научная статья по теме СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогические науки Теория и методика обучения и воспитания

Акишина Е.М., кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Красильникова М.С., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник

Критская Е.Д., кандидат педагогических наук, зав. лабораторией «Музыкальное искусство»

(Институт художественного образования Российской академии образования)

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

«Музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по-настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней» [5, 77].

Д. Б. Кабалевский

О социокультурном подходе в музыкальном образовании детей и юношества

В музыкальном образовании социокультурный контекст является одним из ключевых контекстов: музыка как «искусство образно-звукового отображения действительности...» живет полнокровной жизнью, если она функционирует в обществе. «Жизнь музыкального произведения в его исполнении, то есть раскрытии его смысла через интонацию для слушателей.» (Асафьев, 26, 264). Эти две взаимосвязанные стороны: «жизнь в музыке» и «музыка в жизни», представляют собой суть социокультурного контекста музыкального образования, созидательным началом которого выступают народное музыкально-поэтическое творчество, национальные ценности и традиции.

Социокультурный подход, высвечивая ключевые вопросы педагогики, ориентирует на преодоление противоречий, отчетливо проявившихся во второй половине ХХ века. Меняющийся мир требует рассмотрения с новых позиций вечных вопросов педагогики: Каким должно быть образование - знаниецентрическим или культуросообразным? Что есть знание - цель или средство, постижение свойств мира или утверждение человека в мире? Разрешима ли проблема перегрузки учащихся? Оптимальна ли в современном образовании традиционная методика, проверенная временем? Действительно ли развивающее обучение рассчитано на особенно одаренных детей, а усвоение теоретических понятий сложнее эмпирических? Что является результатом познавательного процесса - объяснение сущего или проектирование должного?

Социокультурное развитие ребенка характеризуется становлением у него системы ценностей, с позиции которых он соотносит и начинает оценивать свои и чужие действия, поступки, переживания, ориентируется в мире человеческих отношений. Социокультурный подход к формированию и развитию музыкального восприятия и мышления детей позволяет составить «портрет современного ребенка» на разных этапах детства, выявить возрастные и инди-

видуальные особенности формирования художественного восприятия и мышления. Социокультурный портрет современного ребенка определяется его социокультурным развитием, иначе говоря - формированием представлений о красоте, добре и зле, правде и истине, а также обретением способности соизмерять свою жизнь с социокультурными образцами (в условиях выбора способа действия, цели), умением ставить перед собой вопрос: соизмерим ли мой выбор с правдой, добром, красотой, сделан ли он по совести?

Особую роль в социокультурном развитии человека отводится искусству, гармонизующему его взаимодействие с окружающим миром. Иными словами, социокультурный подход может рассматриваться одновременно как комплексная программа действий по видоизменению культурной среды, как путь сохранения и «благоустройства» этой среды в целях всестороннего развития духовного потенциала человека.

Социокультурный подход в системе с научным, личностно-ориентированным, деятель-ностным подходами служит мощным стимулом развития педагогики искусства, усиления воспитательной направленности занятий искусством, изменения к ним отношения и со стороны педагогов, и со стороны самих детей и их родителей. Ставка на искусство, и в первую очередь - музыку, способна умножить духовные, умственные силы учеников и помочь им в преодолении трудностей обучения. Искусство в школе рассматривается неотъемлемой частью формирования духовной культуры человека, его взаимоотношений с миром.

Востребованность искусства обусловлена тем, что оно стимулирует формирование личностной позиции по отношению к окружающему миру и к себе, становление ценностных ориентиров и установок, сообразных эстетическим идеалам, воспитание культуры в широком смысле слова. Все это становится возможным при условии, если «музыка предстает как искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают»1.

Водоразделом между музыкой как искусством и как научной дисциплиной выступает категория «эстетического», поскольку в чувственно-образном постижении окружающего мира, в переживании внутренней связи с ним, в восприятии образов искусства как «говорящего, выразительного бытия» (по выражению М.М. Бахтина) рождается родственное отношение к миру и человеку. Важно подчеркнуть, что эстетическим восприятие становится при переживании красоты мира, постигаемой с помощью всех органов чувств. Выразительные проявления окружающего мира накапливаются в чувственном опыте человека, в его сенсорной памяти в виде образов - картин жизненных ситуаций, образов поведения и общения, образов предметов и явлений. Эстетическое постижение мира - это процесс присвоения личностью его образов-смыслов, выстраивания с их помощью своего «я» (Каган М.С.).

Мир искусства концентрирует в себе духовно-ценностный опыт человеческой цивилизации, это «образная память» человечества. По выражению Л.П. Печко, «искусство выступает как сердцевина культурно-эстетической среды»2, в которой развивается личность, и главным условием формирования ее эстетико-художественного, чувственного сознания.

Позиции социокультурного подхода в музыкальном образовании акцентируют внимание на обобщенном отношении человека к миру, другим людям и самому себе. Музыка, обращенная к эмоциональной, чувственной сфере человека, как «звучащее мироощущение» (по выражению В. В. Медушевского), должна занять значимое место в решении задач формирования новой системы ценностей подрастающего человека. Социокультурный подход неотрывен от интонационного как инновационной технологии раскрытия многогранных связей музыки и

1 АсафьевБ.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.-Л., 1965. - С.52.

2 Печко Л.П. Основные характеристики эстетико-педагогической среды школы, урока, класса //Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе): межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2 /Институт художественного образования Российской академии образования; Луганский гос. пед. ун-т им.Т.Шевченко. - М.-Луганск, 2000. - С. 17.

жизни и определяющего принципы, содержание, формы и методы музыкальных занятий в единстве культурно-исторической традиции и интонационного словаря эпохи, современного музыкально-культурного фона.

Художественное, в том числе музыкальное, образование открывает перед детьми социокультурные ориентиры, помогает выстроить движение к самому себе в контексте социокультурных образцов. Личностное развитие ребенка является приоритетной задачей на занятиях музыкой. Развитие индивидуальности /субъектности/ человека, его стремления к самоактуализации, свободе и ответственности в принятии решений - важнейшая задача в организации учебного процесса в целом. Не случайно личностные результаты обучения входят в требования к результатам освоения программ общего образования и должны находиться в гармоничном единстве с достижением метапредметных и предметных результатов обучения, выдвигаемых в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Приобщение к искусству как духовному опыту поколений, в том числе к музыке, в силу ее интонационной природы, создает условия, при которых ребенок обнаруживает себя в пространстве ценностей. Произведения искусства представляют всеобщие, универсальные человеческие ценности, восприятие которых влечет за собой восхождение ребенка к социокультурным образцам.

Таким образом, социокультурный подход рассматривается в опоре на интонационную природу музыки, которая логично связывает воедино практически все области музыкальной культуры и все виды музыкальной деятельности, в том числе на школьном уроке музыки. Суть социокультурного подхода проявляется в восприятии содержания музыки в ее взаимодействии с окружающим миром, рассмотрении музыкальных явлений с позиций социокультурных связей и отношений, включая культуротворчество детей.

Музыкально-звуковая среда и развитие восприятия: взаимообусловленность и взаимовлияние

Современная музыкально-звуковая среда многосоставна, «мозаична», и ее можно уподобить калейдоскопу, состоящему из различных пластов. Для характеристики многообразия и очертаний звуковой среды, выделяют три оси координат, которые раскрывают разные грани соприкосновения человека с окружающим его миром музыкальных звуков:

- глубина, свидетельствующая о насыщенности и интенсивности форм музыкальной жизни в пространстве и времени;

- вертикальный срез, выявляющий типологическую неоднородность бытующего музыкального ландшафта (в плане стилистики, жанра, социальных функций и т.п.);

- горизонтальный срез, отражающий временную протяженность и целостность отдельных сегментов музыкально-звукового мира человека.

«Восприятие по «вертикали» - это охват музыкально-звукового окружения в его суммарном, неранжированном виде, а восприятие по «горизонтали» - это способность проследить временную длительность музыкально-звукового явления, умение вычленить объект восприятия из общей массы звуковых впечатлений, осознать его цельность и завершенность»1.

Человек, сообразуясь со своим слуховым опытом, вкусом, эстетическими взглядами, отдает предпочтение определенным пластам музыкальной культуры, разная степень интереса и внимания к которым в экстремальных формах может привести к таким ситуациям, когда люди из-за своей разной художественной ориентации перестают понимать друг друга. Пласты музыкального творчества, находящиеся в сфере приоритетного внимания человека, воспринимаются им качественно иным образом, чем вся остальная звучащая музыка.

Формирование разностороннег

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком