научная статья по теме «СТАРЦИ» И «СТАРЕЙШИНЫ» ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛЕТОПИСИ: СВИДЕТЕЛЬСТВА ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ И ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОГО ВОСЬМИКНИЖИЯ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему ««СТАРЦИ» И «СТАРЕЙШИНЫ» ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛЕТОПИСИ: СВИДЕТЕЛЬСТВА ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ И ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОГО ВОСЬМИКНИЖИЯ»

СТАТЬИ

Славяноведение, № 2

© 2014 г. Т.Л. ВИЛКУ Л

«СТАРЦИ» И «СТАРЕЙШИНЫ» ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛЕТОПИСИ: СВИДЕТЕЛЬСТВА ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ И ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОГО ВОСЬМИКНИЖИЯ

В статье рассматриваются социальные термины «старци» и «старЬишины» Повести временных лет и древнеславянского Восьмикнижия. Традиционно считают, что упоминания старейшин указывают на определенные догосударственные, «племенные» реалии. Однако ПВЛ содержит лишь одно повествование с упоминанием «старцев» и «старейшин» формативного периода Руси (о дани полян хазарам), остальные же известия идут уже из княжеского «киевского периода». В том числе, эти термины интенсивно используются в описании княжения Владимира Святославича. Сообщения летописи отмечены сильным влиянием библейских книг и некоторых иных книжных источников.

The article considers social concepts of «startsi» («старци») and «stareishiny» («старЬишины») in the «Primary Chronicle» and the Old-Slavic «Octateuch». It is traditionally argued, that references to the stareishiny describe certain pre-state, «tribal» realities. Nevertheless, the «Primary Chronicle» contains only one entry, where «startsi» and «stareishiny» are mentioned in regard to the period of emerging of Rus (the episode of the Polans' tribute to the Chazars). On the contrary, other mentionings are related to the princely, or «Kievan» period. Among others, these concepts are widely used in the description of the rule of Vladimir Svyatoslavich. Information adduced in the chronicle is marked by strong influence of the biblical books and some other literary sources.

Ключевые слова: Киевская Русь, текстология, Восьмикнижие, старцы и старейшины.

В Повести временных лет (ПВЛ) встречаются обозначения «старьци» и «стар-Ьишины», смысл употребления которых на первый взгляд очевиден, но при ближайшем рассмотрении очевидность становится призрачной.

О «стар-Ьишинах» впервые читаем в сюжете о полянской дани хазарам. После того, как поляне решили заплатить мечами, «несоша козари (эту дань. - Т.В.) ко кназю своему . и къ старЬишинамъ своимъ»1. Далее упоминаются египетские «стар-Ьишины фарашнА» - ибо дань мечами летописец сравнивает с недобрыми предзнаменованиями при дворе фараона, проявившими роль Моисея, в то время

Вилкул Татьяна Леонидовна - канд. ист. наук, старший научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины.

1 Последнее слово пропущено в Лаврентьевском списке (Л), где ошибочно лишь «старииши-нымъ», но имеется в других списках ПВЛ, где «старЪишинамъ своимъ». См. [1. Стб. 17. Строки 4-5] (далее ссылки на 1-й том ПСРЛ, где представлена Лаврентьевская группа списков ПВЛ, по схеме: 17.4-5Л). Издание ранних списков ПВЛ см. также [2].

младенца, а в будущем великого пророка2. Затем «стар-Ьишина конюхомъ» появляется в летописной статье 912 г. в легендарном рассказе о смерти князя Олега от собственного коня3. Слово продолжает использоваться вплоть до 1078 г., после чего следует перерыв, и вновь единичный пример видим уже в Ипатьевской редакции ПВЛ под 1111 г.

В свою очередь, «старьци» зафиксированы в том же рассказе о полянской дани хазарам: «и рЬша старци козарьстии . не добра дань.. .»4. Однако следующий случай употребления следует с разрывом в несколько сотен лет5 уже в статье 980 г.6 Далее обозначение интенсивно используется в повествовании о княжении крестителя Руси Володимира Святославича (под 980-997 гг.), встречается несколько раз в рассказах о Киево-Печерском монастыре (1051 г., 1074 г.) и в одном сообщении начала XII в. о смерти «старца доброго» Яня под 1106 г. Последний раз его видим снова-таки в Ипатьевской редакции под 1111 г.

В обиходные представления историков вошло понятие о старейшинах-руководителях социума на переходном этапе развития от примитивного общества к государству. Принято говорить о племенной демократии, где представителями властной иерархии считаются вожди и старейшины7. Применительно к Древней Руси с некоторыми оговорками и упрощением можно сказать о такой традиционной схеме, выработанной историками XIX - первой половины XX в.8 Вначале имеем некое древнейшее состояние обществ(а), где «старци»/«старЪишины» являются неформальными авторитетными руководителями, - затем появляются племенные образования (союзы племен), где фиксируются «старци» и/или мест-

2 Так 17.18Л: «и рВша старВишина фараюн# . се хощеть смирити юбласть еюпетьскую». Правда, в иных списках летописи, Московском-Академическом (А), Ипатьевском (И) и Хлебниковском (Х) (в Радзивиловском (Р) здесь пропущен фрагмент) в этом выражении используется слово «старци»: «старци фараюни» (слово «старци» еще в этом же сюжете: 17.9-10Л, см. ниже). О хазарской дани мечами имеется обширная литература. Обзор см., например [3. С. 143-151; 4. Р. 190-192]. Высказывалось мнение, что этот фрагмент необходимо «расслаивать» на ранние и поздние слои (например [5]; ср., однако, возражения в [6. С. 136. Прим. 11]). Сравнение с аналогичными повествованиями в иных традициях показывает, что начало и завершение истории о дани - части одного сюжета [4. Р. 205] (хотя сам автор далее в своих рассуждениях опирается на традиционные мнения о текстологии начальной части ПВЛ).

3 38.28Л; текст отсутствует в самом Л, но имеется в РАИХ.

4 17.9-10Л.

5 Столь неопределенная цифра приводится оттого, что сюжет о полянской дани хазарам помещен в недатированной части ПВЛ, а хронологические реперы предыстории Древней Руси - предмет серьезных научных разногласий.

6 См. 81.16-17Л, в библейской цитате из Притч.31.23 (греч. Pr.29.23). Многие библейские цитаты ПВЛ определены в [7], эту цитату см. [8. С. 676].

7 См. обсуждение вопроса политической системы славянских племен У-У11 вв., проведенное на материале греческих и латинских источников [9] (автор отмечает, что он использует источники, уже неоднократно привлекавшиеся учеными, и предлагает лишь несколько обновленную систематизацию). Племенной знати, «старейшинам» и старцам, посвящаются разделы в общих трудах, см., например, [10. С. 14-19] или специальные работы [11] (на материале 1Х-ХШ вв.). Проблемы формирования сложного общества и государства крайне сложны, не так давно в отечественную науку из англоязычных исследований вошло такое понятие, как «чифдом» (первые работы в этой области: [12; 13]; полезный обзор разных теорий чифдома, см., например, в [14]). Что касается славян, исследователи сталкиваются с неразрешимой проблемой - мы не имеем славяноязычных источников до конца 1Х?-Х в. От этого времени дошли первые переводы (в основном с греческого), что в целом все же мало помогает решению исторических проблем. Таких текстов, где затрагивалась бы собственная, хотя бы и легендарная, история славян, нет фактически до Х1-Х11 вв. С этой точки зрения о племенной знати-«старейшинах», которая «не улавливается» источниками, см. в работе [10]. О том, что даже корреляция летописных «племен» с археологическими материалами Восточной Европы возможна лишь на материалах «уже сформированной Руси», а не формативного периода см., например, [15. С. 32-33].

8 О том, что унаследованные от иных эпох научные систематизации влекут за собой идеологии своего времени, см., например, [15. С. 14, 32-33], - однако это обстоятельство далеко не всегда учитывается.

ные князья (иногда пишут: «княжье»), - и, наконец, верховная киевская власть с отчетливой иерархией (князь, бояре, слуги...). Учитывая то, что в «догосудар-ственный» период в ПВЛ слова «старци» и «старЬишины» зафиксированы в одном сюжете о полянской дани мечами, а далее следуют рассказы о киевских князьях, корректная систематизация изложения летописного нарратива, надо думать, привела бы к иным результатам. Разумеется, источники по раннему периоду истории Руси не исчерпываются начальной летописью, однако данные этого важнейшего свидетеля древнерусской истории входят в противоречие с традиционной схемой.

С другой стороны, знакомство с древнеславянскими книжными текстами, где также представлена властная терминология: «кън#зь», «старьць», «старЬишина», «владыка», подталкивает к исследованию в ином направлении - а именно к изучению заимствований и моделирования летописного повествования по известным летописцам литературным моделям. Ср., например, работы С.В. Завадской, обращавшейся к теме «старцев» и «бояр», детально исследовавшей выражения «старци градьскые», «старЬишины людьскые» и указавшей на библейские образцы [16-19]. На развитие мысли в этом направлении существенно повлияли работы И.Н. Данилевского, например [20-21]. Собственно говоря, благодаря российскому ученому русисты вернулись к позабытой в советское время теме библейского моделирования летописи9. Я здесь остановлюсь на таком важном источнике, как древнеславянский перевод Восьмикнижия. Для освещения «догосударственного» периода истории Руси это, можно сказать, серия повествований о синхростади-альных событиях10. Начиная с Книги Бытия и заканчивая Книгой Судей (Руфь представляет собой отдельный и, скорее, частный сюжет), речь идет о расселении и утверждении народа на земле, т.е. о том же, с чего начинается ПВЛ.

Попытаюсь выяснить, какие выражения стоят за словами «старьць» и «старЬишина» славянского Восьмикнижия в соответствующей части греческой Септуагинты, вариативна ли терминология и имеется ли динамика в словоупотреблении. Разумеется, в исследованиях подобной тематики внимание историков привлекают прежде всего обозначения «социально-политических терминов», а не просто выражение определенного возрастного порога, 'старый человек' (насколько такую градацию можно провести в источниках). И затем попытаюсь определить, каково значение появления этих условных терминов и можно ли очертить границы и авторскую принадлежность летописного нарратива в таком сложном, много раз редактированном летописном своде, каким является ПВЛ. В частности попытаюсь ответить на вопрос, какая связь имеется между сюжетом о дани мечами и повествованием о времени княжения Володимира Святославича.

Обозначениями «старьць» и, особенно, «старЬишина» много занимались исследователи переводной древнеславянской литературы в связи с ранними библейскими переводами. Дело в том, ч

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком