научная статья по теме СОЦИОЛОГИЯ ЖИЗНИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Социология

Текст научной статьи на тему «СОЦИОЛОГИЯ ЖИЗНИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ»

© 2015 г.

Ж.Т. ТОЩЕНКО

СОЦИОЛОГИЯ ЖИЗНИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

ТОЩЕНКО Жан Терентьевич - член-корреспондент РАН, главный редактор журнала "Социологические исследования", зав. кафедрой теории и истории социологии Российского государственного гуманитарного университета, главный научный сотрудник Института социологии РАН (E-mail: socis@isras.ru).

Аннотация. В статье рассмотрена эволюцию идей социологии жизни, которая аккумулирует достижения основных и специальных социологических теорий. Опираясь на многообразие интерпретаций общественных процессов, социология жизни включает в себя трактовку главных компонентов, которые в той или иной пропорции, аспекте присутствуют в каждом социологическом исследовании: общественное (групповое, индивидуальное) сознание, поведение (деятельность) и окружающая макро-, мезо- и микросреда. Неразрывное единство - сознание, поведение, среда - исследуемое на эмпирическом уровне, образует жизненный мир - понятие, открывающее перспективы получения нового знания при исследовании фундаментальных и прикладных социальных проблем.

Ключевые слова: философия жизни • феноменология • повседневность • социология жизни • социальное планирование • образ жизни • жизненный мир

Предтечи социологии жизни. Тысячелетия развития научной мысли накопили большой опыт интерпретаций общественных изменений, в каждой из которых предпринималась попытка ответить на вопрос: что собой представляет общество во всех его появлениях, в том числе в человеческом измерении. Объяснения содержания происходящих процессов и явлений предпринимались и в древнем мире, и в средневековье, и в Новое время. Отдельные соображения о сущности жизни, в том числе в ее общественном воплощении, восходят к таким мыслителям древности как Сократ, Сенека, Марк Аврелий и средневековья и эпохи Возрождения как Августин Аврелий, Н. Макиавелли, М. Монтень, Б. Паскаль, к идеям французских просветителей и в первую очередь Ж-Ж. Руссо.

Однако начнем с момента, когда, стремясь отразить многообразие и сложность общественного развития, появилась формулировка - философия жизни. По мнению некоторых исследователей, этот термин впервые употреблен в анонимно появившемся трактате "О моральной красоте и философии жизни" (автор Г. Ширах) во второй половине XVIII в. (подробнее см.: [Михайлов, 2004: 210-211]).

Следующие шаги по обоснованию философии жизни были сделаны В. Дильтеем (1833-1911) и А.Бергсоном (1859-1941), которых объединила критика рационализма. В своих трудах Дильтей трактовал "жизнь как поток", который богат многими предвиденными и случайными (специфическими) формами ее проявления. Объясняя происходящее в жизни, он развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе, особо подчеркивая интуитивное постижение духовной целостности личности и культуры [Дильтей, 2000]. Бергсон трактовал жизнь как подлинную и первоначальную реальность, как космический процесс, "жизненный прорыв", как творческую эволюцию. В этой связи он определял структуру жизни как деятельность, которая, на его взгляд, строится из сознания, духа, памяти, и особенно интуиции, ставшей в его учении базой отвержения рациональности [Бергсон, 1914].

Что явилось причиной появления этой концепции? На наш взгляд, в наступившей эре буржуазных революций и набиравших силу капиталистических общественных от-

ношений огромные массы народа были вовлечены в социально-экономические и политические процессы развития общества и государства. Ломая привычный образ жизни, огромные группы людей сталкивались с необходимостью приспособить свою жизнь к новым реалиям, и это приспособление шло не по логике линейного развития, а очень часто непредсказуемым путем. Именно эта противоречивость жизненного процесса нашла наиболее развернутое рассмотрение в творчестве Ф. Ницше (1844-1900). Будучи представителем философии жизни, он обратил особое внимание на иррационали-стическое понимание жизни. Он противопоставил два начала бытия - дионисийское (жизненно-органистическое) и "аполлоновское" (созерцательно-упорядочивающее). По его мнению, о том, что жизнь иррациональна, говорили революции, массовые, нередко кровопролитные эксцессы (бунты, забастовки, вооруженные стычки), которые отвергали последовательность и разумность происходящего [Ницше, 2013].

Но главное достижение первых шагов философии жизни заключалось в том, что в ее рамках был сделан вывод: народ во все большей мере становился субъектом исторического процесса, а его жизнь во всех ее проявлениях приобретает значимость не только для социальной практики, но и как предмет научного поиска.

Принципиально новый импульс развитию и обоснованию концепций философии жизни придали Шелер, Шпенглер и Зиммель. М. Шелер (1874-1928) противопоставил формальной этике Канта так называемую материальную этику ценностей, в основе которой лежало учение о деятельности человека как интенциональном (направленном) акте постижения ценности. Он считал, что жизнь есть "изначальный феномен", который не может быть растворен ни в феноменах сознания, ни в телесных механизмах. О. Шпенглер (1880-1936) сосредоточился на проблемах развития культуры как определяющем моменте жизни общества. Он считал, что в культуре и ее "замкнутых организмах" (египетская, индийская, китайская и т.д.) выражается коллективная "душа" народа, которая и определяет жизненный цикл. Его идеи носили характер ярко выраженного иррационализма. Шпенглер также утверждал, что жизнь - "спектакль множественности культур", каждая из которых имеет "собственную форму, собственную идею, собственную жизнь, собственную смерть" (цит. по: [Михайлов, 2004: 210-211]).

Г. Зиммель (1858-1918) в попытке приблизить философию жизни к социологическим реалиям, выдвинул тезис, что основной проблемой жизни является противоречие между творческой ее пульсацией и ее объективизацией в застывших формах культуры [Зиммель, 1996]. Зиммель также предпринял попытку своеобразного соединения философии жизни и феноменологии, полагая, что жизнь следует не рациональной, а "витальной" логике.

Этот этап в обосновании основных положений философии жизни характерен тем, что его общей чертой стало выступление против классического идеала рациональности, кантовской трактовки разума. Центром поиска стало обращение не к логическому доказательству, а к жизненному опыту, к реальной жизни во всем ее многообразии. Вместе с тем, преувеличение значения иррациональных аспектов философии жизни привело к тому, что философов стали обвинять в том, что своими трудами они подготовили почву (уже в реальной жизни) для оправдания различных проявлений человеческой деятельности, в том числе и иррациональных, - нацизм, тоталитаризм, фашизм.

Важной особенностью этого этапа в развитии и обосновании концепций философии жизни стали концентрация внимания во все большей мере на проблеме человека, попытки рассмотреть его в целостности и во всем многообразии душевных сил. Эти идеи о человеческом измерении жизни нашли яркое и наглядное воплощение в трудах феноменологов.

Феноменологи обратились к понятию "жизненный мир", впервые употребленному Э. Гуссерлем (1859-1938) в 1910 гг. и широко использовавшемуся им несколько позднее, в 1930 гг. На первых порах оно было скорее описательным, чем строго логическим определением. Но трактовка этого понятия им и его последователями

дала возможность высказать ряд принципиальных соображений: это действительный, окружающий мир, основа ("почва и горизонт", по выражению Гуссерля) теоретической и внетеоретической практики. Это не просто конкретный мир, но мир, имеющий общую структуру; это единство научного и обыденного, это осознание жизненного опыта, учет исторически сложившихся жизненных форм существования людей (подробнее см.: [Мотрошилова, 1991; 2004: 29]). Н.М. Смирнова, изучая творчество А. Шюца (1899-1959), отмечает: в его исследовании жизненного мира как единственной установки сознания важно учесть, что этот мир является воплощением жизнепрактиче-ских (подчеркнуто мною. - Ж.Т.) смыслов, обладающих непосредственной очевидностью, и сочетанием различных форм взаимосогласованного человеческого опыта [Смирнова, 2009, 1997, 2004: 29].

На наш взгляд, вряд ли можно согласиться с феноменологами, которые сводят жизненный мир исключительно или в основном к духовной сфере, к представлению о нем только как о "духовном образовании", к тому, что при всем его разнообразии он понимается как один-единственный мир, имеющий одну всеобщую структуру. Вызывают сомнения и рассуждения Э. Гуссерля о проблемах познания жизненного мира как возврату к "изначальному жизненному опыту", преувеличение роли предшествующих этапов в развитии человечества, а также сведение понятий и методов, норм науки к очевидностям жизненной практики человечества. Стоит также отметить (особенно у А. Шюца), стремление абсолютизировать значение субъективных компонентов жизни, дать анализ возможности искажения изучаемого мира в силу погруженности социального теоретика в структуры этой жизни.

Роль концепций повседневности в исследования жизненного мира. Существует множество определений повседневности, среди которых автор выделяет такую его трактовку: "это процесс жизнедеятельности индивидов, развертывающийся в привычных общеизвестных ситуациях на базе самоочевидных ожиданий" [Ионин, 2004: 200]. На этой основе осуществляется осмысление единообразия восприятия ситуаций взаимодействия с участниками жизненных процессов. Повседневность противопоставляется в таких формах: будни - празднику, действительность - идеалу, жизненная рутина - мгновениям острого напряжения и озарения, общедоступные формы деятельности - ее специализированным формам. Если Зиммель и Хайдеггер дают прямо или косвенно негативные оценки и трактовки повседневности, то в работах А. Хеллер повседневность трактуется как посредник между природой и культурой: по ее мнению, в повседневности происходит реализация насущных потребностей человека, которые при этом приобретают культурную форму и значение (см. подробнее: [Ионин, 2004: 200]). Она и А. Лефевр считают необходимым "новое обретение мира повседневности, в котором человеческие взгляды

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком