научная статья по теме СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ (ЧАСТЬ I) Социология

Текст научной статьи на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ (ЧАСТЬ I)»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Акиндинова Н.В., Алексашенко С.В., Ясин Е.Г. Сценарии и альтернативы макроэкономической политики. Доклад к XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Москва, 5-7 апреля 2011 г. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011.

Белянин А.В., Зинченко В.П. Доверие в экономике и общественной жизни. М.: Фонд "Либеральная миссия", 2010.

Готово ли российское общество к модернизации / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. М.: Весь Мир, 2010.

Индекс трансформации Фонда Бертельсмана. Формы политической организации в международном сопоставлении. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2010.

Лапин Н.И. Застойные сферы функционирования региональных сообществ и выращивание институтов их саморазвития // Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте / Составление и общая ред. Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой. М.: Academia, 2009а.

Лапин Н.И. Новые проблемы исследований региональных сообществ // Социол. исслед. 2010. № 7.

Лапин Н.И. Общая социология. М.: Высшая школа, 2006, 2009b.

Лапин Н.И. Сверяем человеческие измерения модернизации (по результатам третьей волны Европейского социального исследования) // Мир России. 2011. № 2.

Лапин Н.И. Тревожная стабилизация // Общественные науки и современность. 2007. № 6.

Микульский К. Кризис российского авторитаризма. Нынешняя модель общественного устройства блокирует разрешение системных противоречий в жизни страны // Независимая газета. 2011.6 апреля.

Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте / Составление и общая ред. Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой. М.: Academia, 2009.

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010. Стат. сб. М.: Росстат, 2010.

Россия в Европе: по материалам международного социологического проекта "Европейское социальное исследование" / Под ред. А.В. Андреенковой, Л.А. Беляевой. М.: Academia, 2009.

Смешанная экономика: социокультурные аспекты / Отв. ред. Н.И. Лапин. М.: ИНИОН, 1994.

Явлинский Г.А., Космынин А.В. Двадцать лет реформ - промежуточные итоги? Российское общество как процесс // Мир России. 2011. № 2.

China Modernization Report Outlook (2001-2010) / Editor-in-Chief Chuanqi HE, Research Group for China Modernization Strategies, China Center for Modernization Research, Chinese Academy of Sciences. Peking University Press, 2010.

2011 г.

М. БУРАВОЙ, Э.О. РАЙТ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ (ЧАСТЬ I)

БУРАВОЙ Майкл - профессор социологии университета Беркли (Калифорния) президент международной социологической ассоциации. РАЙТ Эрик Олин - профессор социологии университета штата Висконсин (Мэдисон, США).

Дискуссии о марксизме как общественной теории ведутся по одному из четырех направлений:

1. Пропаганда марксизма. Марксизм - всеобъемлющее мировоззрение для понимания социального мира, теоретическое оружие для борьбы с капитализмом, для мобилизации масс на борьбу. Главная задача марксистов-интеллектуалов - сформулировать революционное ядро марксизма так, чтобы росло его влияние, особенно в угнетенных классах. Часто это принимает форму догматического изложения доктрины марксизма. Но марксизм как действенная идеология требует не просто жестко

Перевод статьи, опубликованной в: Handbook of Sociological Theory. Ed. J. Turner. New York: Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2002, p. 459-486.

догматической веры. Марксизм должен стать понятным, доступным, усвоенным как субъективно значимая система.

2. Похороны марксизма. Марксизм практически лишен идей, релевантных для серьезных социальных поисков. Историческая жизнеспособность марксизма всецело обязана его роли как мобилизационной теории, его связям с политическими партиями, общественными движениями, государствами - не научной достоверности аргументов. Падение марксистских политических режимов может служить последним признаком запоздалой смерти его устаревшей и часто пагубной доктрины. Пора хоронить труп.

3. Использование марксизма. Марксизм - источник интересных, плодотворных идей. Многие из них полезны для социального анализа современности. Некоторые идеи марксизма с самого начала ошибочны, другие теряли значимость для понимания современных обществ. Но все же марксистская традиция содержит много полезных прозрений и аргументов. Их нужно хранить как надежное наследие. Многое из того, что считается марксистской социологией, носит такой характер. Следует выборочно использовать конкретные идеи и темы марксистской традиции для понимания эмпирических проблем. Не нужно быть "марксистом", если используешь марксизм таким образом.

4. Строительство марксизма. Марксизм - мощная аналитическая традиция социальной теории, жизненно важная для научного понимания дилемм и возможных современных общественных перемен и общественного воспроизводства. Особенно если хочешь изменить мир, добиться больших равенства и свободы, - марксизм незаменим. Это не значит, что каждую деталь марксизма, существующего сейчас, нужно сохранять. Если марксизм стремится быть научной теорией общества, он должен постоянно встречать вызовы, идти на преобразования. Строить марксизм значит перестраивать его. Марксизм - не доктрина, не сумма установленных истин. Но марксизм и не разрозненный каталог интересных мыслей. Если цель - повысить способность понимать мир, чтобы его изменять, строить марксизм - стержневая задача1.

Первые два из этих направлений считают марксизм, прежде всего, идеологией: система верований, которых придерживаются люди и которые дают интерпретации мира и мотивации к действию. Оба не стыкуются со стремлением марксизма быть общественной наукой: первое потому что озабочено способностью марксизма убеждать, а не его истинностью; второе считает марксизм безусловно ошибочным или морально-политически вредным.

Для социологии, как ее сейчас практикуют в США, марксизм интересен преимущественно как третье направление. Есть, конечно, отдельные призывы похоронить марксизм; американская социология знала времена, когда идеи марксизма были целиком маргинальны2. В определенных месте и времени строительство марксизма было важным идейным течением социологии. Но в основном американские социологи

1 Термин "марксизм" в каком-то смысле мешает "строить". Он подразумевает, что основы данной теоретической конструкции заложены в работах создателей-теоретиков. Марксизм часто превращают в марксологию. По аналогии эволюционную биологию нужно называть "дарвинизмом" - термин, принятый более всего у сторонников бога-творца в попытке утверждать, что эволюционная теория скорее идеология нежели научная теория. Энгельс термином "научный социализм" обозначил теоретическую традицию Маркса. Сам Маркс как-то заметил: "я не марксист". Но поскольку обсуждаемую нами традицию именуют марксизмом, мы используем этот термин.

2 До холодной войны социология в США в основном игнорировала марксизм. В Чикагской школе марксизм считали пропагандой, не связанной с социальной наукой, то же имело место в структурном функционализме: Маркс - утилитарист, идеи которого важны лишь для 19-го века. Холодная война сделала марксизм оклеветанным "другим". В особенности политическая социология определяла себя как противостоящую марксизму, как идеологии коммунистов. По иронии судьбы эта попытка хоронить марксизм дала ему пространство и признание - признание, подхваченное в 1960-е г. теми, кто считали господствовавшие парадигмы утратившими связь с реальностью. Обновленный марксизм повернул ранние труды Маркса против строя в США и коммунистического тоталитаризма. Сегодня хоронить марксизм пробуют те, кто считают классы более не релевантными для анализа современных обществ. Мы против такого подхода, утверждая обратное - классы остаются ядром динамики и воспроизводства капитализма.

считали марксизм одним из источников социологического воображения. В курсах теории социологии, как правило, уважительно обсуждают Маркса, Вебера, Дюркгей-ма - "отцов-основателей" главных направлений в истории социологии. Дюркгейм -нормы и проблемы социальной интеграции, Вебер - рациональность и культурная социология значимых действий, Маркс - классы и конфликт. Исследователи политики и государства обычно берут из марксистской традиции интерес к влиянию бизнеса, экономические ограничения для действий государства, классовые основания политических партий и политическую мобилизацию. Суждения о мировой экономики всегда касаются глобализации капитала, власти многонациональных корпораций, влияния международных рынков на локальные условия, - темы, восходящие к Марксу. Изучение труда часто касается процесса труда, повышения производительности труда рабочих, влияния техники на навыки работников. Перемены в обществе обсуждают через призму противоречий. Сильнее всего на изучение социального конфликта повлияла ведущая идея Маркса: конфликты генерируются структурными социальными противоречиями, не просто идентичностями субъектов. Часто вообще забывают, что эти идеи разработал Маркс. Марксизм используют не как марксизм, он поглощен социологическим мейнстримом. Но использование марксизма может быть и осознанной практикой применения его идей так, чтобы подтвердить важность марксистской традиции для социологической науки сегодня.

Строить марксизм - самая перспективная позиция в марксистской традиции; она не ограничена простым использованием его категорий прямо или косвенно для рассмотрения социологических проблем. Здесь целью стал вклад в развитие марксизма как цельной теоретической конструкции для понимания его дефектов и перестройки аргументации. Такое применение марксизма требует сильных нормативных убеждений, не просто веры в научные достоинства марксистских идей. Без нормативной приверженности радикальной критике институтов капитализма и без политической цели: равенство, освобождение, - как альтернатива капитализму - нет желания вести интеллектуальную борьбу за строительство и развитие марксизма как целостной теоретической конструкции3. Для интеллектуала проект строительства марксизма тесно связан с политическим стремлением бросить вызов капитализму как общественному строю4.

Далее, мы представим основные

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком