научная статья по теме СОВРЕМЕННЫЙ ГЕРОЙ В КИНО США И РОССИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ГЕРОЙ В КИНО США И РОССИИ»

Культура

С.И. БОРИСОВ

СОВРЕМЕННЫЙ ГЕРОЙ В КИНО США И РОССИИ

Развитие человеческой культуры, с самых ранних этапов и до новейшего времени неразрывно связано с процессами поиска и создания героических образов. Герой как образцовый представитель определённой группы или класса по очевидным причинам во все времена интересовал поэтов, писателей, художников, драматургов и философов. Тысячи художественных трудов создавали и продолжают создавать образ избранной личности, неповторимый образ героя, в котором запечатлелись бы дух и лучшие черты своего времени. Современной науке также известно, что: «не только жизнь культуры необходимо прочитывать сквозь призму социологии, но и жизнь общества - сквозь призму самодвижения и саморазвития культурных процессов, являющихся самоценными».

Итак, мы хотим обратиться к вечно молодой и актуальной проблеме создания героического образа в современном кино США и России. На примерах отечественной и американской кинопродукции последних лет рассмотрим драматургические конструкции некоторых наиболее ярких представителей героического направления и попытаемся выявить как общие механизмы создания киногероя, так и его новые оригинальные черты.

Теоретические основы драмы были изложены ещё в знаменитой «Поэтике» Аристотеля, где автор впервые выдвинул тезис о существовании двух основных способов художественного обобщения. Сопоставляя произведения древнегреческих трагиков, он писал: «Так как все подражатели подражают действующим [лицам], последние же необходимо бывают или хорошими или дурными, - то подражать приходится или лучшим, чем мы, или худшим, или даже таким, как мы... Так, Гомер представляет лучших, Клеофонт - обыкновенных, а Гагемон с Фасоса, первый творец пародий, и Никохар, создатели «Де-лиады», - худших». Приведенный порядок, сохраняя свой изначальный смысл, обретает особое звучание в разговоре о героическом образе, поскольку создание киногероя зачастую непосредственно связано с обоими вариантами художественного подражания. Потому что Герой вбирает в себя как идеальные, улучшенные модели человека, утрированные, фантастические качества и черты, особенно ценные в конкретный исторический момент, так и общетипи-

БОРИСОВ Сергей Игоревич - аспирант кафедры кинодраматургии ВГИК им. С.А. Герасимова. Copyright © 2009.

1 Хренов Н. Публика в истории культуры. М., 2007, с. 5.

2 Аристотель . Поэтика. СПб., 2000, с. 25.

ческие поведенческие, социальные и психологические нормы, характерные для определённого класса и времени.

Назовём же избранный перечень современных героических «персоналий», уже открывших новый этап в жанровой истории российского и американского кино. Это герои фильмов «Мистер и миссис Смит», трилогия о Джейсоне Бор-не, «Я - легенда», «Бой с тенью», «Охота на Пиранью», «Остров».

Прежде всего необходимо определить значение ключевого понятия «современный героический образ». «В литературно-художественной критике термин "герой" употребляется, по крайней мере, в трёх значениях. Первое, - пишет критик Е. Громов, - внеоценочное - герой, не важно какой, есть центральный персонаж художественного произведения. Второе, оценочное - герой как положительный персонаж. И наконец, третье, тоже оценочное. О нём надо говорить подробнее - герой как герой», - пишет отечественный актор. И ещё: «Правильнее называть героем такой типический образ, как индивидуально конкретный, так и обобщённо-коллективный, в котором воплощены лучшие тенденции общественного развития, яркие и значительные проявления человеческого мужества, нравственной стойкости, величия духа»3.

Американский автор приводит свою трактовку: «Герой - это мужчина или женщина, которым удалось подняться над своими собственными и локальными историческими ограничениями к общезначимым, нормальным человеческим формам... Они отражают не современное переживающее распад общество и психику, а извечный неиссякаемый источник, благодаря которому общество может возрождаться. Поэтому его вторая задача и героическое деяние заключается в том, чтобы вернуться к нам преображённым и научить нас тому, что он узнал об обновлённой жизни» .

Вместе с тем, давно установлено, что художественный процесс, внутри которого происходит создание конкретного образа, включает в себя не только продукты творчества, но и системы их восприятия, в соответствии с которыми происходит усвоение художественных ценностей. В этом контексте интересным представляется следующее высказывание: «Герой - пустое пространство, которое зритель наделяет какими-то своими ожиданиями, а имя героя, его возможные исторические прототипы, остальные персонажи фильма создают для этого приемлемый сюжетный, мифологический, моральный и другие возможные контексты»3.

Вышеприведённые мысли, а также собственное понимание данного термина, дают основание к следующему определению: героическим может называться художественный образ, обладающий основными (внешними — физическими и внутренними — нравственными) положительными характеристиками в превосходной степени и отличающийся, по словам Е. Громова, «мерой и глубиной художественного обобщения, социальной ёмкости».

3 Громов Е. Восхождение к герою. М., 1982, с. 25.

4 Кэмпбэлл . Д. Тысячеликий герой, М., 1997, с. 19-20.

5 Аронсон О. Метакино. М., 2003, с. 54.

6 Громов Е. Время. Герой. Зритель. М., 1962, с. 11.

В свою очередь, в книге Александра Митты «Кино между адом и раем» можно найти приоритетные качества положительного персонажа, к ним относятся: внешняя привлекательность; решительность в действии; доброта; справедливость (возведённая в ранг принципа); умение быть весёлым (смешным); профессионализм в своём деле; сила (физическая, власти над людьми); смелость в выражении чувств; способность на глубинные переживания; а главное - поступки Героя зачастую лишены эгоистических мотивов и направлены на спасение от гибели физической или духовной других персонажей.

Что касается «современности» героического образа, то здесь уместно вспомнить высказывание Андрея Тарковского: «Движение становится истинным, то есть способным превратить традицию в общественную энергию, лишь тогда, когда судьба личности, тенденция её развития и движения совпадает с объективной логикой (пусть даже обгоняя её) развития общества».

Кажется ясным, что «современный героический образ» должен отражать некие действительно существующие (по принципу принадлежности большинству) представления о «положительном в превосходной степени», свойственные развитию общественного сознания на современном этапе.

* * *

Первые два, а точнее - три героических персонажа, о которых пойдёт речь, являются плодами творчества голливудского режиссера Дага Лаймена.

Боевик «Мистер и миссис Смит», появившийся в 2005 г. начинается семейным сеансом у психоаналитика. На шестом году внешне безупречной супружеской жизни Смиты вдруг ощутили чувство дискомфорта и фальши в отношениях. С начальных кадров мы попадаем в несколько непривычную для боевика ситуацию, которая, пользуясь средствами драматургии, не просто отсылает нас к семейной психологической драме (вспоминается фильм «Из жизни марионеток» И. Бергмана), но открывает такое яркое и типическое для Соединённых Штатов социальное явление как ненавязчивый семейный поход к общему другу-психоаналитику, чтобы через это место-действие попытаться решить глобальную проблему неустроенности человека в современном обществе (вспоминается М. Антониони).

Психоаналитик замечает, что с такими трудностями сталкиваются миллионы пар во всём мире.

Таким образом, уже первая сцена благодаря авторскому (сценарно-режиссёрскому) решению, во-первых, рисует определённую атмосферу фильма, полезную для будущего поворота, во-вторых, намечает исходную ситуацию, основной конфликт семейного содержания, задаёт интригу (есть факт визита -проблема, но нет ответа) и в третьих, благодаря выбору актёров (Брэд Питт и Анджелина Джоли) обещает её (интриги) скорейшее разрешение.

Идеальные влюбленные - мистер и миссис Смит, а затем почти идеальные супруги оказываются секретными агентами-убийцами (Джеймс Бонд предстаёт сразу в двух - мужской и женской - ипостасях). Естественно, оба вынуж-

7 М и т т а А. Кино между адом и раем. М., 2005.

8 Цит по: Суркова О. Книга сопоставлений. М., 1994, с. 54.

дены скрывать друг от друга род своих занятий: для неё он - крупный строительный подрядчик, она для него - агент по подбору персонала. Сюжет данного фильма строится вокруг контрастов, на смешении семейной драмы и боевика, на столкновении двух этих начал рождается юмористически-бытовой, комедийный эффект. Контрапунктное соединение реального драматического материала (проблемы современной семьи) и материала кинематографически условного, фантастического (издержки профессии «правительственный спецагент») работает на углубление, усложнение образов главных героев. Из цельных Бондов ходом сюжета оба героя вдруг превращаются в обаятельных лгунов и лицемеров. Подобная пластика картины даёт возможность расширить круг привычных героических образов боевика, тем самым наделив их новой привлекательностью. Кроме того, метод синтезирует в себе сразу два зрительских интереса - частную жизнь обывателей и жизнь супергероев, что, без сомнения, утверждает выгодную жанровую универсальность, где социальный, семейный пласт актуальных проблем оказывается вписанным в привычную систему фильма-экшн.

Анджелина Джоли и Брэд Питт в фильме «Мистер и миссис Смит»

Бытовой аспект взаимоотношений героев, принадлежащих успешному среднему классу (вопрос маркетинговой ориентации), значительно усиливает степень погружённости (идентификации) в откровенно фантастические действия героев боевика. При всей домашней (мещанской) обаятельности, мистер и миссис Смит продолжают следовать основным законам жанра: получать секретные задания, много стрелять, убивать и не мучиться совестью, т.е. в необыкновенную ситуацию попадает самый обыкновенный человек. Кроме того, двухслойная сюжетная структура помогает сделать сцены насилия более условными, откровенно «киношными», ненастоящими и поэтому забавными. Так

94

что когда супруги получают заказ друг на друга и бойня переходит к

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком