gender» — род). В русском языке это понятие можно раскрыть только смысловой фразой: «Социальные отношения пола» или социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские. По мнению ученых Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой, «гендер» является социальной конструкцией пола, где выработанные идеология и культурные практики служат целями сохранения определенной структурной организации общества — патриархата7.

Гендер, как социально сконструированный механизм мужского доминирования и женского подчинения, «базируется на институте гетеросексуальности, непременным элементом

4 The Concise Oxford Dictionary of Sociology / Ed. by G. Marshall. — Oxford Univ. Press, 1994. — P. 168.

5 Tuttle L. Encyclopedia of Feminism. — New York: Arrow Books, 1986. — P.102.

6 Жигальцова Л.В. История женского движения в России: идеи, люди, факты (конец XIII- начало XX вв.). Спец. курс. — 2006. — С. 93.

7 Гапова Е. И. Антология гендерных исследований. — М.: Пропилен, 2000. — С. 361.

которого является контроль общества над женской телесностью и сексуальностью»8.

В данном подходе они стремятся перевести анализ отношений пола с биологического уровня на социальный, чтобы, наконец, отказаться от постулата о «природном назначении пола»; показать, что понятие «пол» принадлежит к числу таких же смыслообразующих понятий, как «класс» или «раса»9.

В государствах СНГ в течение длительного времени работала сеть женских организаций, сформированных «сверху». В России государственные формы женского движения контролировались «Союзом женщин», тем самым фактически унифицировались все стороны политической жизни женской части населения. К сожалению, среди самих женщин проявлялся догматизм мышления, неверие в собственные силы. Пробуждение женской энергии в большинстве суверенных государств началось тогда, когда ускоренное формирование рыночных отношений привело к феминизации бедности.

Поучительный опыт женского движения в зарубежных странах показал, что только самостоятельная, сформулированная самими женщинами, а не для них, стратегия может реально изменить положение женщин в обществе и, тем самым, сделать само общество более гуманным10.

Ныне женские НП

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком