научная статья по теме СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ Науковедение

Текст научной статьи на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ»

СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ

В РОССИИ

Кандидат исторических наук Лариса ПАВЛИНСКАЯ, заведующая отделом этнографии Сибири Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН

Начавшаяся в XVIII в. в России эпоха Просвещения явилась периодом становления науки в стране,

которая в течение столетия поднялась до уровня достижений развитых стран Европы. Такой стремительный взлет был обусловлен прежде всего политикой императора Петра I, стремившегося возвести свою державу в ранг передовых европейских государств. Одним из важнейших деяний Петра Великого в этом направлении было создание в 1724 г. Петербургской академии наук, в течение нескольких десятилетий возглавлявшей научное, культурное, образовательное и в определенной степени политическое строительство Российской империи.

В 1728 г. Академия заняла специально построенное здание в центре Петербурга на берегу Невы, в котором вместе с ней разместились первый государственный Естественно-исторический музей Кунсткамера и вошедшие в ее состав библиотека и обсерватория. Преследуя цель как можно быстрее ввести нашу страну в европейский мир, император приглашает из Германии, Франции, Нидерландов, Италии известных ученых, архитекторов и художников, призванных заложить основы новой культуры, апофеозом которой стала молодая столица государства — Санкт-

Петербург. Но, если в становлении точных и естественных наук, а также светского искусства реформы царя сыграли основную роль, то в развитии такой области знаний, как этнография, помимо них, огромное значение имел характер нашей страны, объединившей в едином пространстве народы славянской, финно-угорской, тюркской, тунгусо-маньчжурской, палеоазиатской и монгольской языковых общностей.

Эта этническая уникальность и явилась причиной быстрого развития этнографических исследований, которые в XVIII в. по своему размаху, методологии и

Библиотека Кунсткамеры находилась в западном крыле второго этажа.

Гравюра 1741г.

методике во многом опередили европейские страны. Ибо централизованное управление обширной территорией империи, охватившей к тому времени значительную часть Восточной Европы и Северной Азии, со столь многонациональным составом населения, было невозможно осуществлять без их углубленного познания (недаром первые исследования страны, включающие сбор и изучение этнографических реалий, были непосредственно направлены Петром I). Все это привело к тому, что развитие этнографии у нас, в отличие от Европы, где становление этой науки шло в русле исключительно миссионерской деятельности, изначально носило исследовательский характер и проходило в рамках деятельности Академии наук. Все это невозможно понять без оценки того объема соответствующей информации, который был накоплен в России еще в XVI—XVII вв. — эпохе освоения основного географического и культурного пространства будущей империи.

Среди источников, сыгравших явную или косвенную роль в становлении отечественной этнографии, необходимо отметить русские летописи, в которых в той или иной степени была зафиксирована жизнь большинства народов европейской части России, а также народов Западной Сибири. Особым источником, сыгравшим основную роль в изучении истории Сибири и не утратившим ценность до настоящего времени, являются «Наказные памяти» воевод и приказчиков сибирских острогов, «Царские грамоты и указы», а главное, «распросные речи» служилых людей, большинство из которых сохранились благодаря усилиям сотрудников академических экспедиций XVIII в.

В XVII в. появляются первые труды по описанию народов, главным образом Сибири, как наиболее загадочной территории империи — «О Сибирском царстве и о царях того великого царства» (анонимный автор, 1645), «Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая» (Николай Спафарий, 1675), «Описание новой земли, сиречь Сибирского царства» (Никифор Венюков, 1675— 1698) и др. В целом достоверных сведений о народах России и сопредельных с ней стран в XVII в. было накоплено достаточно много. Об этом свидетельствует уникальный труд амстердамского бургомистра Николааса Витсена «Северная и Восточная Тарта-рия» (1692, на русском языке издана в 2010-м), значительная часть которого посвящена народам Российского государства.

Испытывая огромный интерес к страноведению и особенно к народам и культурам далеких стран, в 1664 г. Витсен посетил Москву в составе нидерландского посольства Якова Бореля. Проведя здесь около года, он сумел завязать обширный круг знакомств среди самых различных слоев жителей столицы, представители которых стали его информантами по всем вопросам, связанным с территориями и населением

обширного Российского государства. Таким образом, сведения, изложенные этим автором, отражают, прежде всего, знания самих русских XVII в. о различных народах своей страны. Собирать материал по этой теме Витсен продолжал и по возвращении в Голландию, получая корреспонденцию из России и информацию от русских, посещавших Амстердам. В географическом плане труд Николааса Витсена охватывает территорию Поволжья, Урала, Сибири, Монголии, Средней Азии, Крыма и Кавказа. В нем представлены сведения о природе и климате этих земель, карты Сибири и Дальнего Востока, а главное — описание живущих там народов, их обычаев, занятий, верований, легенд. Более того, дана первая, пока еще достаточно приблизительная, языковая классификация народов этих регионов. Труд «Северная и Восточная Тартария» был приобретен Петербургской академией наук и сыграл существенную роль при подготовке больших экспедиций в Сибирь в первой половине XVIII в.

На рубеже XVII—XVIII вв. в отечественном сибиро-ведении появляется необычайно яркая личность — Семен Ульянович Ремизов. Выходец из сибирского служилого сословия, за военные заслуги он был введен в сословие «детей боярских». Однако больше всего Ремизов известен как историк Сибири и знаменитый картограф. Его перу принадлежит выдающийся труд того времени — «История сибирская» (Реми-зовская летопись), основанный на изучении огромного корпуса источников (летописей, документов сибирских канцелярий, преданий и устных рассказов, чертежей и карт). В нем автор, хотя и с христиан-ско-просветительских позиций, но путем сравнительно-сопоставительного анализа исторических, этнографических и географических сведений дает оценку присоединения Сибири к России и значения этого события для государства. Особая заслуга Ремизова перед отечественной историей, этнографией и географией заключается в составленных им картах сибирского региона и чертежах сибирских острогов. Знаменитая «Чертежная карта Сибири» включает 23 карты, охватывающих весь регион.

К самым ранним этнографическим работам XVIII в. (1715 г.), написанным на русском языке, относится монография Григория Новицкого «Краткое описание о народе остяцком», представляющая собой один из первых этнографических трудов в истории мировой науки (СПб.,1884). В 1712 г. в составе «апостольской экспедиции» митрополита Филофея (Лещинского), предпринятой в соответствии с указом Петра I о крещении сибирских народов, Новицкий, будучи сосланным в Тобольск по делу об измене гетмана Мазепы, совершил поездку по Оби в места расселения остяков (хантов). Результатом этого путешествия стало достаточно подробное описание традиционной, еще не затронутой русским влиянием, культуры остяков. Новицкий описал все стороны жизни этого народа: жилище, одежду, пищу, обряды жизненного цикла, верования, обычное право и многое другое. Этот труд интересен еще и тем, что автор представляет свои этнографические наблюдения общей истории Сибири в рамках сведений, известных в то время, дает описание Оби и ее притоков, природных богатств и даже характеризует торговлю России с Китаем. Более того, Новицкий впервые предпринимает попытку выяснить этниче-

скую историю региона, обращая внимание на местные предания о существовании некогда на Оби народа чудь. Фактически в этой работе был заложен основной принцип этнографического описания народов и их культуры.

С 1719 г. начинается планомерное комплексное изучение Сибири, которая в это столетие исследуется значительно шире, чем какой-либо другой регион Российской империи. С 1719 по 1727 г. по поручению Петра I в Сибири работает находившийся на русской службе немецкий ученый Даниэль Готлиб Мессер-шмидг. В XVIII в. этнография представляла собой одно из направлений политической и исторической географии, окончательно оформившись в самостоятельную дисциплину лишь в следующем столетии. Именно поэтому в задачу исследователя входило описание животного и растительного мира, поиск лекарственных растений, древних памятников и рукописей, изучение культуры и языков народов Сибири. Мессершмидг обследовал территорию от Оби до Забайкалья, собрав колоссальный материал практически по всей указанной тематике, включая записи, коллекции и составленные им карты. Все материалы были переданы Мессершмидгом в созданную в 1724 г.

Петербургскую академию наук, однако большая их часть погибла во время пожара 1747 г.

С деятельностью Академии было связано все дальнейшее развитие отечественной этнографии вплоть до середины XIX в. Основное значение в этом процессе имели экспедиции в различные регионы страны, главным образом в Сибирь и Поволжье, организуемые АН с таким размахом, который в истории науки более не повторялся. Это был целый ряд экспедиций (более 50), включавших как отдельные поездки ученых, так и комплексные многолетние исследования с большим числом специалистов разных научных направлений. Каждая из них вносила свой вклад как в накопление знаний о различных народах, так и в становление методики и методологии этнографической науки. Наиболее значимыми были «Великая Северная экспедиция» (или Вторая Камчатская) 1733—1743 гг. и «Физическая экспедиция» (или Академическая) 1768—1774 гг. Сухопутный отряд Второй Камчатской экспедиции, одной из главных задач которого было изучение коренных народов Сибири, возглавил немецкий профессор истории, член Петербургской АН Герхард Фридрих Миллер. В течение 10 лет этим отрядом был собран колоссальный материал по истории и этнографии, охватывающий практически всю территори

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком