научная статья по теме СПОСОБЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВА ВО ФРАНКОЯЗЫЧНОМ ТЕАТРЕ (1430–1560) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СПОСОБЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВА ВО ФРАНКОЯЗЫЧНОМ ТЕАТРЕ (1430–1560)»

В ПОИСКАХ ФОРМ СОЦИАЛЬНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ

УДК 82-291(44)«1430/1560»:(045)=161.1=03.133.1

Э. Дудэ

СПОСОБЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВА ВО ФРАНКОЯЗЫЧНОМ ТЕАТРЕ (1430-1560)*

1450-1550-е годы были золотым веком франкоязычной драмы. Театральные постановки были одним из важнейших средств коммуникации и отражали разнообразные злободневные проблемы, поэтому образы общества часто представлялись на сцене. Подход к репрезентации менялся в зависимости от контекста.

Ключевые слова: история театра, Франция, Бургундия, сословия, репрезентация, социальные идентичности.

Историкам, изучающим средневековый французский театр, приходится сразу же столкнуться с трудностями, связанными с самими этими обозначениями. «Театр» в точном значении этого слова - это место, специально предназначенное для представлений. Такое архитектурное сооружение было известно в античной культуре, известно оно и в современных европейских обществах, но неизвестно в культуре рассматриваемых областей до начала Нового времени. Средневековый «театр» определяется как игра (ludus seu jocus, согласно источникам1), но не как место. Для постановок выбиралось пространство в городе, которое мог-

* Статья подготовлена в рамках проекта «Этноконфессиональные процессы и этногенетические мифы в конструировании политических идентичностей в Западной Европе Средних веков и раннего Нового времени» (Программа фундаментальных исследований РАН на 2012 г.).

1 27 июня 1476 г. капитул церкви св. Илария в Пуатье запретил Жану де Баве-ри, хормейстеру, «принимать участие в бесчестных, постыдных и непристойных играх на французском языке» (se intromittere de et super quibusdam vilibus, turpibus, infamibus et inhonestis ludis seu jocis, vulgariter et galice... - Registres capitulaires de Saint-Hilaire. 3. Fol. 15 (Цит. по: Redet L. Documents pour l'his-

ло быть частным, получастным или общественным. Формы организации представлений и выбор места могли быть разными -в зависимости от общей тональности пьесы, ее событийного, политического или социального контекста, а также от характера коммуникации, которую играющие желали установить с публикой. Эта особенность придает средневековой игре политический характер - в широком смысле «участия в жизни государства».

«Средневековый» - еще одно проблематичное слово. Оно стирает четкие границы, отделяющие, внутри единого французского литературного процесса, драматические произведения XII-XIII вв. от бурно развивавшейся драматургии более позднего периода - между началом XV и второй половиной XVI в. От эпохи до 1300 г. на Западе сохранилось 9 пьес, полностью написанных на вернакулярных языках. При этом 8 написаны по-французски, из них 5 созданы в Аррасе и прилегающих районах. Следовательно, сложно говорить о существовании в этот период «французского» театра в современном смысле этого слова, правильнее было бы говорить об аррасском франкоязычном театре2. Между 1300 и 1400 гг. драматические тексты, написанные на местном наречии, как будто бы исчезают - по крайней мере сохранилось их немного. Зато с начала XV в. по середину следующего века, в межвоенный период, отделяющий Столетнюю войну от последующих религиозных и гражданских конфликтов, в театральной жизни происходит целый ряд весьма значительных перемен.

Театр активно проникает во все сферы общественной жизни. Театральное представление берет на себя разнообразные функции: развлечение; педагогическое или профессиональное образование, особенно актуальное для «говорящих» профессий (преподавателей, юристов, проповедников); коллективное празднование или поминовение; средство массовой информации; орудие критики общественных пороков. Будучи настоящим масс-медиа на пороге Нового времени, даже в большей степени, чем печатная книга, развитие которой происходит параллельно, драматический театр с использованием местных языков стал движущей силой развития современных ему систем репрезентации, которые он, одну за другой, упрочивает, заставляет меняться, критикует, создавая тем самым условия для формирования публичного пространства

toire de l'église Saint-Hilaire de Poitiers // Mémoires de la Société des Antiquaires de l'Ouest. Poitiers, 1852. Vol. II: Pièce justificative. P. 5)).

2 Koopmans J. Un théâtre français du Moyen Âge? // Médiévales. 2010. № 59. P. 5-16.

в хабермасовском смысле3. Драматическое искусство обзаводится также специфической лексикой, новыми словами, описывающими усложняющуюся организацию спектаклей («eschaffauts», «hourds» для подмостков и сцены, «accessoires», «rolet», «livret d'acteur» для реквизита и проч.), а также новые формы пьес (мистерии, фарсы, соти, моралите, пасторали...)4. Эти названия, уточняющие, но не отменяющие старое слово jeu (игра), интерпретировались первыми историками театра как родовые категории, в основе которых лежит противопоставление религиозного и про-фанного (мистерии в противоположность фарсам) либо серьезного и комического (моралите в противоположность соти)5. Сегодня нужно посмотреть на них по-новому и с большей осторожностью, чтобы попытаться очертить разнообразие реалий, обозначаемых этими словами, а именно: тематическую направленность пьес, их социальную роль, драматургические особенности, актерский состав, зрительскую аудиторию.

Одной из характерных и перманентных особенностей театральных постановок на французском языке в период между 1430 и 1560 гг. является тенденция к изображению на сцене социальных типов, или сословных идентичностей6. Будучи искусством прежде всего городским, игра на сцене демонстрирует, прямо на городских площадях, какой должна быть идеальная организация общества, или же, наоборот, бичует современные общественные пороки. Иногда сценическое действие иллюстрирует какие-нибудь общеизвестные случаи изменения социального статуса человека, интерпретирует нашумевшие истории общественного взлета или

3 Ю. Хабермас относит рождение Öffentlichkeit («публичного пространства») к XVIII в. Недавно историки предприняли исследование значения этого понятия для Средних веков: L'Espace public au Moyen Âge / Ed. P. Boucheron, N. Offenstadt. Paris, 2011.

4 Koopmans J. Les parties du discours ou les mots pour le dire // Vers une poétique du discours dramatique au Moyen Âge / Ed. X. Leroux. Paris, 2011. P. 289-323.

5 См. фундаментальные труды Л. Пети де Жюльвиля: Petit de Julleville L. Les Mystères. Paris, 1885. 2 vol.; Idem. Répertoire du théâtre comique en France. Paris, 1886. О работе этого историка см.: Lalou E. Le dogme Petit de Julleville // Les Pères du théâtre, examen critique de la constitution d'un savoir académique / Ed. M. Bouhaïk-Gironès, V. Dominguez, J. Koopmans. Rennes, 2010. P. 101-118.

6 Данное исследование является переработанной версией статьи, которая была написана в соавторстве с Шарлоттой Бутей-Местер: Bouteille-Meister Ch., Dou-det E. Les états au théâtre (1430-1614) // Les Etats, ordres, institutions et formes: (France, 1304-1614) / Ed. M. Martin. Paris. (в печати). В настоящей статье речь будет идти только о периоде с 1430 по 1560 г.

падения7. В более общем смысле игра, театр по-своему ставят вопрос о представлении трех сословий. В тот же период времени во франкоязычных областях появляются Генеральные штаты и провинциальные штаты, также являвшиеся представительными органами. И все же напрашивающаяся параллель оказывается более проблематичной, чем это может показаться. Ведь развитие политических практик не происходит строго одновременно с развитием культурных практик. Так, в период Столетней войны Генеральные штаты созывались достаточно часто8; но в последующие десятилетия, после того, как в 1440 г. ситуация была взята под контроль, их заседания стали проводиться все реже. Что же касается корпуса драматических произведений на французском языке, то он, напротив, до конца Столетней войны остается весьма малочисленным, тогда как после 1450 г. драматический репертуар переживает настоящий бум. Между 1480 и 1540 г. заседания штатов становятся редким явлением в политической жизни, а в театральной жизни все происходит наоборот: количество постановок неуклонно растет.

Представление в театре социальных типов, или сословных идентичностей, зависело также от выбора той или иной драматической формы, известной на тот момент. В мистериях, где показывается божественное вмешательство в мир людей, устройство городской общины, организовавшей спектакль, отражается на составе исполнителей. Так, нотабли отвечали за наиболее важные роли в постановках, в которых была задействована значительная часть городского населения и пространства9. Фарсы же, представлявшие собой короткие спектакли и разыгрывавшиеся менее значительными категориями лиц или же профессиональными актерами, затрагивали, главным образом, различные случаи нарушения существующих границ между социальными группами: нарушение половых ролей и их социальных характеристик -

7 В 1278 г. пьеса «Jeu de Pierre de la Broce» исследует обстоятельства падения министра Филиппа III, фаворита, обвиненного в оскорблении королевского величества и затем казненного. См.: Le Jeu de Pierre de la Broce // Recueil général de moralités d'expression française / Ed. M. Bouhaïk-Gironès, E. Doudet; Sous la dir. J. Beck, E. Doudet, A. Hindley. Paris. T. 1 (в печати).

8 Picot G. Histoire des États généraux. P., 1872. 4 vols. Данное в 1484 г. обещание созывать Генеральные штаты каждые два года выполнено не будет.

9 Такое социально ориентированное распределение заметно в «Мистерии о св. Мартине», поставленной в городке Сёрр в 1496 г., это показывает составленный автором драмы Андре де ла Винем список актеров (De la Vigne A. Le Mystère de saint Martin (1496) / Ed. A. Duplat. Genève, 1979).

как, например, в одном фарсе, где женщины учатся говорить по-латыни10; нарушение статуса и компетенций - например, в пьесе с участием комического персонажа Мимена (Mimin), юного невежды, стремившегося стать священником; социально-любовные недоразумения - как, например, в сочинении под названием «Le Gentilhomme et Naudet»11, где крестьянин пытается помешать аристократу увести у него подругу. Комический театр классической эпохи будет а

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком