научная статья по теме СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ "ОТМЕНА ФИЛОСОФИИ" -ВЫЗОВ, ЗАСЛУЖИВАЮЩИЙ РАЗМЫШЛЕНИЯ И ОТВЕТА Философия

Текст научной статьи на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ "ОТМЕНА ФИЛОСОФИИ" -ВЫЗОВ, ЗАСЛУЖИВАЮЩИЙ РАЗМЫШЛЕНИЯ И ОТВЕТА»

ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО

Социологическая "отмена философии" -вызов, заслуживающий размышления

и ответа*

Н. С. РОЗОВ

Две традиции преодоления философии

Попытки "отмены" философии (ее преодоления, закрытия, возвещения о ее смерти и т.д.) - долгая и поистине славная философская традиция.

Две главные линии в этой традиции можно назвать антиинтеллектуалистской и ин-теллектуалистской. Первая "отменяет" философию, видя в ней излишнее, вредное, пустое мудрствование, и ведет критику, как правило, с точки зрения "неиспорченного" здравого смысла или с позиций конкурирующих с философией духовных традиций -религии, магии, словесной культуры. В Греции отменить философию пытались скептики и киники, в Индии - тантристы, в Китае - учителя школы чань Дэшань и Линьцзи, в ара-бо-мусульманской культуре - ал-Газали и Ибн Таймийа, в Европе - Петр Дамиани и Бер-нар Клервоский. (Между прочим, нынешние постмодернисты в своем отвержении любой абстрактной рациональной аргументации, в использовании гуманитарной словесной культуры в качестве альтернативной основы вполне вписываются в эту традицию.) Антиин-теллектуалистские попытки отменить философию имеют самоподрывной характер и по своему существу не могут быть долгими и успешными в творческом плане.

Гораздо более плодотворна интеллектуалистская линия преодоления философии. Главная ее направленность - не отрицание ценности разума и мышления, а предложение общих подходов, которые должны превзойти философию, причем с сохранением ключевых рациональных и интеллектуальных критериев. Между прочим, даже своим названием философия обязана одной из первых таких попыток. Сократ и Платон противопоставляли философию (любовь к мудрости) и философов (любящих мудрость) прежней софии (мудрости) и софистам (мудрецам), обвиняя их в дерзких претензиях на обладание мудростью (тогда как мудры только боги) при некорректности их собственных рассуждений, неспособности к настоящей диалектике, к умозрению истинной сущности вещей, к различению истины и лжи, бытия и небытия, и т.д.1

* Работа выполнена в рамках Комплексного интеграционного проекта СО-РАН 2006 № 7.4 "Интеллектуальные трансформации: феномены и тренды".

1 См. диалоги Платона: "Протагор", "Горгий", наиболее ярко: "Софист".

© Розов Н.С., 2008 г.

Интеллектуалистская отмена философии: пунктирный обзор

Систематический анализ всех интеллектуалистских попыток отменить философию требует самостоятельного исследования, здесь представим только краткий пунктирный обзор. Череда самых громких попыток отмены философии начинается с взлета престижа науки во второй половине XVI - начале XVII в.

Фр. Санчес критиковал схоластику, пропагандировал эксперимент и критическое мышление как единственно надежные критерии истины.

Декарт предлагал заменить философию "новой наукой", основанной на самоочевидных истинах разума, правильном методе и математике.

Ф. Бэкон предлагал перейти от бесплодных философских умствований к новой опытной науке - систематическим индуктивным наблюдениям.

Спиноза и Лейбниц всерьез надеялись навсегда прекратить все философские споры, сведя метафизические суждения к строгой аксиоматике и безупречному логическому языку.

Локк сводил основные философские вопросы к проблемам опыта и устройства человеческого разума, фактически строил свою эмпиристскую философию как научную ассоцианистскую психологию.

Юм создавал свою систему моральных наук также на психологистских основаниях, скептически отвергая весь сонм философских суждений, не основанных на опыте.

Французские энциклопедисты презрительно отвергали любые вопросы общего характера, которые расценивали как бесполезные и неразрешимые.

Кант в своей борьбе с метафизикой, незаконно пытающейся судить о "вещах-в-се-бе", фактически развивал сциентистскую линию Юма и энциклопедистов, а его новая "критическая философия" должна была преодолеть всю предшествующую философию и встать вровень с наукой по своей надежности и доказательности.

Маркс и Энгельс боролись с идеалистической и метафизической философией, противопоставляя ей свою материалистическую диалектику, которую опять же расценивали как истинную науку.

Ницше, "философствуя молотом", крушил все общепринятые моральные, религиозные и философские установки, причем роль "молота" у него обычно играли дарвинистская биология, новейшая научная физиология и психология.

Молешотт и Бюхнер прямее и откровеннее всех прокламировали освобождение от "философской религии", полную замену всех философских, логических, психологических вопросов естественно-научным объяснением и экспериментированием, за что и получили неприятное прозвище "вульгарных материалистов".

Рассел первоначально в своей борьбе против философского идеализма Брэдли использовал рафинированные принципы и приемы логики, на основе идей Фреге создал вместе с Уайтхедом внушительную систему теоретико-множественного и логического обоснования научных суждений, попытался представить всю историю западной философии как историю логических недоразумений, заявил амбициозную программу исправления предшествующей философии путем очищения ее от языковых и логических неясностей и ошибок, однако по иронии судьбы наибольшую популярность обрел не среди логиков и математиков, а в сфере философии.

Гуссерль первоначально строил свою феноменологию как "строгую науку", которая должна была заменить философию, вывести из кризиса всю европейскую философскую и научную мысль.

Ключевой идеей Венского кружка являлась окончательная элиминация метафизики (абстрактной философии) через строгое обоснование осмысленных и корректных научных суждений. Провал этого проекта, к сожалению, заслонил весьма ценные, полученные членами Венского кружка результаты, вывел на первый план философию языка Витгенштейна и релятивизм Т. Куна.

Сам Витгенштейн при своем видимом индивидуализме, радикализме и даже мистицизме работал вполне в русле идей Рассела и Венского кружка: как в "Логико-фило-

софском трактате", так и в поздних работах он пытался "излечить" язык от излишних и вносящих путаницу философских вопросов и суждений.

Даже Хайдеггер, метафизик из метафизиков, вполне может быть помещен в данный ряд, поскольку в своих поздних размышлениях о Бытии он фактически дискредитирует и отвергает всю предшествующую западную интеллектуальную и духовную традицию (и философию, и науку, и религию), обвиняя ее в "забвении Бытия", в размене на мелкие и незначимые вопросы, иными словами, опять же отменяет всю прежнюю философию (сохраняя пиетет разве что к досократикам и поэтам-романтикам), пытаясь заменить ее на свою новую "метафизику Бытия".

Какие же выводы можно сделать из рассмотрения этого ряда попыток отмены и преодоления философии? Во-первых, мы видим здесь не периферийные, а самые что ни на есть ключевые, центральные философские фигуры. Интеллектуалистская традиция отмены философии - не частное или маргинальное ответвление, а один из главных стержневых потоков философской мысли. Во-вторых, практически каждый названный пункт характеризуется резким поворотом траекторий мышления, открытием новых понятийных пространств, новых подходов и линий рассуждений. В-третьих, философия не то что ни разу так и не была отменена в результате этих попыток, но пуще прежнего расцветала. Напрашивается даже такое гипотетическое суждение: чем серьезнее и масштабнее попытки отмены философии, тем богаче и плодотворнее ее последующее развитие.

Социологизация философии - неявный вызов философскому сообществу

Труды Огюста Конта и Карла Маркса были первыми классическими попытками социологической отмены философии. В последнее десятилетие атака возобновилась. Солидную артподготовку провел Рэндалл Коллинз в своей "Социологии философий"2.

Коллинз объединяет философию и социально-гуманитарные науки (включая социологию), как подчиняющиеся закону малых чисел и не ведущие к накоплению положительных знаний. В более поздних работах Коллинз выступает уже как приверженец кумуляционизма в социологии3. Действительно, уже имеются очень серьезные основания надеяться на прорыв в социальных науках к достижению консенсуса относительно достоверности многих эмпирических результатов и некоторых объяснительно-предсказательных теорий, к соответствующей поступательной динамике социально-научного познания4.

С философией дело обстоит сложнее. Если определить ее как мышление, направленное на предельное обоснование любых суждений и построение целостного осмыс-

2 Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск, Сибирский хронограф, 2002. 1280 с.

3 Collins R. Socially Unrecognized Cumulation // American Sociologist, Summer, 1999. Анализ этих взглядов см. в статье: Розов Н.С. Возможны ли "быстрые открытия" и накопление знаний в социальных науках? // Макродинамика: закономерности геополитических, социальных и культурных изменений. Вып. 2. Новосибирск: Наука, 2002.

4 Здесь имеются в виду работы самого Коллинза по предсказанию распада Варшавского пакта и СССР, а также теоретические результаты Р. Карнейро, А. Стинчкомба, Т. Скочпол, К. и М. Эмберов, М. Манна, Д. Литтла, К. Чейз-Данна, Т. Холла, С. Сандерсона и многих других. См.: Время мира, Вып. 1. Историческая макросоциология в XX веке. Новосибирск, НГУ, 2000. 360 с. Структуры истории. Альманах "Время мира". Вып. 2. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. 520 с. Война и геополитика. Альманах "Время мира". Вып. 3. Новосибирск: НГУ, 2003. Разработка и апробация метода теоретической истории. Вып. 1 серии коллективных монографий "Теоретическая история и макросоциология". Новосибирск: Наука, 2001. Макродинамика: закономерности геополитических, социальных и культурных изменений. Вып. 2 серии коллективных монографий "Теоретическая история и макросоциология". Новосибирск: Наука, 2002.

ленного образа окружающего мира и места в нем разумных существ, то можно усмотреть внутреннюю противоречивость и определенную безнадежность в самом этом "проекте". Действительно, чем более глубокие, специальные или достоверные основания мы изобретаем для самых разных суждений, тем меньше шансов построить из этого материала целостный осмысл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком