научная статья по теме СТИЛИСТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В МЕТОДИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «СТИЛИСТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В МЕТОДИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ»

В. А. МАРЬЯНЧИК

Архангельск

Стилистические категории в методическом аспекте

Данная статья ставит своей методической целью обозначить границы основных стилистических категорий. Автор систематизирует разные точки зрения на категории стилистики, сопоставляя их с помощью таблицы, что позволяет учителю и учащимся наглядно увидеть их сходство и различия.

Ключевые слова: выразительность; изобразительность; образность; экспрессивность; эмоциональность; оценочность.

Перечень категорий, исследуемых современной лингвистикой, не ограничен. Большинство из них является предметом научных исследований и остается за рамками школьного курса, например функционально-семантические категории (градуальность и др.), прагматические категории (интенсивность и др.), многие стилистические категории (гипотетичность и др.). Наряду с грамматическими категориями в центре внимания школьного учителя находятся выразительность, изобразительность, образность, экспрессивность, эмоциональность и оценочность. Названные шесть категорий относят к основным категориям стилистики. Они служат инструментом стилистического и комплексного анализа текста в школе. Соответствующие термины свободно используются уже на начальном этапе обучения. Вопросы: Что делает текст выразительным? Какова эмоциональная окраска текста? Как автор оценивает поступки героя? и т.п. обязательно ставятся перед учениками в ходе изучения литературного произведения или на уроках по развитию речи. К сожалению, в процессе школьного преподавания литературы и русского языка не формируется четкого представления об объеме базовых понятий стилистики, об их разграничении и взаимодействии. В результате определения выразительный, образный, эмоциональный, экспрессивный становятся словесным «мусором» в сочинениях старшеклассников: термины употребляются некорректно, необоснованно синонимизируются. Предлагаемая статья имеет методическую цель — обо-

Марьянчик Виктория Анатольевна, кандидат филол. наук, докторант МПГУ. E-mail: marvik69@yandex.ru

значить границы каждой стилистической категории, систематизировать многообразие научных подходов и взглядов, помочь учителю и ученику разобраться в них.

Очевидно, что выразительность, изобразительность, образность, экспрессивность, эмоциональность и оце-ночность реализуются, прежде всего, в тексте и являются функциональной се-мантико-стилистической категорией (ФССК). ФССК есть «разновидность текстовых категорий», «это система разноуровневых языковых средств (включая текстовые), объединенных функционально-семантически и стилистически на текстовой плоскости» [СЭСРЯ 2003: 573]. Следовательно, каждая из названных категорий может проявляться на любом языковом уровне, разнообразными языковыми средствами — фонетическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими. Яркими примерами тому служат звукопись, звукообраз, оценочные и эмоциональные суффиксы, экспрессивный синтаксис и т.п. Однако ядром реализации стилистических категорий является лексика, поскольку словарь составляет основу линейного развертывания текста, полевая организация лексической системы служит предпосылкой текстовой деятельности. Текст, стиль текста — основной предмет исследовательского интереса в стилистике. В вербальной реальности «стиль есть только там, где есть текст» [Горшков 2006: 34]. Следовательно, наиболее важной задачей при описании каждой стилистической категории является рассмотрение ее на уровне лексики и текста. Следует подчеркнуть, что такие категории, как выразительность и изобразительность, традиционно относят только к тексту. При этом лексика оста-

2 Рус. яз. в шк. № 6

ется основным средством формирования этих категорий на текстовом уровне, так как «изобразительная конкретность» и «выразительная отвлеченность» создаются за счет использования соответствующих лексических групп — конкретной и абстрактной лексики.

При анализе стилистических категорий на лексическом или собственно текстовом уровнях необходимо разграничивать широкий и узкий подходы к трактовке стилистической окраски слова и текста. Обращаясь к стилистическим категориям в процессе анализа текста, учитель (а вслед за ним — ученик) должен четко понимать, в каком значении он в данный момент употребляет терми-

ны «выразительность», «оценочность» и др. Ниже мы предлагаем таблицу, в которой представлены широкий и узкий подходы к основным категориям в сфере лексики и в сфере текста. Конечно, вопрос о структурировании стилистических категорий намного сложнее. Мы понимаем, что таблица не учитывает переходные варианты, не демонстрирует богатство научных теорий. Схематичное обобщение материала решает конкретные методические задачи: показать школьнику неоднозначность подходов к стилистическим категориям, доказать взаимодействие и самостоятельность категорий, научить корректно употреблять соответствующие термины.

Категория

Узкое понимание

Широкое понимание

и

о =

и

Ё я я в. 3 М

и

О

Н

Наличие в тексте изобразительно-выразительных средств. Выразительность связана с фигурами (анафора, парцелляция, многосоюзие, эллипсис и др.).

Такая степень отвлеченности речи, благодаря которой содержание речи воспринимается преимущественно через эмотивные и когнитивные представления. Выразительность текста — синоним термина экспрессивность текста (при широком понимании последнего).

6 а о

я

*

и н а я я а \о с я

я

И си Н

Наличие в тексте изобразительно-выразительных средств. Изобразительность связана с тропами (метафора, метонимия, гипербола и др.).

Такая степень предметной конкретности, благодаря которой содержание речи воспринимается преимущественно через чувственные (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные) представления. «Наглядность» речи.

еэ и св И

о я п а а и и V Ч

О

Слова, которые обладают внеконтек-стной образностью, называются образными словами.

1) Образность обусловлена внутренней формой, мотивированностью слова (съежился, БОБульки). Образны слова в переносном значении (грабли в значении «руки»).

2) Слово = {внешний знак + представление + значение}. Представление в процессе жизни слова может утрачиваться.

Если в слове сохраняется представление, такое слово образно (метель, пламенеть, рыцарь).

Слово-образ. Образность слова возникает под действием контекста — широкого (культурного) и узкого (словесного). Это ключевое слово культуры (культурологический концепт имеет образный компонент) или ключевое слово текста, совокупности текстов — циклов, произведений одного автора. Слова авось, судьба — ключевые слова русской культуры — воплощают образ русского характера.

34

и о

X

я

я &

ю О

Художественный образ — это «обобщенное отражение действительности в конкретном индивидуальном явлении, обладающем эстетическим значением» (А. И. Горшков). Образность — это система образов в художественном или публицистическом произведении. Например, образ персонажа, образ любви/ ненависти, образ родины и др. Образность — это способность текста вызывать в сознании адресата образы различной природы (перцептивные/чувственные, эмоциональные, когнитивные).

Образность формируется в результате металогии — употребления слов в переносном значении. Например, А. П. Квятковский, В. Б. Шкловский считали, что поэтический образ как явление стиля присутствует там, где имеет место применение «различных поэтических средств» (сравнения, метафоры, эпитета, гиперболы и др.) и «равен по задаче другим приемам поэтического языка».

Так называемая словесная образность — образность, созданная языковыми средствами.

Образность не связана напрямую с тропами и фигурами. Учение об «общей образности», о «безобразной образности». Она может быть достигнута автологией — употреблением слов в прямом, непереносном значении.

В художественном тексте происходит приращение смыслов. А.И. Горшков считает, что образ произведения создается с помощью словесной ткани, следовательно, делить образы на словесные и «несловесные» — неправомерно.

X

о я а о £ т

В языке, в отличие от психологии, нет деления на эмоции и чувства. Термин «эмоциональность (эмотивность)» охватывает явления разной психологической природы — растерянность, страх, злоба, радость, любовь, ненависть и т.д.

л и в и ¡4

Слова с устойчивой эмоционально-экспрессивной (эмоционально-оценочной) окраской, которая отражает отношение к называемому явлению: ирон., неодобр., презрит., ласк., шутл., торж. и др. Эмоциональность связана с оценочностью: «Экспрессивно-эмоциональная окраска у слова возникает в результате того, что само его значение содержит элемент оценки» (СЭСРЯ), напр.: губошлеп, очи. Связь оценки и эмоции устойчивая, но не однозначная. См.: разверзнуться (эмоциональная окраска — торж., высок/, оценка не выражена); рассеянный — ворона (оценка отрицательная, но эмоциональная окраска только у второго слова).

Эмоциональность слова может формироваться через аффиксацию (па-пулька, дурашка).

Лексические ресурсы эмотивности — синонимические ряды. Эмоционально маркированное слово в ряду определяется относительно нейтрального синонима (синонимической доминанты).

Эмоциональная (эмотивная) лексика:

1) эмоционально-оценочные слова (блажь, дроля, ноченька);

2) лексемы, выражающие эмоции, эмотемы (ах, ух);

3) лексемы, называющие эмоции (любовь, ненависть, волнение, смущение, восхищение, потрясение).

Названия эмоций, как правило, вызывают оценочные ассоциации: любовь — это хорошо, ненависть — это плохо, смущение — это скорее хорошо, чем плохо, и т.д. Однако эти слова оценочно нейтральные, так как могут менять +/— знаки, в ряде случаев требуют контекстного уточнения (ср.: неприятное удивление, радостное удивление).

3S

Текст 1) Самое узкое понимание: совокупность (ряды, группы) эмоционально окрашенных слов. 2) Эмоции, выражаемые автором текста; основное настроение текста. Торжественное, печальное, мечтательное настроение, авторская грусть, ностальгия, восторженность и т.д. Передача авторских эмоций — одна из проблем перевода, ср.: Темна ноченька. Не спится // Dark night. I cannot sleep. На эмоциях, на настроении автора базируется пафос текста — лирический, героический,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком