научная статья по теме СОЦИОЛОГИЯ В ЕЁ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ПОЛИТОЛОГИЕЙ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Социология

Текст научной статьи на тему «СОЦИОЛОГИЯ В ЕЁ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ПОЛИТОЛОГИЕЙ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

История социологии

© 2015 г.

Е.И. КУКУШКИНА

СОЦИОЛОГИЯ В ЕЁ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ПОЛИТОЛОГИЕЙ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

КУКУШКИНА Елена Иосифовна - доктор философских наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Е-mail: ykuk29@yandex. ru).

Аннотация. Рассматривается становление социологии и политологии с точки зрения общности исторических корней и специфических для каждой науки условий формирования предметного поля. Автор прослеживает пути обретения социологией и политологией статуса самостоятельных областей теоретического знания. Аргументируется обусловленность рождения социологии в России.

Ключевые слова: социология • политология • политика • позитивизм • марксизм • социологическое образование • Московский университет

В современном социально-гуманитарном знании социология и политология - молодые дисциплины. Они обрели самостоятельность, пройдя длительный путь "донаучного" развития. Обращение к истории их зарождения, к процессу накопления в ходе их развития элементов, необходимых для их формирования как самостоятельных научных дисциплин, позволяет убедиться в том, что отношения между ними уходят корнями в глубь истории социальной мысли. Социология и политология, науки, соприкасающиеся с повседневной жизнью людей и выполняющие сходные функции, были изначально и на этапе формирования предпосылок самым тесным образом связаны друг с другом. Их судьбы тесно переплетались и практически выглядят неразделимыми. Обращение к ранним периодам так называемого донаучного этапа их истории помогает глубже уяснить природу их связей и понять, как развивались их взаимоотношения в более поздние эпохи.

Обретение статуса самостоятельной науки социологией, а затем политологией на Западе и в России происходило по-разному: в России обе науки обрели самостоятельность значительно позже, чем в западных странах, что было вызвано рядом причин, которые можно обобщить как отсутствие условий объективного и субъективного характера. Создание таких условий для развития обеих наук и использования их возможностей в качестве теоретической основы социальной практики и как средства получения информации о состоянии общества должно опираться на знание их истории. За созданием предпосылок будущих наук социологии и политологии, начиная с их истоков, можно проследить с момента, когда предметом философских размышлений становятся явления общественной жизни и поведение человека. Предпосылки социологических знаний и научных представлений о политике начинали складываться в первых философских учениях о государстве в античности. В то время понятия

общества и государства не различались, поэтому предпосылки социологического и политологического знания были трудно различимы, если не считать их вообще чем-то единым. Размышления античных философов об обществе и человеке начинались, как правило, с тщательных наблюдений за политической жизнью древнегреческого полиса. Аристотель заинтересовался социальными вопросами, когда обратился к содержанию политической жизни общества, сосредоточившись на той ее части, которую обозначил термином полития (знание об общественном устройстве). В его "Политике" присутствуют первые признаки социологического подхода. Современные социологи называют этого мыслителя основателем социологии за разработанное им учение о человеке, которого он определил как общественное животное ('^ооп роПШоп"). Такое понимание человека уже было у его учителя Платона. Первый в истории европейской и мировой философии социальный мыслитель, Платон в учении о государстве выделил важнейшие сферы и формы деятельности свободных людей, предугадав проблемы, которые много веков спустя составят область социологических исследований. Сделанные им и Аристотелем открытия - итог длительной работы по осмыслению наблюдений за жизнедеятельностью общества и поведением человека, который свидетельствует о единстве предпосылочных элементов социологического и политологического знания. Как отмечает Ю.Н. Давыдов, у Платона и Аристотеля социальная философия достигла наивысшей точки: её ученый охарактеризовал как «процесс постепенного "прорисовывания" контуров того, что в будущем должно было составить предмет социологии» [Давыдов, 2010: 35]. Развивая идею трехсословно-сти афинского полиса, Платон рассмотрел взаимоотношения между входящими в его состав тремя сословиями (правители, воины, народ-труженик) и тем самым впервые в истории мысли указал на наличие признаков структурной организации общества. Наблюдения над включенностью человека во взаимодействия с другими членами общества (т.е. в общественные отношения) позволили выделить условия разделения труда в соответствии с тремя типами душевного склада человека. Платон был убежден, что обнаруженные им формы господства и подчинения, реально существующие типы личности "в точности воспроизводят в своей душевно-духовной структуре соответствующие структуры политического господства" [Там же: 38]. Изучением природных задатков людей философ положил начало развитию социальной антропологии [Майоров, 2009: 88]. Им также были заложены первые представления о свободе, о социальном пространстве, обеспечивающем условия общения между людьми, о толпе и черни и многие другие.

Развитие политической мысли великих греков не прерывалось на протяжении последующих столетий. Учение Платона и Аристотеля о формах правления, о государстве продолжало жить в головах философов, получая разработку в концепциях правоведов, экономистов, историков. В эпоху эллинизма, в Средние века и Возрождение, в Новое время интерес к политике продолжал расти. При этом унаследованное от античной мысли отождествление общества и государства продолжало сохраняться до тех пор, пока не прекратилось доминирование политических связей и зависимостей над скрепляющими общество социальными связями. Как отмечает Ю.Н. Давыдов, "представления об обществе формировались по модели государства, и главным образом в рамках теории государства и права" [История теоретической..., 2010: 37]. Таким образом, социологический подход до известного времени развивался как элемент политической науки. Различение понятий общества и государства не требовалось до тех пор, пока социологический анализ, в силу объективных исторических обстоятельств, не стал приобретать особую значимость как средство решения новых задач, которые до этого не ставились ни одной из уже существующих гуманитарных наук.

В Новое время, в эпоху первой научной революции в западноевропейской мысли появляется понятие прогресса, которое из сферы науки распространится на общество. Это событие научной жизни усилило позиции социологического знания. Тема

социального прогресса получает проработку в учениях мыслителей эпохи Просвещения, которые подготовят почву для основания социальной физики. Впервые употребленный Декартом термин "социальная физика", замененный впоследствии словом "социология", на начальном этапе развития новой науки об обществе был необходим для того, чтобы подчеркнуть ее научный статус и поставить в один ряд с другими позитивными науками.

Понимание предназначения новой науки об обществе, ее специфики по сравнению с другими социально-гуманитарными дисциплинами стало основанием для придания социологии статуса самостоятельной области научного знания и изобретения подходящего для нее названия1. Что и было сделано О. Контом. Так объективный ход истории ускорил развитие социологии, которая сформировалась и получила признание как новая наука об обществе значительно раньше, чем политология.

Получению социологией статуса самостоятельной научной дисциплины в Западной Европе в первой половине XIX в. способствовала реакция философов и ученых на состояние наук об обществе в переломный для европейского мира исторический момент. Отсутствие у обществоведов методологии получения достоверного знания, умозрительность наук, изучающих общество, лишали их возможности использовать полученные результаты исследований в качестве теоретической основы социальной практики. Неудовлетворенность рождала потребность в новых подходах. Огюст Конт, охарактеризовавший состояние социальной мысли своего времени как интеллектуальный хаос, объявил главной задачей социологии создание новых методов изучения общества, взяв за образец методы естественных наук. Он надеялся преодолеть царящую в сфере философии и обществоведения анархию, объявив решительную борьбу с метафизикой.

Реакцией на изменения, происходившие после Великой Французской революции в общественно-политической жизни Западной Европы, стала появившаяся почти одновременно с позитивизмом марксистская мысль. Ее основатели Карл Маркс и Фридрих Энгельс, их соратники и последователи видели свою задачу в создании научной теории общества также на принципиально иной мировоззренческой основе. Но, в отличие от Конта, они считали необходимым при создании научной теории общества использовать весь опыт истории человечества, зафиксированный в достижениях мировой философской и научной мысли.

С появлением социологии существенно менялись условия развития политической науки. Рожденная в муках противоречий и ожесточенных дискуссий с противниками "еще одной науки об обществе", основанная О. Контом позитивистская социология2 получила определение как наука о социальном порядке и социальном прогрессе. С этого момента она начинает устанавливать отношения с конкретными науками. В этих условиях политическая наука становится частью социального знания.

Процесс накопления элементов будущей социологии и политологии в России отличался спецификой, обусловленной национальными традициями и геополитическим положением. Политическая мысль начинала формироваться в Киевской Руси до принятия православия, о чем свидетельствует содержание летописных источников, отразивших первые представления их авторов о русской государственности. С момента крещения Руси развитие политической мысли продолжалось в учениях святых отцов. В XI в. иерарх русской церкви киевский митрополит Иларион в "Слове о законе и благодати" (1054 г.) сопроводил богословский текст изложением социально-политических

1 Противники выделения социологии в с

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком