научная статья по теме СПЕЦКУРС О РОЛИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ МОЛОДЁЖИ Социология

Текст научной статьи на тему «СПЕЦКУРС О РОЛИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ МОЛОДЁЖИ»

выдвигается проблема исторической судьбы народа, его роли в истории государства российского. Вопрос о том, можно ли обрести волю, свободу, право решать свою судьбу, оказывается очень непростым. Этот вопрос становится важным и сегодня, когда в России формируется новая система отношений народа и власти, лидера и народных масс, единовластия и демократии, свободы и ответственности, компетентности и эффективности политических элит.

В заключение хотелось бы отметить: в шукшинской прозе второй половины XX в., когда еще сохранялся СССР, высказывались тревожные размышления о разобщенности народа, общества и государства. Идентичная тревога сегодня усиливается из-за масштабного роста имущественной и социально-классовой дифференциации, распространения массовой бедности, лиц без определенного места жительства и т.п. В произведениях В.М. Шукшина 1970-х гг. эта проблематика стала, по существу, основной. Ее анализ писателем создает для социологов ряд ситуативных и типовых моделей социальных отношений, человеческих судеб, которые отражают масштаб и остроту социальной разобщенности российского социума, русского жизненного пространства, угрозу жизненным силам человека, его семьи, безопасности общества и государства. Это - важная проблематика сегодняшнего дня, которую социологам помогает понять В.М. Шукшин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шукшин В.М. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Изд-во Надежда. 1998.

2. Социологический витализм: новые направления развития / Ред. С.И. Григорьев. Москва-Барнаул, 2006.

3. Апухтина В.А. Проза Василия Шукшина. М., 1986; Вертлиб Е. Русское - от Загоскина до Шукшина: опыт непредвзятого размышления. СПб., 1992; Горн В.Ф. Василий Шукшин. Личность. Книги. Барнаул, 1990; Емельянов Л.И. Василий Шукшин: опыт творчества. М., 1983; Карпова В.М. Талантливая жизнь: В. Шукшин - прозаик. М., 1986; Сигов В.К. Русская идея В.М. Шукшина. М.: Интеллект-центр, 1999; Толченова Н.П. Слово о Шукшине. М., 1982.

© 2009 г.

А.Н. СЕРЕБРЯКОВА

СПЕЦКУРС О РОЛИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ МОЛОДЁЖИ

СЕРЕБРЯКОВА Анастасия Николаевна - старший преподаватель кафедры социологии Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева (E-mail: anser-23@ bk.ru).

Аннотация. Обобщается опыт преподавания инновационного курса, основанного на интеграции социологии и музыки, обосновываются пути и методы повышения интереса студенческой молодёжи к классической музыке для развития духовных ценностей и формирования социологического воображения.

Ключевые слова: студенческая молодёжь • социология музыки • музыкальные предпочтения • классическая музыка • духовное развитие • ценности • социологическое воображение

Актуальность появления инновационных социологических учебных курсов, способствующих духовно-нравственному развитию студенческой молодёжи, обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, переход России (как и других стран) к "знаниевому обществу" [1] требует того, чтобы развитие когнитивных компетенций не ограничивалось только способностью человека к самообучению, так необходимой в условиях непрерывного образования. Не менее важна нравственная, этическая составляющая его духовного развития. П.А. Сорокин, подчёркивая важность достижения интегрального единства высших духовных ценностей: Истины, Красоты и Добра, отметил, что за последние столетия человечество нарушило это единство: преуспев в производстве истины (наука) и шедеврах искусства, не выработало эффективных технологий по производству Добра [2]. Овладение научно-техническим знанием лишь с позиции рационализма без учёта этических последствий профессиональной деятельности, как показывает практика, уже породило угрозу глобального экологического кризиса.

Во-вторых, обозначилась новая парадигма социологии молодёжи (Ковалёва А.И., Луков В.А., Чупров В.И., Зубок Ю.А. и др.), согласно которой эта социально-демографическая группа уже не рассматривается только как объект воздействия со стороны общества. Нелинейность социокультурных процессов и диверсификация внутри молодёжи в "обществе риска" заставляют взглянуть на нее, как на субъект самоконструирования, саморегуляции и самоорганизации, исходя из собственных жизненных представлений, ценностных ориентаций и диспозиций [3, с. 71-74]. Все это оказывает влияние на изменение механизмов социализации молодежи.

Одним из таких механизмов может являться приобщение к музыке, которую в своих художественных предпочтениях молодежь, судя по некоторым исследованиям, ставит на ведущее место [4, с. 519]. Наверное, это не случайно, поскольку музыка сопровождает современного молодого человека повсюду: дома, в метро, автомобиле, в кафе, на улице и т.д. Более того, музыкальное искусство обладает только ему присущим свойством - отражать в абстрактной звуковой форме духовный настрой каждой эпохи, её духовное "ядро". На эту особенность музыки обращали внимание многие обществоведы, в том числе социологи.

Разрабатывая проблематику курса, мы опирались на социологическую литературу, включающую работы отечественных и зарубежных ученых. Можно отметить, в частности, труды западных социологов музыки Т. Адорно, К. Закса, К. Блаукопфа и других. Так, Т. Адорно одним из первых обратился к анализу социальных функций музыки, особенностей воздействия музыкальных произведений на индивидов [5]. В рамках отечественной науки также проведены комплексные исследования по данной проблематике (Б. Асафьева, Ю. Гиппенрейтера, А. Леонтьева, В. Медушевско-го, В. Морозова и др.). В течение нескольких лет в "Социсе" публиковались статьи о восприятии духовной музыки студентами-гуманитариями (Щирина Д.В.), о предпочтениях студентов-музыкантов и возможностях формирования их музыкального вкуса (Носорева Ю.А.), значении музыки в формировании общечеловеческих ценностей подрастающего поколения (Н.Р. Исхакова, Р.Р. Болтачёв) и др. Это говорит о возрастающем интересе общественности к роли музыкального искусства в развитии духовной культуры современной молодёжи. Становится очевидным, что "музыка должна рассматриваться как отдельный социальный институт, влияние которого на общественную жизнь не должно оставаться вне поля зрения социологии" [6, с. 3].

Учитывая сказанное, в 2003 г. в Российском химико-технологическом университете (РХТУ) им. Д.И. Менделеева в рамках ОГП (общего гуманитарного предмета) был введен элективный курс "Классическая музыка для Вас". В объёме 36 ч. он читался студентам IV-V курсов ряда факультетов. С сентября 2008 г. данный курс стал частью учебной программы кафедры социологии. Цель его - развитие духовных ценностей студентов технического вуза на основе интереса к музыкальной классике и формирование социологического воображения. Задачами спецкурса являются: 1) развитие интереса студентов к музыкальной культуре и постижение социального и духовного смысла в классической музыке; 2) раскрытие социально-гуманитарного содержания музыкальной классики; 3) приобщение к ее духовно-нравственным ценностям; 4) развитие со-

циологического воображения через аудиальные, эмоционально-чувственные средства воздействия, позволяющие увидеть и понять взаимосвязь духовно-нравственного и социального содержания, отражённого в произведениях музыкальной классики.

В процессе преподавания курса пришлось столкнуться с необходимостью, прежде всего, четко определить музыкальные предпочтения молодежи в целом, студенческой - в частности. Молодёжь является активным "потребителем" различных музыкальных направлений и жанров, в основном, относящихся к масс-культуре. Нельзя не согласиться с позицией Т. Адорно по поводу воздействия "лёгкой" музыки на слушателя: "Шлягеры... рассчитывают на людей несамостоятельных..., которые не способны выразить свои эмоции и переживания...Они поставляют суррогаты чувств людям, разрывающимся между производством и воспроизводством рабочей силы" [5, с. 31]. На молодёжных концертах (рок-, поп-, рэп-концерты), дискотеках звучит по преимуществу элементарная музыка, зачастую агрессивная, которая разрушает психику, дис-гармонизирует духовный мир молодёжи, провоцирует негативные, асоциальные формы поведения [7].

В последние годы были осуществлены исследования, касающиеся музыкальных предпочтений современной российской молодежи [6, 8]. Так, в результате исследования 2005-2006 гг., проведённого среди молодых москвичей в возрасте 14-35 лет, выяснилось, что на первом месте в их музыкальных пристрастиях стоит поп-музыка (76%); рок-музыку предпочитает слушать 41%; музыкальный классике отдает предпочтение лишь каждый десятый (11%) [9].

Что касается студенческой молодежи, то выявляется иная картина. Социологическое исследование, проведённое с участием автора в 2008 г. в РХТУ (опрос 400 человек, выборка - квотная: по полу и сроку обучения), [10], показало, что классическая музыка находится в первой тройке музыкальных предпочтений студенчества: джаз и рок - 69%, эстрадная музыка - 35%, классическая - 31%, бардовская музыка - 8%, народная - 5% и духовная - 3%. Полученные данные свидетельствуют, что студенческая молодежь, являясь образованной частью общества, несмотря на влияние масс-культуры, ставит классическую музыку в структуре музыкальных предпочтений на третье место. Обнаружилась проблемная ситуация: при наличии выраженного интереса к классической музыке наблюдается низкий уровень музыкальной культуры молодёжи. Ответы на вопрос "Как Вы относитесь к классической музыке (опера, камерные, симфонические произведения)?" - показали следующее: 52% относятся к классической музыке положительно, считают, что многое им в ней нравится, но в целом знают её неважно и хотели бы понимать эту музыку лучше.

Мы стремимся приобщать студентов к духовному содержанию классической музыки через раскрытие в ней духовно-нравственных ценностей: Человека и его жизни (мотеты, мадригалы Возрождения); В.А. Моцарт, Л. Бетховен - столкновение человека с судьбой; драматизм темы "Человек" в музыке XX века Г. Малера, Д. Шостаковича. Ценности Истины и Познания - в инструментальной (ставшей самостоятельным искусством) - немецкой и итальянской музыке XVII-XVШ вв. Наиболее ярко эти ценности воплотились в духовно

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком