научная статья по теме Современная евразийская концепция будущего государства Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Современная евразийская концепция будущего государства»

Касимов Т.С.

СОВРЕМЕННАЯ ЕВРАЗИЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДУЩЕГО ГОСУДАРСТВА

Статья посвящена евразийской концепции будущего государства А.Дугина и других авторов. Концепция анализируется с использованием категорий теории государства и права и сравнивается с другими концепциями. Рассматриваются критические оценки евразийской концепции будущего государства.

Ключевые слова: концепция будущего государства, евразийский, Дугин, империя, теория, русские националисты, социализм.

Kasimov T.S.

MODERN EURASIAN CONCEPTION OF THE FUTURE OF STATE

The article is devoted to the Eurasian conception by A. Dugin and other authors of the future of state. The conception is analyzed using the categories of the theory of state and law, and it is compared with other conceptions. The critical evaluations of the Eurasian conception of the future of state are considered.

Keywords: conceptions of the future of state, Eurasian, Dugin, empire, theory, Russian nationalists, socialism.

Касимов Т.С.

Важность концепции, в соответствии с которой должно происходить развитие российского государства, подчеркивалась главным идеологом современного отечественного евразийства Александром Дугиным, который писал: «Строительство новой евразийской государственности является основной целью и задачей евразийства во внутренней политике. Евразийство предполагает постепенную эволюцию Государства».1

Прежде чем рассмотреть собственно концепцию будущего государства, следует остановиться на некоторых основных аспектах современного евразийского учения. В наиболее полном виде оно представлено в одной из последних книг А.Г.Дугина «Четвертая политическая теория. Россия и политические идеи XXI века». В ней автор объясняет, что «евразийство - это и политическая философия, и эпистема. Оно относится к разряду консервативных идеологий и имеет черты как фундаментального консерватизма (традиционализма), так и Консервативной Революции (включая социал-консерватизм левых евразийцев). Единственное, что в консерватизме для евразийцев не приемлемо, - это либерал-консерватизм».2

Таким образом, А.Г.Дугин причисляет идеологию евразийства к консервативным течениям политической мысли. При этом он в своей классификации трех главных идеологий в числе таковых называет либерализм, коммунизм и фашизм, оставляя за идеологией евразийского учения место «четвертой политической теории». Однако непризнание консерватизма одной их главных идеологий вызывает возражения. Консервативная идеология является доминирующей в большинстве стран мусульманского мира (особенно в арабских странах), в которых социальные и государственные институты основываются на доктринах исламской религии, а также на традициях населяющих эти страны народов. Кроме того, консерватизм в отношении социальных вопросов весьма влиятелен и в некоторых странах Запада, в первую очередь США, где среди сторонников Республиканской партии велика доля консервативных христиан (иногда именуемых христианскими фундаменталистами).

А.Г.Дугин считает, что в России преобладали и преобладают до сих пор установки традиционного общества: патернализм, коллективизм, иерархичность, отношение к государству и обществу как к семье, превосходство морали над правом, этического мышления над рациональным и т. д.3 Данный тезис во многом спорен. Как и в большинстве современных

1 Дугин А. Проект «Евразия». - М.: Эксмо: Яуза, 2004. - С. 235.

2 Дугин А. Четвертая политическая теория. Россия и политические идеи XXI века. - СПб.: Амфора, 2009. - С. 98.

3 Там же. - С. 142.

обществ, в России устои традиционного общества доминируют у пожилых людей, у сельских жителей, а также горожан с низким уровнем образования и доходов. Доля этих людей в нашей стране если и составляет большинство, то незначительное, а степень их влияния на государство и экономику явно ниже, чем у элиты, исповедующей, как правило, вполне «западные» взгляды. Кроме того, названные установки присущи азиатским обществам, а смысл евразийства должен заключаться в синтезе европейских и азиатских начал, который во многом действительно наблюдается в России.

В концептуальной работе «Проект «Евразия» А.Г.Дугин по-разному называет цель эволюции государства: «демократическая империя», «сверхгосударство», «государство-мир» (трегшт), «эйкумена», «государство-континент», государство Наций (Народов).4 В последующих трудах он остановился на термине «империя» (Евразийская Империя). Таким образом, в основе концепции будущего государства (государства, желаемого для России) лежит идея империи, которая «представляет собой такое политико-территориальное устройство, которое сочетает жесткий стратегический централизм (единую вертикаль власти, централизованную модель управления вооруженными силами, наличие общего для всех гражданского правового кодекса, единую систему сбора налогов, единую систему коммуникаций и т. д.) с широкой автономией региональных социально-политических образований, входящих в ее состав (наличие элементов этно-конфессионального права на локальном уровне, многонациональный состав, широко развитая система местного самоуправления, возможность сосуществования различных локальных моделей власти - от племенной демократии до централизованных княжеств или даже королевств)».5 Признаки империи А.Г.Дугин описывает и в своей более ранней книге «Основы геополитики»: 1. Грядущая Империя не должна быть «региональной державой» или «государством-нацией». 2. Новая Империя должна строиться сразу именно как Империя, и в основание ее проекта должны уже сейчас быть заложены полноценные и развитые сугубо имперские принципы. Империя не просто очень большое государство. Это нечто совсем иное. Это стратегический и геополитический блок, превосходящий параметры обычного государства, это Сверхгосударство. 3. Геополитические и идеологические контуры Новой Империи русских должны определяться на основе преодоления тех моментов, которые привели к краху исторически предшествующих имперских форм.

4 Дугин А. Проект «Евразия». - С. 236-237.

5 Дугин А. Четвертая политическая теория. Россия и политические идеи XXI в. - С. 216-217.

Евразийский юридический журнал

№ 9(40)2011

Следовательно, Новая Империя должна быть нематериалистической, неатеистической, неэкономикоцентристской. Далее А.Г.Дугин перечисляет несколько моментов, которые, по его мнению, должны позволить избежать недостатков российской и советской империй. В их числе обладание гибкой и дифференцированной этнорелигиозной структурой внутреннего политико-административного устройства, учитывающей локальные, этнические, религиозные, культурные, этические и т. д. особенности регионов, придающие этим элементам юридический статус; участие государства в управлении экономикой, гибкое и затрагивающее только стратегические сферы; органическое соучастие народа в вопросах распределения; признание народа главной, основополагающей политической и правовой категорией и противопоставление органической концепции Народа количественным нормам либеральной и социалистической юриспруденции, разработка теории «прав народа»; воспрепятствование процессам приватизации и капитализации, а также биржевой игре и финансовым спекуляциям в Империи, ориентация на корпоративный, коллективный и государственный контроль народа над экономической реальностью; создание этнорелигиозных областей с максимальной степенью культурной, языковой, экономической и юридической автономии, при строгом ограничении их в одном в политическом, стратегическом, геополитическом и идеологическом суверенитете.6

Предложенная А.Г.Дугиным идея будущего российского государства как империи требует осмысления с позиций науки теории государства и права, поскольку из ее описания видно, что она является концепцией философской и в меньшей степени политической и юридической (автор отмечает, что евразийство - это в первую очередь философия). В строгом смысле слова империей признается форма государственного устройства, имеющая два главных признака: 1) монархическую форму правления; 2) множество народов или стран, присоединенных, как правило, принудительным путем.7 Однако есть авторы, которые не включают монархическую форму правления в число признаков империи.8 Более того, даже второй из названных выше признаков классической империи признается не всеми. Поэтому А.Чубайс осенью 2003 г. выдвинул тезис о России как либеральной империи. Примером существующей либеральной империи назывались США. Термин «империя» в широком смысле вышел за рамки первоначального юридического значения. Многие авторы называют империями СССР и США (можно назвать в качестве примера недавно изданные книги Егора Гайдара «Гибель империи» и Анатолия Уткина «Американская империя»). Это делает использование термина империя А.Г.Дугиным вполне оправданным.

В концепции империи Дугина не выражается воззрение на форму правления в будущей Евразийской Империи. В то же время он описывает форму ее государственного устройства. Евразийская Империя представляется как конфедерация вторичных Империй, среди которых четыре основные -это Европейская Империя, Тихоокеанская Империя и Русская Империя.9 В Русской Империи сохранится федеративное устройство, при которой у этнорелигиозных автономий (субъектов федерации) будет широкий набор права в разных сферах, кроме политической (особенно геополитической) и идеологической.

6 Дугин А. Основы геополитики. - М.: АРКТОГЕЯ-центр, 2000. - С. 120-121.

7 Кулапов В.Л. Проблемы теории государства и права: Учеб. пособ. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005. - С. 100; Чашин А.Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Дело и Сервис, 2008. -С. 107.

8 Рассолов М.М. Проблемы теории права и государства: Учеб. пособ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. - С. 96; Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: НОРМА, 2003. - С. 228.

9 Дугин А. Проект «Евразия». - С. 404.

А.Г.Дугин обрисовывает также контуры политического режима и механизма государства в будущей Империи. Органом, принимающим основные стратегические решения в государстве, должен стать Собор автономий, состоящий из лучших представителей наиболее зна

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком