научная статья по теме СОВРЕМЕННАЯ ИНДИЙСКАЯ ПОЛИТИКА И МИР НЕПРИКАСАЕМЫХ Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «СОВРЕМЕННАЯ ИНДИЙСКАЯ ПОЛИТИКА И МИР НЕПРИКАСАЕМЫХ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2015, № 8, с. 92-100

= СТРАНЫ И РЕГИОНЫ =

^ВРЕМЕННАЯ ИНДИЙСКАЯ ПОЛИТИКА И МИР НЕПРИКАСАЕМЫХ

© 2015 г. Е. Никифорова

В статье рассматривается положение бывших неприкасаемых (далитов) в современном политическом пространстве Индии. В настоящее время далиты составляют примерно четверть населения страны. Однако в политическом плане они не являются крупной самостоятельной силой, а используются как "банк голосов" общенациональными партиями и региональными партиями доминирующих каст. В 2009 г. на выборах в штате Уттар-Прадеш и ряде других Бахуджан самадж парти (БСП, Партия большинства народа), представляющая интересы бывших неприкасаемых, добилась исключительного успеха, который не смогла развить. На последних парламентских выборах в 2014 г. БСП выступила неудачно, что стало закономерным результатом как нерешенных проблем внутри самой партии, так и непоследовательности проводимого ею курса. Голоса далитов были отданы Бхаратия джаната парти (БДП, Индийская народная партия), которая весьма эффективно мобилизует их электоральный потенциал, в том числе благодаря своему харизматич-ному лидеру, ныне - премьер-министру Нарендра Моди. Вопрос политической идентичности, постоянные метания лидеров из одной партии в другую, отсутствие четкой стратегии, а также разобщенность далитов - вот основные проблемы, стоящие сегодня перед этой группой населения.

Ключевые слова: Индия, неприкасаемые, далиты, каста, внутренняя политика, политические партии, политическая мобилизация, электоральные процессы.

Статья поступила в редакцию 18.03.2015.

Одной из важных особенностей Индии, ставшей в середине прошлого века независимой, являлся выход на политическую сцену страны тех групп населения, которым прежде традиционное кастовое общество отказывало в человеческом достоинстве. Речь идет о бывших неприкасаемых, именуемых в официальных документах "зарегистрированные касты" и "зарегистрированные племена", или, как назвал их видный индийский политический деятель Б.Р. Амбедкар, далитах1.

В научном дискурсе происхождение каст обычно связывают с приходом и завоеванием Индии ариями и установлением своеобразной социальной иерархии при взаимодействии с автохтонным населением. Эти вековые традиции опираются на принятые в арийском обществе ценности и понятия о чистом-нечистом и препятствуют ассимиляции с местными жителями. Далиты представляют собой группы преимущественно коренного населения, которые находятся на самой

НИКИФОРОВА Елена Геннадиевна, аспирант Центра проблем модернизации и развития ИМЭМО РАН, РФ, 117997 Москва, Профсоюзная ул., 23 (ombrel@gmail.com).

1 Б.Р. Амбедкар (1891-1956) - лидер движения за права да-

литов и сторонник мер позитивной дискриминации в отношении этой группы населения, прежде всего возможности получения ими высшего образования. В своей основе слово "далиты" имеет санскритское происхождение, означающее "угнетенные", "подавленные".

низшей ступени социальной иерархии и являются ритуально нечистыми. Они, как правило, живут изолированно на окраинах городов и поселений и заняты исключительно на грязных и тяжелых работах. Оформившаяся в Индии социальная система отличалась жесткой иерархичностью, и в глазах европейцев практики неприкасаемости выглядели глубоко отталкивающими и несправедливыми. Борьба за права бывших неприкасаемых стала важной частью общего национально-освободительного движения индийского народа против колонизаторов, за свою свободу и достоинство. В результате прежде маргинальные слои общества обрели возможность волеизъявления, а независимая Индия стала считаться "крупнейшей демократией", являя открытость политической системы и ее гибкость в отношении "низов". Согласно переписи населения 2011 г., численность далитов составляла около 306 млн. человек, или около четверти всех жителей страны2 [1]. Таким образом, огромная армия самых приниженных граждан смогла артикулировать свои интересы через участие в различных политических процессах, в частности путем создания собственных партий, альянсов, союзов и пр. Их электоральный ресурс расширяется еще и благодаря действую-

2 Из них 201 млн. человек составляют "зарегистрированные касты" и 104 млн. - "зарегистрированные племена".

щему в Индии принципу "кастового голосования", когда избиратели зачастую предпочитают поддерживать кандидата, не столько исходя из его программы, сколько ориентируясь на его принадлежность к определенной касте. Удалось ли дали-там в полной мере использовать свой потенциал и занять достойное место в политической жизни страны?

ДАЛИТЫ В СИСТЕМЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ

Индийскому национальному конгрессу (ИНК) -партии, которая привела страну к независимости и являлась на протяжении нескольких десятилетий (с небольшими перерывами) правящей, удавалось успешно проводить политическую мобилизацию беднейших масс населения. В условиях национально-освободительной борьбы с британским колониальным режимом партия смогла сплотить значительную часть низших слоев общества и возглавить сопротивление как кастовой дискриминации, так и социально-экономическому неравенству, ставя одной из приоритетных задач улучшение положения жизни народа. Далиты составляли заметную долю традиционного электората ИНК, а партия, находясь у власти, регулярно принимала антидискриминационные законы и программы борьбы с бедностью. На фоне полного доминирования ИНК в политике Индии крупная партия далитов, которая действовала бы на федеральном уровне, так и не сформировалась.

Далиты являются, пожалуй, одной из самых разобщенных социальных групп. Эта группа, в свою очередь, подразделяется по этническим, религиозным и социально-экономическим признакам на многочисленные подгруппы, внутри которых порой продолжают соблюдаться практики неприкасаемости (например, в отношении бханги - уборщиков мусора и нечистот). Поэтому сегодня среди важнейших задач, стоящих перед далитами, можно назвать следующие:

- обретение собственной идентичности в качестве подлинного субъекта политики;

- мобилизация кастового и человеческого ресурса;

- повышение гражданского самосознания;

- привлечение как можно большего числа сторонников.

Необходимо отметить, что процесс активизации касты в политике сопровождался ее укрупнением, что увеличивало шансы заявить о себе на региональном уровне. Помимо этого, далитами создаются всевозможные альянсы и союзы, кон-

солидирующие и другие слои населения. Причем зачастую перед выборами блокируются партии, имеющие довольно мало точек соприкосновения, что заставляет их выступать с максимально широкой программой. Наибольший интерес в региональном срезе представляют собой крестьянские доминирующие касты, владеющие экономическими и социальными ресурсами и отличающиеся многочисленностью (это, прежде всего, средние и средне-низовые слои). Далиты зависят от этих каст в экономическом плане, поэтому их "банк голосов" легко уходит к крестьянским партиям.

Особо привлекательными для крупных политических партий являются не только голоса да-литов, но и баллотирующиеся от них кандидаты, за которыми в соответствии с существующей системой резервирования (мера так называемой позитивной дискриминации) закрепляются места в конкретных избирательных округах. Они гарантированно по квоте занимают места в выборных органах власти местного, регионального и федерального уровней. Так, на парламентских выборах в Индии в 2014 г. 131 место из 543 заняли представители "зарегистрированных каст и племен"3 [2]. На практике это достигается следующим образом. Перед выборами Избирательная комиссия Индии определяет список избирательных округов, по которым должны баллотироваться кандидаты, принадлежащие только к "зарегистрированным кастам" или "зарегистрированным племенам". В результате кандидат, желающий набрать большинство голосов и победить в своем округе, будет стараться баллотироваться от одной из ведущих партий, которая пользуется наибольшей популярностью в данном регионе (от партий крупных доминирующих каст или общенациональных партий). В меньшей степени он руководствуется интересами не столь многочисленных общностей далитов и не нуждается в их поддержке. Такое положение дел приводит к тому, что после избрания депутат-далит скорее проявит лояльность выдвинувшей его партии, чем выступит в защиту нужд своего целевого электората.

ПАРТИИ ДАЛИТОВ НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ

Выборы 2014 г. в Народную палату 16-го созыва (нижнюю палату парламента Индии - Лок сабха) изменили расстановку политических сил в стране в целом: произошла смена правящей партии. Безусловным победителем стала Бхаратия джаната

3 84 места по квоте достались "зарегистрированным кастам"

и 47 мест - "зарегистрированным племенам".

парти (БДП), набравшая 31.0%, а ее лидер На-рендра Моди 26 мая 2014 г. вступил в должность премьер-министра Индии. БДП, считавшаяся преимущественно партией националистически настроенных высококастовых индусов, получила абсолютное большинство голосов и смогла сформировать однопартийное правительство. Крупным провалом выглядит 2-е место партии ИНК, получившей всего 19.3% голосов. Для сравнения: на предыдущих парламентских выборах 2009 г. победивший ИНК получил 37.2%.

Вместе с тем партий далитов, которые претендуют на заметную роль в политике на общенациональном уровне, почти нет. Две основные -это Республиканская партия Индии и Бахуджан самадж парти (БСП). Республиканская партия Индии, созданная под знаменем наследия Б.Р. Амбедкара и особенно популярная в 50-е годы прошлого века, к концу 70-х годов утратила свои позиции; многие ее лидеры присоединились к ИНК, а сама она распалась на многочисленные подразделения4.

Республиканская партия Индии на парламентских выборах 2009 и 2014 гг. не смогла занять ни одного места в Народной палате. Что же касается БСП, то, по итогам выборов 2009 г., ее кандидаты получили 21 место (около 26 млн. голосов, 6.17%). Однако на выборах 2014 г. они не завоевали уже ни одного места, хотя партия стала третьей (!) по количеству отданных за нее голосов после БДП и ИНК, получив 4.1% голосов (около 23 млн.). Очевидно, дело в тактических просч

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком