научная статья по теме СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА В РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА В РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

Граждански право и гражданский процесс

P.A. Мерзликина

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

АВТОРСКОГО ПРАВА В РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Первые законодательные акты в области авторского права в России были приняты в начале XIX в. Они имели прямое отношение к книгоиздательскому делу в России, определяя права книгоиздателей на произведения. Но если ранее принимаемые Указы государей, в первую очередь, относились к вопросам цензуры и издателей, то с принятием авторского закона в 1828 г. впервые устанавливались права авторов произведения - сочинители приобретали «...исключительное право пользоваться всю оставшуюся жизнь своим изданием и продажей онной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». Срок авторского права был установлен в 25 лет со дня смерти автора, в дальнейшем произведение становилось достоянием обществен-ности1. В 1830 г. срок авторского права продлевался до 35 лет после смерти автора и расширился круг охраняемых произведений. В 1845 и 1848 гг. авторское право распространилось на литературную, музыкальную и художественную собственность, а также на журнальные статьи. В 1875 г. срок охраны произведений был продлен до 50 лет после смерти автора. Одним из поводов появления этого Указа императора Николая II явилось ходатайство вдовы А.С. Пушкина Натальи Гончаровой о соответствующем увеличении этого срока2.

Хотелось бы обратить внимание на

1 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. М., 2001. С. 35.

2 Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность: Законодательство и практика его применения. М., 1997. С. 132.

некоторые обстоятельства в становлении и развитии законодательства об авторском праве в России. Законодательство, регламентировавшее общественные отношения в этой области деятельности, изначально представляло собой самостоятельные нормативные правовые акты. Самостоятельность не была утеряна и тогда, когда в 1877 г. акты в сфере авторского права, принятые в 1828, 1830, 1848, 1875 гг., стали составной частью Сводов законов Российской империи как приложение. В частности, они стали приложением к ч. 1 ст. 420 т. 10 Свода законов гражданских Российской империи, имея самостоятельную нумерацию статей, например, приложение ст. 18 к ч. 1 ст. 420 т. 10 гласило, что «сочинения русских авторов подлежат свободному переводу в России с одного языка на другой». В этот период объектами авторских прав признавались литературные произведения, художественные и музыкальные произведения, а срок действия авторских прав исчислялся сроком жизни автора и 50 лет после его смерти. Авторским правом также регулировались отношения в связи с предоставлением статей в периодические издания, вне зависимости от того является ли автор сотрудником издательства или нет. Они могли носить научный характер. И хотя Г.Ф. Шершеневич не называет произведения науки как объект авторского права, можно говорить о таковых, имея в виду научные статьи в периодических изданиях.

Иными законодательными актами регулировался вопрос о создании издательского предприятия. Каждый, желающий издавать журналы, газеты, собрания сочинений или

иное отдельными номерами и с периодичностью более двух раз в год, обязан был приобрести свидетельство у местного губернатора. Такое свидетельство рассматривалось как право на образование газетного или журнального предприятия. Следует подчеркнуть, что приобретение авторского права на художественные произведения - картины, скульптуры, гравюры, архитектурные произведения и иные произведения изящного искусства, можно было только после регистрации этих произведений у нотариуса и получения удостоверения. После этой процедуры Императорская академия художеств публиковала об этом сведения в ведомостях. Передача художественного произведения, созданного по авторскому договору заказа, осуществлялась в нотариальном порядке, при этом автор приобретал не исключительные права на созданное произведение, а только лишь право запрета всем другим повторять это произведение в ее форме. На музыкальные произведения приобреталось авторское право на издание их в печати и на их публичное исполнение. Законодательство об авторском праве не допускало свободного использования произведений, за исключением литературных, с целью обучения, или же разрешалось перепечатать, но в пределах одного печатного листа. Причем российское законодательство не предоставляло правой охраны литературным произведениям в рукописи, они должны были быть изданы или в иной форме оттиснены. На литературное произведение приобреталось исключительное авторское право на воспроизведение в печати и распространение или же на постановку на сцене.

Таким образом, можно сказать, что к концу XIX в. в России сформировался институт авторского права, объектами которого являлись произведения литературы, науки, искусства, в том числе музыкальные, художественные произведения. В целом законодательство Имперской России в области авторского права могло развиваться и совершенствоваться в соответствии со своими принципами регулирования, решая определенные задачи как государства, так и общества, и в

то же время обогащаясь под влиянием других отраслей права, например, гражданского. И возможно, это обстоятельство послужило принятию 20 марта 1911 г. Положения об авторском праве, которое, по утверждению многих специалистов, являлось значительным шагом в развитии авторского права России и носило прогрессивный характер. По уровню охраны Закон 1911 г. вполне соответствовал нормам Международной бернской конвенции 1886 г. Как отмечают специалисты, в ряде случаев он даже опережал опыт других европейских стран1. Не малую лепту в его создание внесли известные уже в то время русские драматурги, писатели, музыканты, среди которых можно назвать А.Н. Островского, А.К. Толстого, Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, И.С. Тургенева и др. Было создано общество русских драматических и музыкальных писателей, переводчиков, оперных композиторов, занимавшихся охраной авторских прав. В 1917 г. после победы Октябрьской революции и с установлением власти Советов действовавшее в России законодательство было упразднено, включая и Положение об авторском праве.

Если обратиться к одному из истоков начала развития авторского права, например, законодательству Германии, то, ссылаясь на исследования А.А. Пиленко, можно сказать, что такие же проблемы охраны и защиты прав авторов беспокоили общество и на заре становления этого института. В частности, А.А. Пиленко, исследуя работы таких великих мыслителей, как И. Канта, Ж. Фихте, М. Лан-ге, А. Шеффле, указывал на то, что, например, И. Кант «разумел под авторским правом лишь облигаторную (законную) защиту права автора на книгу». Ж. Фихте «делает небольшой шаг вперед - он требует облига-торной защиты для книг и факультативной защиты для картин и статуй». Книга М. Лан-ге, по словам А.А. Пиленко, «полна захваты-

1 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. М., 1996. С. 37; Чернышева С.А. Авторское право России (историко-правовой очерк) / Современные проблемы права интеллектуальной собственности: Сб. науч. трудов. Казань, 1998. С. 7; Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Указ. соч. С. 132.

вающего интереса», имея ввиду «Kritik der Grundbegriffe vom geistigen Eigenthum» 1858 г. издания, в которой М. Ланге «подробнее и основательнее разобрал вопрос об отношении авторского права к патентам». Теория А. Шеффле является заключительным аккордом громадной симфонии, которая называется «Борьба за облигаторное авторское право». Она началась скромными требованиями защиты книг от механической перепечатки; а в дальнейшем своем развитии она повела к запрещению перепечатывать книги иностранцев; к запрещению переводов; затем к запрещению копировать художественные произведения; к запрещению публично исполнять музыкальные и драматические произведения; и наконец, самою необходимостью логической последовательности, к защите технического творчества». Эта научная работа А. Шеффле «Die nationalokonomische Theorie der ausschlies-senden Absatzverhaltnisse, inbesondere etc.» была опубликована в Лондоне в 1865 г. Толчком для дальнейшего развития правового регулирования данных отношений явилась разработанная J. Jolly теория деликта, дававшая ему право утверждать, что никакого авторского права вообще не существует, а авторское право основывается исключительно на положительно правовой норме, запрещающей контрафакцию и не создающей никакого соответствующего гражданского правомочия1. Научной ее ценностью, как утверждают последователи этой теории, являлся вывод о том, что авторское право не есть предшествующее законам естественное право, и после регламентации авторского права в положительных нормах оно осталось не правом, а интересом.

По выражению В. Крамера, «...гордиев узел контрафактной контраверзы не может быть развязан приемами юридической диалектики: его надо рассечь мечом специально изданного закона. Ни римское, ни каноническое право не дают материала для защиты авторских прав»2. Благодаря принятому акту

1 Пиленко А.А. Право изобретателя. М., 2001. С. 112-118.

2 Там же. С. 107.

об авторском праве в 1845 г., «был развязан гордиев узел контрафактной контраверзы». После принятия специальных законов задача догматиков - доказать, что контрафакция есть вид воровства, намного облегчилась. и. иоШ делает вывод о том, что «никакого авторского права вообще не существует, имеется лишь деликт, коего рефлективное действие кристаллизируется как защита авторов». И как заметил С.А. Беляцкин, один из активных сторонников возмещения морального вреда в начале XX в., «германские интерпретаторы римского права до середины XIX в. считали, что под вредом, подлежащим возмещению, следует разуметь только экономический, денежный вред», «... но нет повода крепко держаться отживших старых воззрений в деле возмещения морального вреда. Необходима решительная защита личных прав и компенсация за вторжение в чужую моральную экономику, за нарушение и ослабление чужой индивидуальности»3. Если обратиться к характеристике исключительных прав, приобре

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком