научная статья по теме СОЗДАНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦЕРКОВЬЮ В НЕМЕЦКОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ XVI ВЕКА: ГЕРЦОГСТВО ВЮРТЕМБЕРГСКОЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СОЗДАНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦЕРКОВЬЮ В НЕМЕЦКОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ XVI ВЕКА: ГЕРЦОГСТВО ВЮРТЕМБЕРГСКОЕ»

УДК 94(430).03

Т.Н. Таценко

СОЗДАНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦЕРКОВЬЮ В НЕМЕЦКОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ XVI века: ГЕРЦОГСТВО ВЮРТЕМБЕРГСКОЕ

В статье рассматривается послереформационная организация церковного управления в контексте укрепления вюртембергского территориального государства. Автор анализирует структуру, задачи, состав служащих институтов управления (Совет по церковным делам, Общая церковная касса, визитации и др.) и отмечает в их работе ряд принципов, которые характерны для институтов управления Нового времени.

Ключевые слова: Вюртемберг, Реформация, визитация, церковное управление, суперинтендент.

К началу XVI в. герцогство Вюртембергское было самым большим и сильным территориальным государством на крайнем юго-западе Германских земель. Наряду с крупной замкнутой территорией в Швабии с центрами в Штутгарте и Урахе Вюртембергу принадлежали несколько отдельных владений по другую сторону Рейна, прежде всего графство Мёмпельгарт (Мошре^ай, фр. МопШёНагё), примыкавшее к графству Бургундия с его северо-восточной стороны.

Как и в других немецких княжествах, в Вюртемберге в XVI в. шел интенсивный процесс развития и укрепления территориального государства, важнейшим проявлением которого являлось строительство структур государственного управления. Тогда в герцогстве Вюртембергском были созданы центральные органы управления, обладавшие признаками институтов Нового времени и находившиеся в уже определившейся тогда столице страны - Штутгарте. К ним относились высший судебно-адми-нистративный орган - Верховный совет (ОЪегга!;), главный орган управления финансами - Казначейская палата (ЯеП;кашшег), а также государственный орган управления церковью - Совет по церковным делам (КксИепга!;). Ниже мы остановимся на рассмотрении только церковного органа управления1.

1 О Верховном совете и Казначейской палате в Вюртемберге XVI в. см.: Таценко Т.Н. Развитие центральных органов управления в немецких территориальных государствах XVI в. Герцогство Вюртембергское // Империи и этнонацио-нальные государства в Западной Европе в Средние века и раннее Новое время. М., 2011. С. 338-376.

История Реформации в Вюртемберге всегда была одной из излюбленных тем историков этого региона, привлекая первоначально теологов, а затем все больше и светских историков. Прежде всего усилия специалистов концентрировались в традиционной области источниковедения и издания источников. Результатом явились тщательно подготовленные научные публикации визита-ционных и церковных уставов, протоколов визитаций, положений о вводимых церковных должностях, осуществленные А.Л. Рей-шером2, Ю. Раушером3, С. Аренд4, которые составили источниковедческую базу настоящей статьи.

Несмотря на огромное число печатных работ о вюртемберг-ской Реформации, среди них нет специального монографического исследования по истории государственных органов управления церковью, в центре внимания исследователей по-прежнему остаются теологические и социально-политические аспекты Реформации. Отдельные сферы отношений государства и церкви в предреформационный период основательно разработаны в исследовании Д. Штифермана5, анализу политических визитаций с этической точки посвящены важные статьи теолога М. Брехта6, роль герцога Кристофа в строительстве институтов церкви как христианского государя стала объектом интересных исследований церковного историка Г.-М. Маурера7. Большой новый архивный материал о служащих государственных органов управления церковью ввел в научный оборот в своем общем труде об органах центрального управления вюртембергский историк В. Бернгард8. Перед историками стоят задачи как расширения источниковой базы исследования, так и уточнения места и роли органов управ-

2 Vollständige, historisch und kritisch bearbeitete Sammlung der württembergischen Gesetze / Hrsg. A.L. Reyscher. Stuttgart, 1834, 1841. Bd. VIII, XII.

3 Württembergische Visitationsakten / Bearb. J. Rauscher. Stuttgart, 1932. Bd. I.

4 Die evangelischen Kirchenordnungen des XVI. Jahrhunderts / Begr. E. Sehling. Tübingen, 2004. Bd. 16: Baden - Wurtemberg: Herzogtum Wirtemberg / Bearb. S. Arend.

5 Stievermann D. Landesherrschaft und Klosterwesen im spätmittelalterlichen Württemberg. Sigmaringen, 1989.

6 Brecht M. Kirchenordnung und Kirchenzucht in Württemberg vom 16. bis 18. Jahrhundert. Stuttgart, 1967.

7 Maurer H.-M. Herzog Christoph als Landesherr // Blätter für Württembergische Kirchengeschichte. 1968/1969. Bd. 68/69. S. 112-138.

8 Bernhardt W. Die Zentralbehörden des Herzogtums Württemberg und ihre Beamten, 1520-1629: 2 Bde. Stuttgart, 1972.

ления церковью во всей системе государственных органов управления Вюртемберга XVI в.

Во второй половине XV в. государственная власть в Вюртемберге уже достигла существенных успехов в установлении контроля над церковью. Территориальный государь владел патронатом, т.е. имел право решающего голоса в определении кандидата на место священника в отношении примерно трети всех церковных приходов страны, он же оказывал существенное влияние на замещение мест в конвентах монастырей и выбор аббатов. Около половины пребенд, доходов церкви, обеспечивающих материальное существование духовенства, также распределял государь. Судебная автономия служителей церкви была ограничена, многие монастыри в своей хояйственной деятельности были интегрированы в сферу ответственности органов местной власти, территориально-административных округов - амтов9.

НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ВЮРТЕМБЕРГЕ.

ГЕРЦОГ УЛЬРИХ

Реформация в Вюртемберге связана с именем герцога Уль-риха (1487-1550), вступившего на престол в 1503 г. Стремление территориального государя к расширению своих земель наталкивалось на сопротивление имперского рыцарства и имперских городов, чьи владения были особенно многочисленны на юго-западе Германии. Возникавшие в этом контексте конфликты обострялись из-за дикой, необузданной натуры герцога Ульриха, его властности и упрямства. Когда в январе 1519 г. он под надуманным предлогом напал на вольный имперский город Рейтлинген и оккупировал его, в дело вмешался Швабский союз, служивший полицейской силой в регионе. Войска Швабского союза заняли Вюртемберг и изгнали герцога из страны. Вюртемберг был передан императору Карлу V Габсбургу, который, в свою очередь, отдал в 1522 г. герцогство Вюртембергское в лен своему брату Фердинанду, эрцгерцогу Австрийскому10. В Вюртемберге была установлена австрийская администрация.

Бежав из страны, герцог Ульрих обосновался в графстве Мёмпельгард, вюртембергском владении на левом берегу Рей-

9 Stievermann D. Landesherrschaft und Klosterwesen. S. 191-195.

10 Wolgast E. Reformationszeit und Gegenreformation (1500-1648) // Handbuch der Baden-Württembergischen Geschichte / Hrsg. M. Schaab, H. Schwarzmaier, in Verbindung mit G. Taddey. Stuttgart, 2000. Bd. 1, T. 2. S. 177.

на. В стремлении вернуть власть в Вюртемберге Ульрих нашел сочувствие городов Швейцарского союза, а также ландграфа Гессенского Филиппа, которые опасались усиления Габсбургов в регионе. Подобно новым союзникам, Ульрих Вюртембергский становится сторонником церковной реформы и в 1524 г. проводит Реформацию в Мёмпельгарде. В 1526 г. он находит приют в Мар-бурге у Филиппа Гессенского, одного из главных организаторов и руководителей союза евангелических князей и городов в Германии. Несмотря на давление со стороны императора, ландграф Гессенский продолжает поддерживать герцога Ульриха в подготовке освобождения Вюртемберга от австрийского владычества в надежде на укрепление протестантского лагеря на юго-западе Германии. Благоприятный момент наступил в 1534 г. после распада Швабского союза. Весной 1534 г. войско Филиппа Гессенского и Ульриха Вюртембергского вторглось в Вюртемберг и после победы 13 мая на Некаре при Лауффене освободило герцогство от австрийского правления. 29 июня 1534 г. между Фердинандом Австрийским и Ульрихом Вюртембергским был заключен примирительный договор в Каадене в Судетах. В соответствии с ним герцог Ульрих снова признавался правителем Вюртемберга, однако имперский лен был подтвержден не в качестве прямого лена от императора, как прежде, а как субфеод, так назывемый Afterlehen, через посредство Австрии. Договор имел серьезные правовые последствия. Возможная в будущем антигабсбургская политика Вюртемберга, нарушающая верность вассала суверену, влекла за собой утрату лена и потерю страны для герцогского дома Вюртембергов.

Герцог Ульрих возвратился в Вюртемберг с тем опытом, который он приобрел, будучи в течение нескольких лет свидетелем Реформации в Гессене. К этому времени реформационные идеи уже широко распространились и в Вюртемберге, поэтому сразу же после своего возвращения герцог Ульрих приступил к реформированию церкви. Уже 16 мая 1534 г. в Капитульной церкви Штутгарта (Stiftskirche) состоялось первое евангелическое богослужение11. Ведущую идейную роль в реформировании церкви в Вюртемберге играли приглашенные герцогом евангелические

11 Капитульная церковь Штутгарта с начала XIV в. была местопребыванием общины белого духовенства (СЬогЬеггешйй), которую возглавлял выборный пропст (от лат. ргаероБ^ш есс^1ае - церковный предстоятель); с 1534 г. по настоящее время - главный храм евангелическо-лютеранской церкви Вюртем-берга.

теологи Амброзиус Бларер (Ambrosius Blarer) (1492-1564) из Констанца и Эбергард Шнепф (Eberhard Schnepf) (1495-1558) из Гейльброна. Первый из них занимал позицию, близкую к теологии швейцарского реформатора Цвингли, второй придерживался лютеранства. Первоначально герцог Ульрих, который не придавал большого значения различиям в евангелической догматике, планировал разделить территорию страны на две части, в каждой из которых мог бы действовать один из реформаторов. Позже, однако, лютеранское направление возобладало, и Вюртемберг стал оплотом лютеранства на юго-западе Германских земель.

Главное внимание герцог Ульрих уделил секуляризации церковных владений, из доходов которых надеялся пополнить государственную кассу. 14 крупнейшим мужским монастырям Вюр-темберга, среди которых были знаменитые обители с древней традицией, наприм

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком