научная статья по теме СОВРЕМЕННЫЕ ТУРКИ. КАКИЕ ОНИ? История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТУРКИ. КАКИЕ ОНИ?»

ОТ НАШЕГО СОБСТВЕННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА

СОВРЕМЕННЫЕ ТУРКИ. КАКИЕ ОНИ?

С.А. ХАМДОХОВ

Наш собкор в Турции

Ключевые слова: Турция, турки, национальный характер, культура, особенности быта, традиции

История российско-турецких отношений насчитывает несколько столетий. Во взаимодействии наших стран были и взлеты, и падения. Почти весь ХХ в., в силу сложившейся в мире геополитической обстановки, Россия и Турция, несмотря на географическую близость, фактически были далеки друг для друга.

Ситуация кардинально стала меняться с устранением «железного занавеса» и открытием границ новой России. Начался туристический бум. Настоящей Меккой для российских туристов стала Турция. Поделюсь некоторыми своими впечатлениями о различных сторонах жизни граждан этой страны.

Ежегодно миллионы россиян приезжают в Турцию, чтобы насладиться отдыхом на песчаных пляжах и в уютных отелях Средиземного моря. Многие предпочитают окунуться в неповторимую атмосферу Стамбула с его историческими достопримечательностями и суетой шумного мегаполиса. Однако, как мне кажется, у большинства наших соотечественников, побывавших в Турецкой Республике, эта страна ассоциируется лишь с навязчивыми торговцами на рынках и в бутиках и турчанками, пекущими для туристов традиционные лепешки гезлеме.

Возможно, подобное представление имеет право на существование, но, на самом деле, оно лишь фиксирует поверхностный взгляд на страну с богатыми культурными традициями и историей.

Живу и работаю в Анкаре уже не первый год. Регулярно общаюсь с турками в различных бытовых ситуациях, ежедневно наблюдаю за жизнью города, отмечаю ее недостатки и достоинства -зачастую они не отличают нас от турок, напротив, объединяют нас с ними.

Мои заметки, разумеется,

лишь отдельные штрихи к «бытовому» портрету нации.

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И АМУЛЕТ

ОТ «ДУРНОГО ГЛАЗА»

Для турок, большинство которых исповедует ислам, большое значение традиционно имеют семья и семейные ценности. Авторитет старших по возрасту - непререкаем, уважение к старшим воспитывается сызмальства. У жителей Анкары принято в выходные дни собираться всей большой семьей и выезжать на пикники, а при плохой погоде - посидеть в городских ресторанах и чайных. На почетное место за столом всегда усаживают бабушек и дедушек, которые, несмотря на преклонный возраст, с удовольствием «выходят в свет», чтобы в задушевных беседах разделить трапезу со своими детьми и внуками.

Мужчина в турецкой семье -непререкаемый лидер: он и ее глава, и основной добытчик средств к существованию. Женщина, особенно в сельских районах и маленьких городках, как правило, ограничена ролью домохозяйки, обеспечивающей уют в доме и воспитание детей.

В соответствии с этой исторической традицией, а также с исламскими ценностями, многие профессии в Турции до сих пор принадлежат исключительно мужчинам. Так, например, в Анкаре зачастую только мужчины работают парикмахерами. То же касается и портных, и таксистов, и продавцов на продуктовых рынках. Обслуживающий персонал кафе и ресторанов - представители сильной половины человечества. Конечно, встречаются и девушки-официантки, но, как правило, - лишь в молодежных барах и дискотеках.

Детей турки обожают, часто балуют их. Рождение в семье ребенка, особенно мальчика, - великое событие для всех родственников. Обязанность воспитания младших в семье наряду с родителями ложится на старших детей. Малыши уважительно называют их старший брат (агабей) или старшая сестра (абла) и слушаются их во всем.

Особенно трепетно относятся турки к совсем еще маленьким белокурым и светлоглазым детям. Считается, что к тому, кто нежно ущипнет такого ребенка за щеку, придет благополучие и удача.

«Назар» - амулет от сглаза.

Прогуливаюсь в парке или торговом центре со своей младшей дочерью - вот проходящие мимо турки и турчанки бесцеремонно подходят к коляске и с причитаниями: «как бы не сглазить», щиплют мою дочурку за щеки. Поначалу такое поведение вызывало у меня и, тем более, у моей жены отторжение, недоумение, но со временем привыкаешь к местной специфике...

Кстати, о суевериях: турки относятся к ним самым серьезным образом. К примеру, они убеждены, что негативному влиянию «дурного глаза» может быть подвержен любой человек. Поэтому по традиции, насчитывающей сотни лет, новорожденным с первых дней жизни надевают амулет от «сглаза» (назар) - браслет или шнурок на шею с крошечным голубым глазом из стекла. Эти талисманы различных размеров можно увидеть везде: на дверях квартир, перед входом в магазин, в элементах одежды и украшений, водители вешают перед лобовыми стеклами машин.

Как и в любом современном обществе, в Турции есть свои социальные проблемы. Одна из таких проблем - домашнее насилие. Не стоит идеализировать простую турецкую семью. Бытовые ссоры, подозрения в супружеской измене, финансовые трудности нередко приводят к рукоприкладству мужей в отношении своих благоверных. Фотографии женщин с побоями на лице и теле, сообщения о летальных исходах семейных драм часто становятся неотъемлемой частью криминальных колонок турецких газет. Местные неправительственные организации, борющиеся за права и свободы женщин, наряду с государственными органами пытаются вести разъяснительную работу, направленную на искоренение и профилактику домашнего насилия. Однако борьба с этим социальным злом в Турции пока не окончилась победой справедливости.

ВЕЖЛИВОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ

В последние годы в турецком обществе идет активная дискуссия о негативном влиянии на традиционный уклад жизни и менталитет турок западного образа жизни с его чрезмерными свободами, а где-то и пороками. Это влияние особенно ощутимо в западной части Турции - на Среди-

земноморском побережье, в крупных городах - Стамбуле, Измире. Однако большинство населения по-прежнему под сильным влиянием исламских ценностей и традиций предков.

Турки отличаются обходительностью и подчеркнутой вежливостью. При посещении магазина, лавки, кафе вас обязательно встретят фразой: «Добро пожаловать!». Даже с незнакомыми соседями по дому принято здороваться. Если кто-то по неосторожности задел друг друга в уличной толпе, последуют взаимные извинения, независимо от того, кто виноват. Потерявшемуся путнику и автолюбителю обязательно покажут дорогу, объяснят, как лучше добраться до места. При мелких дорожно-транспортных происшествиях водители, выйдя из машин, сначала приветствуют друг друга фразой: «Пусть такое больше не повторяется!» (гечмиш олсун), и уж только потом приступают к осмотру возможных повреждений.

А что ярко характеризует граждан Турции - так это чувство патриотизма, уважения и любви к своей Родине. Это чувство культивируется у них с ранних лет.

На линейках в школах, в начальных классах, перед занятиями

Цветочная клумба в виде государственного флага Турции, Анкара.

каждый день звучит гимн Турецкой Республики. Во дворах образовательных учреждений непременно стоит бюст основателя современной Турции Мустафы Ке-маля Ататюрка. Его портреты везде: в государственных учреждениях, магазинах, на автомобилях...

Многочисленные флаги Турции с полумесяцем и звездой на красном полотнище развеваются по всей стране. Государственные флаги многие вывешивают из окон своих квартир в национальные праздники, и город на это время превращается в огромное красное полотнище.

Примечательно, что при всей любви граждан к национальной символике, Турция - одна из немногих стран в мире, где отсутствует официально утвержденный государственный герб. Его место в ведомствах и учреждениях страны занимает полуофициальная эмблема в виде красного овала, в котором, как и на флаге, изображены звезда с полумесяцем и название страны, разумеется, на турецком языке.

Турецкое правительство во главе с умеренной исламистской Партией справедливости и развития и президентом Турции Реджепом Эрдоганом в последнее время ведет также активную пропагандистскую кампанию по возвращению к культурным ценностям Османской империи. В конце 2014 г. по инициативе турецкого лидера Национальный совет по образованию проголосовал за обязательное изучение османского языка в религиозных лицеях и в качестве факультатива в остальных школах. По мнению Эрдога-на, изучение османского языка восстановит прерванную историческую связь с предками.

Еще одним нововведением президента Турции, вызвавшим горячую дискуссию в турецком обществе, стала новая церемония

приветствия турецким лидером иностранных гостей в своем дворце. Отныне Эрдоган встречает глав других стран с традиционным военным оркестром и солдатами почетного караула, одетых в форму и доспехи государств, якобы основанных турками (тюрками) на протяжении всей истории.

Очевидно, что в подобных инициативах президента полити-

Уличный торговец маринадами в Стамбуле.

Рыбаки на Галатском мосту в Стамбуле.

ческая оппозиция и либеральная общественность Турции усматривают отход нынешней власти от принципов кемализма и обвиняют ее в покушении на светские устои страны.

Поляризация политических сил турецкого общества, наличие многочисленных социальных проблем порождают у турок стремление выразить свой протест. Часто и в любую погоду они готовы выходить на улицы с флагами, транспарантами, плакатами, чтобы заявить о своих требованиях или несогласиях. Центральные площади Таксим в Стамбуле и Кызылай в Анкаре по выходным редко бывают пустыми. На них всегда можно видеть разнообразные по составу и численности демонстрации, митинги, шествия, акции протеста. Участвуют в таких мероприятиях различные представители общества, начиная от политических партий, объединений и профсоюзов и заканчивая движениями за права домашних животных и маргинальными молодежными организациями.

Летом 2013 г. начинавшаяся вполне безобидно акция протеста студентов

против планов властей вырубить парк Гези в стамбульском районе Таксим и построить на его месте торговый центр вылилась в массовые антиправительственные выступления по всей стране. Властям удалось погасить волну протеста лишь через месяц - жесткими полицейскими методами, в результате чего погибли и получили ранения и представители правоохранительных органов, и протестующие.

ЛЮБОВЬ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком