научная статья по теме СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЯПОНИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЯПОНИИ»

ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, НРАВЫ

СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЯПОНИИ

Р.В. ДОРОХИНА

Кандидат философских наук Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

Ключевые слова: Япония, клубы, корпорации, самураи, университеты, студенчество

Студенческие объединения в культурном пространстве Японии прошли путь от самурайской этики к современной корпоративной. Японские студенческие клубы весьма своеобразны: любопытно провести параллель между ними и деятельностью студенческих корпораций Запада, проследить их сходство и различие в обрядах инициации, следовании этическим нормам и ценностям.

Японская аристократическая элита до 1905 г. была строго структурирована по рангам: в зависимости от ранга, она могла получать наследственные чины и должности, либо прилагать к этому особые усилия, заручившись поддержкой покровителей. На каждую ступень ранга сдавался определенный экзамен. А обучение в университете позволяло детям из знатных семей получить не только знания, но и определенный чин, суливший им последующее восхождение по общественной лестнице.

ОБУЧЕНИЕ- ДАНЬ ТРАДИЦИИ ИЛИ ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ КАРЬЕРЫ?

Японский исследователь К.Исикава пишет, что «первый университет дайгакуре появился после 702 г. недалеко от императорского дворца для подготовки управленческого персонала чиновников. ...Методика обучения

была очень простой: студенты вначале читали вслед за учителем, поэтому их в тот период называли докуся, что значит читающий. А затем они уже слушали лекции профессоров, а учащихся уже называли кося (внимающий лекции). Студентам не разрешалось никакого вольномыслия, отступления от написанного»1.

С 718 г., момента принятия кодекса «Тайхо ёро рё» (Кодекс уголовных, гражданских и административных законов), опираясь на него, учебные заведения разделились на университеты и школы. В городах Хэйан и Киото были открыты университеты исключительно для детей из знатных семей. Дети рангом пониже принимались в университет по особому ходатайству. В провинциях открывались провинциаль-

ные школы, где учились дети местной знати. Но набор в школы шел не для всех желающих, а исключительно для одаренных детей, которые имели способности к определенным наукам.

С открытием в Японии школ для самураев среди учеников устанавливалась определенная дисциплина, что способствовало развитию ученического самоуправления. Проявлялось оно так: «Группа примерно в 10 учеников объединяла живущих по соседству. Старший мальчик выбирался лидером, который должен был руководствоваться кодексом чести. Нарушители дисциплины подвергались остракизму, т.е. изгонялись из этой группы или из-

Занятия икебаной.

Анимация.

бивались - иногда до смерти. У одного члена группы была задача каждое утро собирать всех по домам, затем они, выстроившись, маршем под командой главного шли в школу. Прибыв туда, ученики выполняли ритуал передачи своих мечей старшему, который, в свою очередь, складывал их на полке. Лидер группы вел учет посещаемости, следил за дисциплиной и после занятий опять же маршем вел их домой. Дома они должны были свободное время проводить вместе, ни в коем случае не смешиваться с другими группами»2.

Такое самоуправление ярко характеризует процесс возникновения первых закрытых студенческих организаций Японии, где лидер решает вопросы своей группы. Немаловажную роль в группе играет «кодекс чести», принятый у самураев, руководствуясь которым члены группы принимают решения, прививают определенные моральные ценности, проводя воспитательную работу.

Вывод о том, что такая группа является закрытой организацией, сделан на основании одного из ее правил: учащиеся даже по возвращении с учебы домой не имеют права вступать в контакт с членами других групп. Следовательно, каждая группа, помимо кодекса чести, общего для всех, имела свои тайны и цели, свои устав и правила, регламентирующие деятельность каждого из членов группы. Таким образом, можно предположить, что первые япон-

ские студенческие организации появились в XVI в. именно в среде самураев - школяров.

Экзамены в японском средневековом университете проходили так: преподаватель зачитывал отрывок из текста, учащимся надо было сказать, откуда отрывок, ответить на вопросы. И в случае удачного прохождения экзаменов студенту могли предложить хорошую должность. Так же самураи, помимо обучения военному искусству и правилам этикета, занимались военными видами спорта, аранжировкой цветов и чайной церемонией, что, в конечном счете, привело к созданию школ или, как сейчас называют, клубов.

СТУДЕНЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА - ЦЕНТР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Зачатки первых досуговых организаций клубного типа появились в Японии в раннее средневековье - сначала в академической среде, а позже и среди самураев. Ямага Сокё (1622-1716), ученый и военный инструктор клана Ако, разработал концепции и более точно сформировал нормы самурайской этики буси-до (Путь воина). Ямага считал, что самураи в своей учености должны превзойти конфуцианских мудрецов древности, воспитать в себе добродетель и должны «... посвятить себя "изучению книг", а также заниматься музыкой, поэзией и другими искусст-вами»3. Все эти занятия, не в полной мере входившие в программу обучения, дали развитие школам,

а позже - клубам различной направленности.

В 1874 г. японский просветитель и ученый Мори Аринори вместе с другим ученым и интеллектуалом Фукудзава Юкити основал первое академическое сообщество «Мэйрокуся» (Общество шестого года Мэйдзи), просуществовавшее три года. Мори Аринори был председателем общества, а членами состояли: Фу-кудзава Юкити - философ, писатель и переводчик, основатель университета Кэйо; Накамура Масанао - конфуцианский ученый, переводчик, основатель частной школы; Като Хироюки -философ, теоретик государства; Нисимура Сигэки - ученый, педагог; Канда Кохэй - государственный деятель; Мицукури Ринсё -ученый, государственный деятель; Мицукури Сюхэй - государственный деятель, ученый; Ниси Аманэ - философ-позитивист, государственный деятель; Цуда Мамичи - ученый-правовед, философ и государственный деятель. Два последних члена общества были первыми масонами Японии: в 1864 г. они вступили в голландскую ложу4.

Общество «Мэйрокуся» было центром интеллигенции, желавшей пойти по западному пути развития. Заседания общества, где неизменно присутствовали от двадцати до шестидесяти человек, проходили два раза в месяц. «Мэйрокуся» выпускало также газету «Мэйроку дзасси», которая использовалась исключительно в просветительских целях: на ее страницах обсуждались проблемы морально-философских и политических учений Запада, женский вопрос, равенство полов, реформы образования и др. Но уже в 1876 г. академическое общество «Мэйрокуся» прекратило свое существование, по причине того, что его члены разошлись во взглядах.

Японские студенческие объединения существенно отличаются от европейских студенческих корпораций. То, что в европейской студенческой культуре именуется корпорацией, т.е. объединением студентов на основе общих интересов, целей, преследующих определенную миссию и обязательно имеющих устав, в Японии называется букацу - клуб

Самураи-студенты.

по интересам. Таким образом, японские аналоги европейских студенческих корпораций - студенческие организации клубного типа.

ВНЕУЧЕБНАЯ ЖИЗНЬ В КАМПУСЕ

В Японии, как и в европейских университетах, в начале учебного года студентов знакомят с разнообразными клубами, кружками и секциями. Для этого выделяются определенный день и место, куда приглашаются первокурсники и те студенты старших курсов, которые хотят либо сменить род досуга, либо занять себя в свободное время. На этом собрании выступают представители разнообразных клубов, таких как карате, айкидо, спортивное ориентирование, чайная церемония, икебана и пр., после чего студенты делают свой выбор.

По наблюдениям наших соотечественников, побывавших в Японии, около 90% всех студентов состоят в клубах и занимаются подработкой. Существует два вида студенческих объединений: первый - курабу (от анг. club), где обязательны посещения, и сакуру (от анг. circle), где посещения не столь важны, а главное - атмосфера отдыха и лояльное отношение ко всем членам клуба.

При каждом университете на кампусе выделено специальное здание - Сажуру капкан, для кружков и клубов. Расписание занятий в университете составляет-

ся так, чтобы в учебной неделе у каждой группы был один выходной для посещения букацу. У каждого клуба в Сажуру капкан есть свое помещение - бусицу, где члены клуба регулярно встречаются, занимаются, пьют чай и общаются. Бусицу представляет собой комнату, где нет мебели, кроме шкафов и скамеек, а в шкафах хранятся книги с информацией о каждом члене клуба - его увлечениях и предпочтениях, медицинские данные. На стенах развешены фотографии всех членов клуба - от самых первых до ныне действующих.

В плане общения и приобретения друзей, японцы схожи с американцами: у тех, чем больше друзей и знакомых, тем выше уровень их оригинальности и значимости в глазах окружающих, тем более успешными они кажутся, а с такими людьми приятно иметь дело. Неулыбающийся, сосредоточенный на своих проблемах человек воспринимается обществом как зануда. Напротив, открытость, заинтересованность в общественной работе, дружба, товарищество, взаимопомощь в студенческой среде приветствуются, что может дать старт построению удачной карьеры и установлению перспективных связей.

Е.В.Кожурина - специалист по японской филологии, посетив японский университет, отметила, что успехи в кружке играют довольно важную роль при последующем устройстве на работу: «Ведь хорошо работать новоиспеченного служащего научат уже в самой компании, а вот готовый игрок в бейсбол или мастер карате сделает честь фирме, если та

будет участвовать в каких-либо соревнованиях»5.

Принимают на работу, в первую очередь, выпускников каких-либо клубов - по той простой причине, что их там уже научили дисциплине, уважительному отношению к вышестоящим и друг к другу, следованию правилам. В условиях японской корпоративной системы на предприятиях такой человек будет более желателен, чем выпускник с дипломом отличн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком