научная статья по теме СТЁЖКИ-ДОРОЖКИ (ПОВЕСТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ ХХ ВЕКА) (КОММЕНТАРИИ А.Г. РАЗУМОВСКОЙ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «СТЁЖКИ-ДОРОЖКИ (ПОВЕСТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ ХХ ВЕКА) (КОММЕНТАРИИ А.Г. РАЗУМОВСКОЙ)»

ДНЕВНИКИ, МЕМУАРЫ

Имя российского-советского писателя Бориса Дмитриевича Четверикова, к сожалению, уже основательно забыто. Специалисты считают его классиком отечественной литературы. Думаю, это вполне справедливо. Автор почти 40 повестей и сборников рассказов, он был вместе с тем всесторонне одаренным человеком: писал проникновенные рассказы, стихи, сочинял музыку. Его квартира в Петербурге была увешана картинами, принадлежавшими кисти самого Бориса Дмитриевича. Признаюсь, что те живописные произведения имели, по моим ощущениям, огромную притягательную силу. Его жена Наталья Борисовна Четверикова, спустя много лет после смерти писателя, мечтала об издании главного труда его жизни - романа «Стёжки-дорожки».

Этот роман был завершен в 1980 г. В нем Б.Д. Четвериков писал о своей жизни. Так уж случилось, что она протекала на фоне драматической истории нашего государства. Так что, и сама жизнь Бориса Дмитриевича стала историей. Историей интереснейшей, поскольку автору этого романа-воспоминания довелось встречаться, а порой и дружить с десятками выдающихся современников.

Еще при жизни вдовы писателя мы вместе с ней пытались издать это очень объемное произведение. Часть была издана, но основной текст, к сожалению, из-за финансовых трудностей опубликовать не получилось. Несколько лет назад Наталья Борисовна ушла из жизни, а мечта об издании этого романа целиком так и не осуществилась.

Считая публикацию романа «Стёжки-дорожки», как важного исторического источника, своим долгом, я принял решение о его издании в нашем журнале. Это займет несколько лет, что на фоне истории лишь одно мгновение.

Главный редактор журнала для ученых «Клио» С.Н. Полторак

БОРИС ДМИТРИЕВИЧ ЧЕТВЕРИКОВ

писатель (1896-1981) (Санкт-Петербург) Тел.: (812) 534-28-28; E-mail: nestorklio@mail.ru В автобиографическом романе Б.Д. Четверикова рассказывается о жизненном пути писателя, представляющем собой своеобразный «конспект» истории нашего государства в ХХ в. Ключевые слова: Б.Д. Четвериков, Россия в ХХ в., творческая интеллигенция.

СТЁЖКИ-ДОРОЖКИ (Повесть о человеке ХХ века)*

Лучезарной НАТАШЕ — первому моему другу и помощнику, лучшей в мире женщине, доставшейся мне в награду за все испытания и горести моей жизни, — посвящаю эту книгу

И, как молитву, повторял Твое пленительное имя. И снова жаждала душа Цвести, задорно красоваться, Не уступать и не сдаваться, Незавершенное верша. Ведь это только для тебя Сияют звезды золотые И ветки клонятся густые, Благоухая и любя. Ведь это для тебя одной Цветет черемуха весной И, в вечность воплотив мгновенье, Захлестывает вдохновенье Меня ликующей волной!

Борис Четвериков

ВСТУПЛЕНИЕ

Мне хочется начать свое повествование разговором о Меншиковском дворце, что стоит на набережной Невы, неподалеку от университета.

Петр Великий ютился в скромной хибарке по сравнению с шикарным домом своего фаворита. Блестящий полководец и непревзойденный пройдоха, сын придворного конюха генералиссимус Александр Данилович Меншиков обворовывал казну, брал взятки и был зело падок до роскоши и широкой жизни. Петр поощрял любимца. Но в то же время приспособил Меншиковский дом для веселых балов-ассамблей и торжественных встреч, сделав его как бы клубом, как бы парадным зданием для приема знатных гостей. Меншиков, конечно, подыгрывал и угождал царю, но был искренне к нему привязан. Огромный портрет Петра украшал меншиковские палаты.

Умер Петр. Поехал в ссылку Меншиков. С женой, сыном и дочерьми. В глушь, далеко за Тобольск, в Березов,

* * *

Нас двое. Мы непобедимы. Мы, взявшись за руки, идем. Под солнцем, грозами, дождем Шагаем краем мы родимым. Любовь... Что объяснит влюбленный? Нет правил для любви нигде. Любовь - как атом расщепленный. Как вихрь. И как погожий день. Я с каждым часом и мгновеньем В тебя все пламенней влюблен. Как ветром, майским дуновеньем, Я нашим счастьем окрылен. Мы любим жить. Нам будни - праздник. Сверкают брызги зим и лет. Весенний гам зовет и дразнит... В осенней грусти грусти нет... Ну а зимой нам плохо разве? А лето разве нам во вред? Нам весело среди людей. Нас все касается на свете. Не кто-то - мы за все в ответе: Борись и в битвах молодей! Оттачиваю каждый день я Стальное острие копья. И там, где жарче ход сраженья, Со мною ты, жена моя. Врубаешься, не отступая. Кто в рыцари нас посвятил? И даже раны боль тупая Уйти нас не заставит в тыл. Случалось, твердость я терял, Тревогами сражен своими,

* Комментарии А.Г. Разумовской.

куда ссылали знатных государственных преступников -вроде Долгорукова или Остермана1. Там Меншиков и умер 12 ноября 1729 года.

Все его богатства были конфискованы. В том числе и дом, который уже тогда следовало беречь как реликвию, как исторический памятник.

Не берегли. Много раз перестраивали. Одни двери замуровывали штукатуркой, другие пробивали. Исчезла первоначальная облицовка. На том месте, где был великолепный танцевальный зал, разместили церковь кадетского корпуса. Всё переиначили, перекроили, причем каждый новый хозяин - на свой лад.

Вот так же потрудились годы и надо мной, и над обликом всей жизни: городов и сел, дремучих лесов и пустынной степи, земляничных полян, стерляжьих косяков в безмятежных реках и зарослей сизой ежевики на обрывистых берегах.

Меншиковский дворец ныне реставрируют. Вот и я задумал расковырять штукатурку времени, отыскать замурованные новыми поколениями двери и распахнуть их, восстановить в первозданном виде сверкавшие росписью потолки - пусть даже наивные для современного глаза, непривычные в наш электронный век. Мне кажется, что будет любопытно посмотреть, как в ту давнюю-предавнюю пору жили, любили, думали люди, какие мамонты ходили по земле в те дни, когда переливалось всеми цветами радуги мое лучезарное детство, когда колосилась моя урожайная юность, и даже в более ранний период, до моего появления на свет, когда мой прадед по отцу пензяк Василий Иванович Четвериков, посмеиваясь в бороду, посматривал, как мотает денежки его сын, а мой дед Ни-канор Васильевич, или когда мой предок по материнской линии казачий атаман Авдеев рассердился на царицу Екатерину и вышел из казачьего сословия...

Читатель вправе сказать, что зачем, дескать, старые тряпки ворошить, пыль поднимать, моль распугивать. Не Бальзак я какой-нибудь, не Бернард Шоу, не Лев Толстой, да и о них, мол, не слишком любопытствуют, разве что под руку подвернется какая-нибудь статья, приноровленная к юбилейной дате. А так массовый читатель о Бальзаке знает только, что он много кофе пил, о Бернарде Шоу - что он был умный и злой шутник, о Льве Толстом -что он в конце жизни из дома ушел.

Впрочем... Впрочем, некоторые книги и сейчас читают взахлеб. Например, книгу, написанную сыном Льва Толстого Ильей Львовичем2... Или книгу подруги и жены Дмитрия Ивановича Менделеева3 - чудесное произведение, которое создано любовью, обожанием и какой-то особой женской мудростью души...

Два тома воспоминаний графа Игнатьева4... Три тома хитрого царедворца Витте5... «Исповедь» Руссо6... А Сергей Тимофеевич Аксаков7? Ему было 65 лет, когда он сел да написал «Семейную хронику», а вслед за тем «Детские годы Багрова-внука»...

Нет, нет, семейные хроники, воспоминания, мемуары -так же как дневники и письма интересных личностей прошлого - это драгоценные реликвии, похожие на засушенные когда-то кем-то листочки клена и цветки ландыша в толще старинного фолианта. Ими зачитывается гораздо большее число людей, чем иные думают. И будут зачитываться! Ведь уцелеют и в будущем книгохранилища и букинисты. Сохранятся и книгочеи, любители и ценители литературы.

Да. Я не Лев Толстой и не Аксаков. Я Четвериков. Но, во-первых, я убежден, что чья бы то ни было жизнь интересна и любое жизнеописание представляет большую ценность. Во-вторых, - зачем скромничать? - я уверен, что мои романы, рассказы, повести, стихи выдержат испытание временем и не умрут вместе со мной. А раз так -пригодятся и эти записи будущим читателям и будущим исследователям моих книг, моей жизни. Истинным исследователям, а не «составителям обойм».

Я равнодушен к почестям. Например, у нас в соседней квартире красавец-пес Джулай получил на выставке собаководства медаль и с явным зазнайством позвякивает ею на ошейнике. Может быть, это у меня какая-то медальная

аномалия, но даю вам честное слово, я ничуть не завидую Джулаю! Но цену себе я знаю. Знаю, что и в грядущем найдутся у меня читатели, люди, взыскующие правды и воспитавшие в себе чувство слова, ощущение истинно-русской речи и подлинно-русской души, - им вот как понадобится написанное мною. И это вдохновляет меня на труд.

Вообще-то я заметил, что мемуаристы всех времен частенько пишут, мягко говоря, неправду, иногда сознательно искажая события, иногда подсознательно прихорашивая себя и своих покровителей. Бывают мемуары, написанные с целью в чем-то себя оправдать. Бывают такие, где специально извращают действительность, чтобы обелить черное, оклеветать святое. Но это уже не имеет никакого отношения ни к художественной литературе, ни к книжному миру в целом. Тот же Витте вел два дневника: в одном, дескать, я вынужден лгать, зато в другом - чистая правда. Но лгал он в обоих - для своего ли оправдания или для смягчения острых моментов, коих все равно не утаишь. Очаровательны воспоминания о Ясной Поляне Татьяны Андреевны Кузминской8. Конечно, уж она-то ни одного слова неправды не напишет. Однако в преклонном возрасте все минувшее представляется ей прекрасным, все женщины, которых она встречала на своем пути, вспомнились ей красавицами. А иногда у нее смешивается в сознании то, что было в жизни, и то, что изображено в произведениях Льва Николаевича Толстого.

Вероятно, и эта моя книга не будет фотоснимком. Каждый передает все таким образом, как это видится, как это запомнилось ему. А если говорить о писателе, любые его воспоминания, мемуары, даже автобиографии неизбежно становятся не чем иным, как художественной прозой, если это действительно писатель.

Раньше я пробовал рассказать кое-что из своей жизни в своих произведениях, раздаривая мое собственное, мною пережитое тому или другому из действующих

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком