научная статья по теме СТОЛКНОВЕНИЕ ИЛИ АЛЬЯНС ЦИВИЛИЗАЦИЙ? Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «СТОЛКНОВЕНИЕ ИЛИ АЛЬЯНС ЦИВИЛИЗАЦИЙ?»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

П.П.Яковлев

Столкновение

или альянс цивилизаций?

28—29 мая нынешнего года в Рио-де-Жанейро пройдет третий форум «Альянса цивилизаций», созданного в результате крупной международно-политической инициативы Испании, поддержанной Турцией, получившей широкое признание во всем мире и ставшей глобальным проектом. Главная задача «Альянса» — разработать жизнеспособную программу сотрудничества государств и народов, принадлежащих к различным мировым цивилизациям, и предотвратить сползание человечества к масштабному межцивилизационному конфликту.

Ключевые слова: «Альянс цивилизаций», «столкновение цивилизаций», христианство и ислам, «Группа друзей», национальные программы действий.

Одной из важных общественно-политических тем, приковавших в последние годы внимание государственных деятелей, журналистов и ученых, стало противостояние в современном мире различных цивилизаций, в первую очередь христианской и мусульманской. Похоже, что на смену политико-идеологическому противоборству времен «холодной войны» — между социализмом и капитализмом — приходит иной конфликт, развивающейся преимущественно (но не исключительно) на идейно-религиозной основе. Высшими точками этого столкновения можно считать военные действия западных держав в Ираке и Афганистане, трагические события в Чечне, кровавые террористические акты, организованные исламистскими экстремистами в ряде стран мира, и средневековое мракобесие афганских талибов. Не столь зловещи, но также весьма опасны и другие проявления «столкновения цивилизаций»: создание теократического исламского государства в Иране, попытки мусульманских меньшинств жить по своим особым правилам в европейских странах, болезненная реакция исламистов на отдельные выступления прессы, которые задевают религиозные чувства последователей пророка Мухаммеда (достаточно вспомнить «карикатурный скандал» 2006 г.), рост ксенофобских настроений в Западной Европе и России и многое другое.

Напряженность между западной (христианской и исламской цивилизациями стала свершившимся фактом, и это еще больше может осложнить и

Петр Павлович Яковлев — доктор экономических наук, директор Центра иберийских исследований ИЛА РАН (petrp.yakovlev@gmail.com).

без того непростую международную обстановку, вызвать цепную реакцию конфликтов и агрессивных действий, затруднить решение назревших глобальных проблем: голод, экология, терроризм. «Столкновение цивилизаций», образно говоря, «сняло кожу» с нынешней международной политической системы, показало высокую степень уязвимости человечества перед лицом вновь возникших вызовов и угроз. Можно ли остановить сползание международного сообщества к новой конфронтации, чреватой непредсказуемыми последствиями?

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ МИРА: РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

В 1990-е годы широкое распространение получила теория американского ученого Сэмюэля Ф.Хантингтона, наиболее полно изложенная в его книге «Столкновение цивилизаций и переосмысление мирового поряд-ка»1. В каком-то смысле эта теория явилась антитезой концепции «конца истории», с которой в 1989 г. выступил другой известный американский мыслитель Фрэнсис Фукуяма. Напомним, что Ф.Фукуяма «приговорил к смерти» исторический процесс на том основании, что с крахом социалистической системы заканчивалось глобальное противоборство либерализма с авторитаризмом («пароксизм идеологического насилия»), в течение десятилетий служившее двигателем истории. Автор писал о «неоспоримой победе экономического и политического либерализма», в результате чего произошло «завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления»2.

По мнению С.Хантингтона, международная обстановка развивается в ином ключе, и ни о каком «конце истории» не может быть речи. Напротив, происходит усложнение политического процесса за счет вовлечение в него новых активных игроков. В частности, на современном этапе народы и правительства незападных стран уже не выступают как объекты истории — мишень колониальной и неоколониальной политики, а наряду с государствами Запада сами начинают творить историю. Согласно воззрениям ученого, с окончанием «холодной войны» мировая история продолжилась в контексте нарастающих столкновений между основными человеческими цивилизациями: западной, православной, исламской, китайской (конфуцианской), индуистской, латиноамериканской и т.д. Причем главным глобальным трендом стало разделение на «Запад и всех остальных», а наиболее агрессивно в борьбе против западных государств проявила себя исламская цивилизация. «Линия разлома между цивилизациями — это и есть линии будущих фронтов», — предрекал Хантингтон3.

В чем главные причины такого (для многих неожиданного) поворота международной жизни?

Во-первых, решающую роль сыграл тот факт, что имеющиеся цивили-зационные различия не просто реальны, но и наиболее устойчивы и существенны. Как правило цивилизации различаются (порой разительно) по языку, культуре, традициям, религии. Последние различия, как показали события недавнего прошлого, особенно важны. Они формировались на протяжении столетий, и нет веских оснований ожидать их исчезновения в обозримом будущем. Напротив, парадоксальным образом в наши дни воз-

рождаются и обретают «второе дыхание» религиозный фанатизм и культурная нетерпимость. По мнению авторитетных специалистов, существует угроза того, что XXI век может стать «Новым Средневековьем» — эпохой этнических и этноконфессиональных конфликтов. «Нации, этнические группы, конфессиональные сообщества принялись сводить друг с другом старые счеты», — пишет российский ученый Г.И.Мирский4.

Во-вторых, благодаря процессам глобализации и достижениям в научно-технической области (прежде всего речь идет о беспрецедентных информационных и коммуникационных возможностях) мир становится все более тесным. Экономические, политические и гуманитарные контакты между государствами различных цивилизаций неизмеримо усилились. Но это далеко не всегда ведет к росту взаимопонимания. Дело в том, что процесс экономической модернизации и социальных изменений во всем мире носит характер вестернизации и размывает традиционные цивилизацион-ные уклады. Поэтому все чаще глобализационный напор Запада воспринимается в незападных странах как попытка «взломать» цивилизационную идентичность тех или иных народов и встречает растущее сопротивление, обостряет уходящие вглубь веков разногласия и порождает враждебность.

В-третьих, произошла очевидная перегруппировка мировых сил. Китай, Индия, а также ряд государств Большого Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии приобрели значительный экономический и политический вес, бросили вызов доминированию западных держав. В настоящее время в числе 20 крупнейших экономик мира 10 — незападные страны, и их доля в глобальном ВВП и международной торговле неуклонно повышается. Это означает не что иное, как появление новых глобальных игроков, принадлежащих к различным цивилизациям. Результат — усиление конкуренции не только в торгово-экономической и финансовой сфере, но и в области государственно-политических, культурных и религиозных идей, ценностей и смыслов. На глобальном уровне Запад все больше утрачивает свой былой статус «носителя истины в последней инстанции».

В-четвертых, последние десятилетия стали временем невиданного (и крайне неравномерного) роста населения Земли, породившего огромную демографическую асимметрию: с одной стороны, склонные к депопуляции промышленно развитые западные государства Севера, с другой — перенаселенные развивающиеся страны Юга. Именно демографический провал Европы на фоне ее послевоенного экономического возрождения создал повышенный спрос на рабочую силу, который стал удовлетворяться за счет иммигрантов из регионов «третьего мира». Согласно оценкам экспертов ООН, за вторую половину XX в. с Юга на Север переместились около 60 млн человек, и этот поток только усилился в начале нового столетия. В 2005 г. число переселенцев в мире достигло 191 млн человек5. Следствием этого стали астрономические денежные переводы мигрантов в страны-доноры. По данным Всемирного банка, в 2007 г. государства Юга получили только учтенных переводов на сумму 217 млрд долл., в том числе: Индия — 27 млрд, Китай — 25,7 млрд, Мексика — 25 млрд, Филиппины — 17 млрд долл.6. Наличие таких огромных финансовых потоков свидетельствует о том, что сформировался новый значительный сектор мировой экономики, подпитывающий деньгами страны «третьего мира».

В-пятых (и это, вероятно, главное), представители нехристианских цивилизаций, прежде всего ислама, становятся значимым внутренним фактором общественной жизни многих европейских стран. В 1950 г. в Западной Европе жили 300 тыс. мусульман, а в 2008 г. их число в странах Евросоюза (по неполным официальным данным) достигло 16 млн человек, т.е. увеличилось в 53 раза7. Трудно поверить, но Мухаммад (и многочисленные вариации этого имени) сегодня второе по популярности имя для мальчиков, рождающихся в Британии, а в парижском пригороде Сен-Дени — первое. В Брюсселе, столице ЕС, мусульмане составляют около 20% населения, а в британском Бирмингеме и в голландском Роттердаме — почти половину жителей. Европа зримо меняется в связи с присутствием миллионов мусульман на ее земле, в ряде районов ислам уже стал доминирующей религией, и далеко не всем европейцам это по душе. Исламофобия в различных ее проявлениях (от простого непонимания и неприятия до поджогов мечетей) явилась реакцией европейских обществ на мощное и неконтролируемое проникновение ислама в страны континента.

С другой стороны, историческая память мусульманских народов хранит шрамы от былых конфликтов с Западом, связанных с крестовыми походами, европейским колониализмом и неоколониализмом. Политика «разделяй и властвуй» прервала естественный ход развития многих государств Ближнего Востока, Азии и Африки, сломала общественные отношения, формировавшиеся на протяжении веков. Произвольное начертание новых карт и государственных границ на географическом и политическом ландшафте «третьего мира» привело к сохраняющейся десятилетиями напр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком