научная статья по теме Сознание, дух, разум: гомогенность и гетерогенность феноменов Философия

Текст научной статьи на тему «Сознание, дух, разум: гомогенность и гетерогенность феноменов»

А.В. ТОНКОНОГОВ кандидат философских наук, доцент кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России*

Сознание, дух, разум: гомогенность и гетерогенность феноменов

Человечество, размышляя не одну тысячу лет, пока не может дать однозначный ответ на вопрос: что же такое «сознание»? Первоначально античные мыслители оперировали такими категориями, как дух, душа. При этом Аристотель считал, что, «душа есть как бы начало живых существ»1. То есть, можно сказать, что физическое тело ничтожно без «наполнения», оно - форма, душа - содержание любого живого существа. Душа (как свойство, субстанция) стала рассматриваться философами более поздних периодов уже в соотношении с сознанием. Учёные стали рассматривать проблему сознания как самостоятельный научный вопрос. И. Кант в своей лекции о душе выдвигал следующий тезис: «Напрашивается только один вывод: у души есть внутренняя природа, известная из факта сознания»2. По сути, великий философ говорил о сознании как об одном из самостоятельных внутренних свойств (компонентов) души.

По теории дуализма, сознание - чисто ментальная, нематериальная или духовная субстанция, а физический объект - чисто материальная,

о

нементальная, протяжённая в пространстве субстанция3. Р. Декарт утверждал: я - лишь мыслящая вещь, иначе говоря, я - ум (mens), дух

* Тонконогов Александр Викторович, e-mail: alekstonkonogov@yandex.ru

1 Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1976, т. 1, с. 371.

2 Гулыга А. Кант. М., 1977, с. 57.

3 См.: Прист С. Теории сознания / Stephen Priest. Theories of the mind. A compelling investigation into the ideas of leading philosophers on the nature of the mind and its relation to the body . The Penguin Books, 1991 / Пер. А.Ф. Грязнова М., 2000, с. 8.

л

(animus), интеллект, разум (ratio)1. При этом душа, присущая только человеку, составляет особую субстанцию - духовную, которая имеет изначально в ней существующие (а не приобретённые в практическом опыте) идеи.

К. Поппер и Дж. Экклз утверждали, что имеется «самосознающий дух» («self-conscious mind»), состояния которого не тождественны ни состояниям мозга, ни какой-либо сумме ментальных состояний2. Таким образом, вероятно, существует ещё и некое особое состояние или субстанция (сознание), природа которой носит пока неопределённый, неразгаданный характер и имеет свойства как идеального, так и материального.

В этой связи английский философ Г. Райл высказал мысль о соединённости физического и идеального в природе сознания. По его мнению «говорить о сознании человека - не значит говорить о некоем вместилище объектов, где запрещается размещать то, что называется «физическим миром». Говорить о сознании - значит говорить о человеческих способностях, обязанностях и склонностях, что-то делать или претерпевать, причем делать или претерпевать в повседневном

о

мире»3. Эта точка зрения более близка автору, ибо отрицать взаимообусловленность и взаимозависимость метального и материального в нашем бренном мире просто невозможно. В частности, существенное влияние на состояние сознания оказывает функционирование мозга как физиологического органа человека. Нарушение работы этого органа приводит к проблемам ясности и активности сознания. Следовательно, сознание не является абсолютно идеальной субстанцией.

См.: Декарт Р. Метафизические размышления. Размышление шестое // Соч. В 2 т. М., 1989, т. 2, с.

См.: Popper K., Eccles J. The Self and Its Brain. London, 1977.

3 Райл Г. Понятие сознания. М., 2000, с. 197.

Согласно Г.В.Ф. Гегелю дух и материя являются зависимыми друг от друга субстанциями. При этом материя есть проявление духа. Их взаимозависимость, проявляющуюся в человеческом существе, философ описывает так: «К тому, что служит выражением человека, относится, например, то, что он стоит вертикально, в особенности же развитие его руки как абсолютного орудия, его рта, также смех, плач и т.д., и во всем его существе разлитый духовный тон, который непосредственно

л

характеризует тело как выражение некоей высшей природы»1. Если душа и тело, как это утверждает рассудочное сознание, абсолютно противоположны друг другу, то между ними невозможно никакое общение2. Однако это общение в виде взаимного проникновения существует и выражается в том, что «дух - это абсолютная субстанция, которая в совершенной свободе и самостоятельности ... различных для

о

себя сущих самосознаний есть единство их»3. Дух есть реальность в целом, поскольку он в действительности есть в-себе, а в абсолютном знании имеется единство мышления и бытия. При этом «разум есть достоверность сознания, что оно есть вся реальность»4.

С утверждениями великого идеалиста автор не может согласиться, ибо реальность существует и вне нашего сознания, и без нашего осмысления бытия, она есть, ибо не исчезает в тот момент, когда человек умирает. После нашей физической смерти объективная реальность не изменяется, реальность меняется только для нас (для наших ощущений, если, конечно, после физической смерти они ещё остаются у какой-то другой субстанции, например, души, являющейся одной из составляющих человеческого естества). Вместе с тем нечто надматериальное незримо присутствует в нас и вокруг нас, определённое доказательство этого мы

1 Гегель Г.В.Ф. Философия духа / Собр. соч. В 8 т. М., 1989. С. 210.

2 См. там же, с. 49.

3 Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992, с. 99.

4 Там же, с.430, 125.

находим в необъяснимых фактах точных предсказаний будущих событий некоторыми людьми, а также в личных переживаниях и «общении» с близкими нам людьми, которые будто бы (или в действительности?) подают нам всевозможные знаки, пытаясь уберечь от поступков, которые могут привести к негативным последствиям.

Впрочем, эти «доказательства» весьма призрачны. Поэтому сторонники теории материализма имеют основания утверждать, что если какое-то нечто существует, то оно, вне всякого сомнения, имеет именно физический характер. «Ментальные события тождественны физическим событиям»1. Действительно, пребывая в бренном теле, человек в полной мере осознаёт себя как сущность только в мире физическом. Поэтому К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали: «Сознание (das Bewustsein) никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием (das bewuste Sein), бытие людей есть реальный процесс их жизни»2. Их материалистическую теорию разделял и В.И. Ленин. Он считал, что «сознание вообще отражает

о

бытие ... общественное сознание отражает общественное бытие»3.

Возможно физическое имеет разнообразную природу, суть которой отличается от нашей материальности, или же идеальное и материальное, являясь определённым целым, проявляется более на иных уровнях бытия, при этом полностью не теряя своей материальной сущности, а лишь преобразовываясь из материально-идеальной в идеально-материальную субстанцию. В любом случае можно полагать, что существование души и (или) сознания, таким образом, будет доказано.

Под субстанцией же в данном контексте, как и Б. Спиноза, автор разумеет то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было бы образоваться. Однако, при этом

Davidson D. Essays on Actions and Events. Oxford, 1980, р. 209.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. В 9 т. М., 1985, т.2, с.20.

3 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.18, с. 343.

автор считает, что нельзя согласиться с другим утверждением нидерландского философа-пантеиста о том, что «сущности человека не присуща субстанциальность»1. В этой связи русский философ И. А. Ильин справедливо отмечал: «Человек всегда субстанциален, но ошибочно принимает себя за эмпирическое явление. Он всегда скрывает в себе начало всеобщей воли, но, заблуждаясь, принимает себя за отвлечённую единичность»2. «Человек, - пишет Г.В.Ф. Гегель, - есть часть, но вместе с

о

тем и целое»3. Таким образом, вероятнее всего, человек (его сознание) самостоятелен в единстве со всеобщим сознанием, мировым духом, на который и он (человек) неизбежно оказывает влияние, «вырываясь» из рамок обыденного сознания и раскрывая себя (потенциалы своего внутреннего мира) в искусстве, науке - словом в любом творчески активном состоянии, причину перехода в которое трудно объяснить только деятельностью клеток человеческого мозга или неким процессом неуловимого сознания. Поэтому автору представляется логичным вывод Б. Спинозы о том, что душа и тело составляют один и тот же индивидуум, представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом - под атрибутом протяжения. Кроме того: «человеческая душа есть часть бесконечного разума Бога»4. В таком случае душа не является обособленной (исключительно самостоятельно развивающейся) субстанцией. Видимо, существует всеобщий Вселенский разум (надличное сознание). При этом возможно предположить (как уже указывалось выше), что существует некое взаимопроникновение идеального и материального.

Б. Рассел, называвший свою теорию «нейтральным монизмом», считал, что и сознание, и материя - это структуры, состоящие из более первичного вещества, которое не является ни ментальным, ни

1 Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье; Трактат об усовершенствовании разума; Этика / Пер. с голл. и лат. М., 2007, с. 249.

2 Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2 т. М., 1918, т. 2, с. 143.

3 Гегель. Дух христианства и его судьба // Философия религии. В 2 т. М., 1975, т. 1, с. 156.

4 См.: Спиноза Б. Избр. произв. В 2 т. М., 1957, т. 1, с. 426, 412.

материальным1. Можно предположить, что наши знания о себе и окружающем мире пока не позволяют выявить эту первопричину (первооснову) нашего естества и окружающего бытия.

Сознание, вероятно, есть та предсубстанция (условно «предвещество»), из которой, разделившись в нашем бренном мире, развилось ментальное и материальное. Возможно поэтому К. Г. Юнг, рассуждая о сущности сознания, сделал вывод о том, что «функция сознания заключается не только в осознании и усвоении внешнего мира через врата наших чувств, но и переводе мира внутри нас в зримую реальность»2.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком