научная статья по теме СПОРТ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ: ИЗ ОПЫТА СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МОСКВЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ В Физическая культура и спорт

Текст научной статьи на тему «СПОРТ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ: ИЗ ОПЫТА СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МОСКВЫ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ В»

УДК: 796(091)

СПОРТ

и нравственные ценности: из опыта спортивных организаций Москвы конца XIX - начала XX в.

Соискатель АА Перевозников

Институт гуманитарньк наук Московского городского педагогического университета, Москва

SPORT AND MORAL VALUES: FROM EXPERIENCE OF MOSCOW SPORTS ORGANIZATIONS OF LATE XIX - EARLY XX CENTURIES A.A. Perevoznikov, candidate Institute for Human Sciences, Moscow City Pedagogical University, Moscow

Key words: sport, sports club, sports association, moral values. The issues of the moral content of sport and its impact on the formation of personality are relevant today. In modern sport the principles of «fair play» are being actively promoted, that encourage the noble behavior of athletes. However, such principles are largely declarative. The specificity of the modern society overshadows the moral aspects of personality formation. In sports, as a model of society, moral degradation processes occur in full. In this context, the experience of the Russian sports hundred years ago seems to be very valuable.

The purpose of the present study was to analyze the historical content of sport and its influence on the formation of personality.

The moral content of sport is the core foundation of the activity of sports organizations in Moscow and Moscow Province. Sports organizations put into life the ideas of sports ideals, which combined physical and moral perfection. Sport acted as a way to overcome crisis phenomena, contributed to the consolidation and involvement in training of great masses of the population. Unfortunately, the powerful educational function of sport is hardly used in the modern society. However, some attempts are taken to bring the moral principle back to sport, which provides the harmonious development of the personality, respect, the connection of sport and art. In this connection it is necessary to mention the movement «SpArt» (sports, spirituality, art), which is gaining popularity in different regions of Russia. The authors assume that the lack of morality is still the central problem of domestic sport, because without the spiritual content sport can perform only utilitarian functions and used to satisfy political ambitions and economic interests.

Ключевые слова: спорт, спортивный клуб, спортивное общество, нравственные ценности.

Вопросы нравственного содержания спорта и его влияния на формирование личности актуальны в наши дни. В современном спорте активно пропагандируются принципы «fair play», поощряющие благородное поведение спортсменов. Однако подобные принципы во многом носят декларативный характер. Специфика современного общества отодвигает на второй план нравственные аспекты формирования личности. В спорте, как модели общества, процессы нравственной деградации проявляются в полном объеме. В этом контексте опыт российского спорта столетней давности представляется весьма ценным.

Цель исследования - провести исторический анализ содержания спорта и его влияния на формирование личности.

Результаты исследования и их обсуждение. Зарождение российского спорта относится к концу XIX - началу XX в., организационной основой развития которого являлись спортивные клубы и общества. Само понятие «спорт» существенно отличалось от современных трактовок: «занятия, как имеющие характер физических упражнений для развития силы, ловкости и красоты тела, так и вообще имеющие целью удовольствие» [5], «ряд действий, не производимых с целью заработка, для исполнения которых требуется сила, ловкость, выносливость и отвага» [3, с. 8] и т. д. Спорт формировался на принципах добровольности, любительства, нравственного поведения и высокой социальной активности в среде его любителей. Важно отметить, что российский спорт изначально подразумевал сочетание физических и нравственных ценностей. Журнал «Русский спорт» отмечал, что новое поколение «жадно ищет новых путей к физическому и нравственному возрождению» [2, с. 3].

В общественном сознании того времени человек, занимающийся спортом и состоящий членом спортивной организации, помимо развития физических качеств должен был обладать соответствующими нравственными качествами. На рубеже XIX-XX вв. широко использовалась фраза: «Это не спортсменский поступок», когда говорилось о каком-либо неблаговидном деянии.

Спортивные организации Москвы и Московской губернии поддерживали эту идею, считая, что членство в спортивной организации накладывает определенные нравственные обязательства. Анализ уставов спортивных организаций показывает, что все они включали пункт, гласивший, что

«вследствие совершения поступков против правил устава или общепринятых понятий о чести и приличии» члены обществ исключались из спортивных организаций [6, л. 6 об.; 7, л. 28 об.; 8, л. 18 об.; 10, л. 4; 11, л. 4; 12, л. 2; 13, л. 9; 15, л. 8]. В ряде уставов спортивных организаций данный пункт конкретизирован. Так, в уставе «Новогиреевского спортивного общества» говорится, что «лицо, роняющее своим поведением присвоенное ему звание члена Общества, может быть исключено из оного по постановлению общего, не подлежащего обжалованию, собрания» [9, л. 6 об].

Параграф 6 Устава спортивного кружка «Спарта» в Мытищах указывал, что «поступок против закона, чести и приличия не может быть терпим не только в помещении кружка, но и вне его, совершенный при каких бы то ни было обстоятельствах, а посему таковой, а также все мелкие недоразумения, споры и пререкания во время собраний, вечеров, экскурсий, на состязаниях и вообще во всех других случаях доводятся до сведения правления для доклада общему собранию». И далее: «Члены кружка обязываются взаимной порукой следить друг за другом и всячески по мере сил и возможности оказывать содействие к устранению нареканий на членов кружка, который по духу своему, как кружок спортсменов, должен служить образцом и добрым примером для всех не принадлежащих кружку» [14, л. 25].

Спортсмены и представители спортивных организаций твердо придерживались принципа любительства в спорте. «В то время принцип любительства соблюдали свято. Спортсмен не должен был извлекать ни малейшей выгоды из занятий спортом. На этом основании профессионалами считались преподаватели физической культуры, поскольку они получали зарплату за свою деятельность». И далее: «В решении Московской футбольной лиги о выдаче памятных жетонов игрокам команд, занявших в розыгрыше призовые места, имелась специальная оговорка, что эти призы не должны быть ценными» [14, с. 24]. Большинство спортивных организаций не допускали в свои ряды профессиональных спортсменов или тех, кто выступал на соревнованиях за определенную плату [10, л. 3; 11, л. 4; 13, л. 9].

Идеи олимпизма, получившие распространение в России в начале XX в., также способствовали формированию нравственных основ спорта. В 1913 г. был образован Московский олимпийский комитет, в 1914 г. объединявший 9 городских лиг по видам спорта, которые предпринимали всевозможные меры для укрепления дисциплины и формирования образцов поведения в сфере спорта. В 1914 г Московский олимпийский комитет принял общие правила контроля любительства в спорте. Комитетом рассматривались возможности проведения в Москве в 1915 г. российской Олимпиады и российских Северных игр, так как Москва являлась признанным лидером в зимних видах спорта [1, с. 5-6].

К сожалению, нравственное падение, характерное для российского общества того времени в целом, делало выполнение данной задачи крайне сложным. Последовавшие вскоре трагические события русской истории, связанные с началом Первой мировой войны и революциями 1917 г., не позволили успешно завершить начавшийся процесс.

Вывод. Нравственное содержание спорта являлось стержневой основой деятельности спортивных организаций Москвы и Московской губернии. Спортивные организации на практике воплощали представления об идеалах спорта, которые совмещали в себе физическое и нравственное совершенство. Спорт выступал средством преодоления кризисных явлений, способствовал консолидации

и вовлечению в тренировки широких слоев населения. К сожалению, мощная воспитательная функция спорта в современном обществе практически не используется. Однако отдельные попытки вернуть спорту его нравственное начало, предусматривающее гармоничное развитие личности, уважение, связь спорта и искусства, предпринимаются. В связи с этим необходимо упомянуть движение «СпАрт» (спорт, духовность, искусство), которое приобретает популярность в различных регионах России.

Отсутствие нравственности, по нашему мнению, остается центральной проблемой отечественного спорта, так как без духовного содержания спорт может выполнять лишь утилитарные функции и выступать средством удовлетворения политических амбиций и экономических интересов.

Литература

1.

В Московском олимпийском комитете // Русский спорт. - 1914. -№ 12.

Время спорта // Русский спорт. - 1914. - № 4. Ежегодник Общества любителей лыжного спорта в Москве на 1910/1911 г. - М., 1910.

РоммМ.Д. Я болею за «Спартак» / М.Д. Ромм. - М.: Физкультура и спорт,1962. - С. 24.

Спорт // Малый энциклопедический словарь Ф.-А. Брокгауза и И.А. Ефрона. 2-е изд. Т. 2. Вып. 4. - СПб., 1909. ЦИАМ. Ф. 16. Оп. 27. Д. 47. - Об учреждении Московского общества велосипедистов-любителей.

ЦИАМ. Ф. 16. Оп. 28. Д. 319. - Об утверждении устава Московского клуба Велосипедистов.

ЦИАМ. Ф. 16. Оп. 134. Д. 248. - Об утверждении устава Московского общества любителей лаун-тенниса. ЦИАМ. Ф. 64. Оп. 1. Д. 206. - Дело о регистрации Новогиреевского спортивного обществ.

10. ЦИАМ. Ф. 64. Оп. 1. Д. 239. - Дело о регистрации устава клуба спорта при Измайловском зверинце близ г. Москвы.

11. ЦиАм. Ф. 64. Оп. 1. Д. 242. - Дело о регистрации Немчиновского кружка спорта Московского уезда.

12. ЦИАМ. Ф. 64. Оп. 1. Д. 259. - Дело о регистрации спортивного кружка «Малаховка».

13. ЦИАМ. Ф. 64. Оп. 1. Д. 263. - Дело о регистрации Чухлинка-Шереметевского кружка спорта.

14. ЦиАм. Ф. 64. Оп. 1. Д. 274. - Дело о регистрации спортивного кружка «Спарта» в Мытищах.

15. ЦИАМ. Ф. 64. Оп. 1. Д. 433. - Дело о регистрации Баулинского кружка спорта при ста

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Физическая культура и спорт»