научная статья по теме СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ИНЖЕНЕРИИ В КИТАЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ИНЖЕНЕРИИ В КИТАЕ»

Философия

Становление философии инженерии в Китае

© 2013 Бао Оу

Философия инженерии является одной из передовых отраслей философского знания наших дней, отражает современную тенденцию поворота философии к практике. В статье рассматривается процесс становления философии инженерии в Китае в конце ХХ — начале XXI вв., выделены периоды ее зарождения, формирования и развития, ключевые фигуры и течения, наиболее значимые научные результаты, и перспективы этого научного направления.

Ключевые слова: философия, инженерия, Китай, Ли Боцун, китайская школа философии инженерии, диалектика природы.

Предметом исследований философии инженерии является инженерия. Это фундаментальное, обобщающее, рефлексивное и направленное в будущее осмысление инженерной деятельности — как человечество опирается на природу, адаптируется к природе и познает природу, разумно и умеренно преобразует природу. С философской точки зрения проводится исследование особенностей инженерной деятельности, сущности и законов развития инженерии, влияния инженерии на природный мир, роли инженерии и ее воздействия на человеческое общество.

В конце ХХ в. некоторые ученые вели размышления о философских проблемах инженерии, однако на «научной карте» философии еще не было места для философии инженерии. В начале XXI в. появились первые «ростки» этой новой отрасли философского знания. В 2002 г. китайский ученый Ли Боцун опубликовал «Введение в философию инженерии»1, в 2003 г. американский ученый Луис Бучиарелли издал книгу «Философия инженерии»2. После этого началось быстрое развитие философии инженерии.

Наиболее активно эта новая отрасль философии развивалась в Китае. В июне 2003 г. Аспирантура АН Китая3 создала Центр исследования инженерии и общества, приступив к публикации ежегодника «Исследования инженерии» (с 2009 г. издание стало ежеквартальным). Также в 2003 г. Китайское общество изучения диалектики природы создало Экспертный комитет по философии инженерии. В 2004 г. Академия инженерии Китая создала тематическую группу по философии инженерии, заложившую основу для формирования исследовательского направления путем объединения представителей инженерных и философских кругов4. После 2004 г. в Китае прошло пять общенациональ-

Бао Оу, Ph.D., доцент Института науки, техники и общества Школы общественных наук Университета Цинхуа (Пекин). Тел. 86-10-62782446. Е-mail: baoou@tsinghua.edu.cn.

ных научных конференций по философии инженерии, очередная 6-я конференция намечена на август 2013 г. в Ухани.

Примечательно, что в западных научных кругах сходные процессы происходили позже, чем в Китае. В США в 2006 г. в Массачусетском технологическом институте была созвана конференция по философии инженерии, в 2009 г. появился специализированный журнал «Engineering Studies». Британская инженерная академия после 2006 г. провела шесть семинаров по проблемам философии инженерии, в 2007 г. в Дании была опубликована книга «Философия в инженерии»5.

Современная философия науки и философия техники появились в Европе и Америке, в этих сферах Китай был отстающим. Однако в процессе подъема инженерной философии китайские ученые оказались на самых передовых рубежах, они стали созидателями инженерной философии6. Далее будут рассмотрены три периода формирования китайской философии инженерии — зарождение (до 2002 г.), формирование (20022007 гг.) и развитие (после 2007 г.).

1. Период зарождения философии инженерии в Китае (до 2002 г.)

Китай — это великое государство инженерии. С древности до наших дней различные инженерные проекты поддерживали развитие китайской нации, некоторые из них стали символами китайской цивилизации. К примеру, созданные более чем 2500 лет тому назад древние гидротехнические сооружения в Дуцзянъянь (провинция Сычуань) выполняют свою функцию вплоть до наших дней. Успехи китайской инженерии стали опорой для китайской инженерной культуры, они воплощают обладающую специфической природой китайскую инженерную философскую мысль. Многие известные представители инженерных кругов в прошлом осознанно стремились к соединению философского мышления и инженерной практики для эффективного руководства практической инженерной деятельностью. Например, выдающийся ученый Цянь Сюэсэнь7 целенаправленно описал сущность инженерии и системной инженерии. Эти научные результаты обладают важной теоретической ценностью для философии инженерии. Некоторые специалисты по философии техники, такие как Чэнь Чаншу8, осмысляли проблемы инженерии с позиции техники.

Однако подлинным основателем этого научного направления в Китае стал Ли Боцун9 Его университетской специальностью была физика, в 1980-е он занимался исследованием философии науки. В то время он заинтересовался проблемами инженерии, в 1988 г. опубликовал свою первую книгу об искусственных объектах и созданных людьми вещах10. С историко-философской перспективы он размышлял о проблеме соотношения не испытавшего человеческого вмешательства природного мира и созданных людьми искусственных объектов, он впервые представил взгляд на инженерию с позиции теории реализма. Философский журнал «Чжэсюэ дунтай» похвалил работу Ли Бо-цуна, после этого ученый опубликовал большое количество статей.

В 1993 г. Ли Боцун впервые сформулировал философский афоризм «я создаю вещи, следовательно, я существую» и заявил о том, что «теория инженерного реализма требует создания новой области исследования — инженерной философии»11. В прошлом знаменитые слова Декарта «я мыслю, следовательно, я существую» подчеркнули важность человеческого мышления и стали стимулом для развития теории познания в европейской философии нового времени. В 1995 г. Ли Боцун провозгласил: «В то время, как философия входит в XXI век, мы должны провозгласить формулы «я создаю вещи, следовательно, я существую» и «я использую вещи, следовательно, я существую», либо объединить их в единую формулу «я создаю и использую вещи, следовательно, я существую». Этот звучный лозунг указал на исторический переход философии от эпистемологического акцента к ориентации на теорию искусственно созданного (жэньгунлунь) и

на теорию создания (чуанцзаолунь)»12. При анализе изменения направленности философии китайский ученый предсказал появление в XXI в. философии инженерии.

В 1997 г. на 8-ой Всекитайской конференции по философии науки Ли Боцун обратился к коллегам с призывом развернуть исследования философии инженерии. Профессор Ван Хунбо откликнулся словами о том, что «впервые предложенное Ли Боцуном должно быть тщательно изучено, однако слишком мало людей исследует философию инженерии»13. В 1999 г. Чэнь Чаншу в книге «Введение в философию техники» специально обсуждал тему «техника и инженерия», однако он не выделил четким образом категорию «философия инженерии».

В 2001 г. Ли Боцун указал, что в западной философии есть серьезные заблуждения в трактовке ключевых вопросов создания вещей и создающего вещи разума. «Очевидно, что если мы обязаны признать, что порождения духовной деятельности людей образуют мир-3, то мы обязаны также признать, что продукты деятельности людей по созданию вещей, то есть материального производства, образуют мир-4....Мир-3 является продуктом процесса человеческого познания, мир-4 является продуктом процесса создания людьми вещей — его также можно назвать процессом производства, процессом инженерии»14.

«Теорию трех миров» сформулировал известный западный исследователь философии науки Карл Поппер. Первый мир состоит из физических объектов, ко второму миру относятся состояния человеческого сознания и духа, третий мир — это порождения человеческого духа, к которым Поппер отнес научные идеи, поэтические мысли и произведения искусства. Процесс создания человеком материальных объектов в этой схеме отражения не нашел, что было обусловлено общим невниманием европейских философов к данной теме. С введением понятия «четвертого мира» Ли Боцун рационально обосновал создание теории философии инженерии, расчистил путь для ее становления. Его формулировка «я создаю и использую вещи, следовательно, я существую» и теория «ми-ра-4» стали прорывом в философском изучении теории познания и теории бытия. Китайские ученые взяли эти идеи в качестве отправной точки и приступили к развитию собственных уникальных исследований инженерной философии.

В начале 2002 г. в Китае вышел ежегодник, посвященный исследованиям философии техники15. В книге были опубликованы две статьи, посвященные проблемам философии инженерии — «Внимательно относиться к инженерии, инженерной технике и инженерам» Чэнь Чаншу и «Размышления об эволюции категории «инженерия»», написанная Ян Шэнбяо и Сюй Каном. Эта публикация продемонстрировала, что философия инженерии вызвала интерес у китайских исследователей философии техники. Процесс рождения нового течения был завершен, философия инженерии появилась на свет.

2. Период формирования философии инженерии в Китае (20022007 гг.)

Десятилетие усилий по накоплению новых знаний увенчалось в 2002 г. публикацией книги Ли Боцуна «Введение в философию инженерии». В этой работе была введена концепция «трех начал» (наука, техника, инженерия), в которой было проведено их четкое разделение. Были рассмотрены более полусотни категорий философии инженерии (план, принятие решения, цель, составление плана и др.), проведено систематическое осмысление проблем философии инженерии. В предисловии к книге тогдашний президент АН Китая Лу Юнсян указал на новаторский характер новой книги в системе современной философии. Чэнь Чаншу в своей рецензии отмечал, что книга «наполнена оригинальностью и основана на самостоятельно разработанной системе», «ее публикация открывает новые границы в философских исследованиях»16.

В том же году профессор Сюй Чанфу (Университет им. Сунь Ятсена) опубликовал книгу «Теоретическое мышление и инженерное мышление», в которой четко и подробно обозначил разницу теоретического и инженерного мышления. Автор указывал, что в социальной практике нередко происходит смешение объектов применения этих двух видов мышления, когда с помощью теоретического мышления пытаются разрабатывать инженерные проекты или

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «История. Исторические науки»