научная статья по теме СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Философия

Текст научной статьи на тему «СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Субъективная сторона жизнедеятельности

К. В. СУДАКОВ

В естествознании до настоящего времени продолжаются ожесточенные споры между материалистически мыслящими учеными, старающимися объективно с внешней стороны подойти к сущности жизни и так называемыми "спиритуалистами" (идеалистами), стремящимися понять ее внутреннюю сущность. Эти споры далеко не ушли от описанных И.М. Сеченовым в блистательном введении к "Рефлексам головного мозга": "Вам, конечно, случалось, любезный читатель, - писал И.М. Сеченов, - присутствовать при спорах о сущности души и ее зависимости от тела. Спорят обыкновенно или молодой человек со стариком, если оба натуралисты, или юность с юностью, если один занимается больше материей, другой - духом. Во всяком случае, спор выходит истинно жарким лишь тогда, когда бойцы немного дилетанты в спорном вопросе... Громкие фразы, широкие взгляды, светлые мысли трещат и сыплются, что твои ракеты... Но вот спектакль кончается. К небу летят стройные столбы огня, лопаются, гаснут... и на душе остается лишь смутное воспоминание о светлых призраках" [16. С. 31]. По существу спор идет в разных плоскостях, и противники вряд ли когда-нибудь смогут понять друг друга и доказать друг другу собственную правоту. Вопрос идет о том, чтобы внутренняя (субъективная) сторона жизни была принята во внимание в той же мере, как и внешняя (объективная).

Уже со времен Платона и Аристотеля и большой плеяды философов наука мучительно ищет ответ на вопрос, как соотносятся материальное и идеальное в деятельности человека. Многие годы идет схоластический спор о первичности материального или идеального, разделяющий спорящих на материалистов и идеалистов. Разительное отличие живого от неживого заставляло многих философски мыслящих ученых вводить понятия "энтелехия" (Аристотель), "монады" (Лейбниц), "жизненная сила" (К. Бернар) и т.д. Сложились представления о психофизиологическом параллелизме, т.е. независимости субъективного от материального (Г.В. Лейбниц, Н. Мальбранш, Д. Гартли и др.). Между тем вопрос заключается не в разделе, а в слиянии материального и идеального, объективного и субъективного. Этот процесс прозорливо предвидел И.П. Павлов. "Наступает и наступит, - писал И.П. Павлов, - осуществится естественное и неизбежное сближение и, наконец, слитие психологического с физиологическим, субъективного с объективным - решится фактически вопрос, так долго тревоживший человеческую мысль! И всяческое дальнейшее способствование этому слитию есть большая задача ближайшего будущего науки" [14. С. 152]. И в другом ме-

© Судаков К.В., 2008 г.

сте: "Я убежден, что приближается важный этап человеческой мысли, когда физиологическое и психологическое, объективное и субъективное действительно сольются, когда фактически разрешится или отпадет естественным путем мучительное противоречие или противопоставление моего сознания моему телу!" [14. С. 233-239].

Проблема субъективного приобрела новое звучание в связи с возросшим интересом к информационной стороне жизнедеятельности. Этому в значительной степени способствует бурное развитие кибернетических представлений, теории информации, синергетики и особенно системного подхода. Еще в 1969 г. П.К. Анохин писал: "Конкретные механизмы рождения субъективного сознания не поддаются пока аналитическому описанию, однако их точная информационная связь с исходными параметрами объективного мира не может быть подвергнута сомнению" [5. С. 121].

Информация тесно связана с материей и энергией. Эти взаимоотношения двусторонние: информация, материя и энергия находятся в тесных двусторонних взаимосвязях. Материальные процессы могут порождать информацию, так же как и информация может, в свою очередь, материализоваться. Эти процессы идут с затратой определенной энергии. В одних случаях материальный носитель выступает в роли первичного фактора, в других случаях первичной является информация [18]. В результате снимается вопрос о первичности материального или идеального.

Информация - идеальная сторона жизнедеятельности. Она проявляется в отношениях предметов к предметам, предметов к субъектам, субъектов к субъектам, субъектов к действительности и т.п. Наиболее совершенную форму информационных взаимоотношений представляет взаимодействие объектов и субъектов с мозгом животных и человека, который активно оценивает поступающую в живые организмы информацию. Мозг живых существ сформировался в процессе эволюции как наиболее уникальный прибор восприятия, оценки, дешифровки, передачи и сохранения информации.

Голографическая парадигма жизнедеятельности

Информация в своей глубинной природе подобна голограмме. Она строится на основе интерференции двух волн, сложения волновых колебаний взаимодействующих тел. Одну из информационных волн по аналогии с классической голографией можно рассматривать как опорную, другую - как предметную. Взаимодействие информационных волн на основе атомных и молекулярных интерференционных взаимодействий порождает голограммы. Представления о голографической организации мироздания активно развиваются Д. Бомом [33]. Бом считает, что вся вселенная составляет гигантскую неделимую голограмму, в которой любой ее участок отражает целостность всей голограммы, что вся осязаемая повседневная реальность на самом деле всего лишь иллюзия, наподобие голографического изображения. Вне его находится более глубокий порядок бытия - беспредельный и изначальный уровень реальности, из которого рождаются все объекты и в том числе видимость физического мира аналогично тому, как из кусочка голографической пленки рождается голограмма. Бом называет этот глубинный уровень реальности импликативным (т.е. скрытым) порядком, в то время как собственный уровень существования предметов и живых существ он определяет как экспликативный или раскрытый порядок. Бом видит проявление всех форм вселенной как результат бесконечного процесса свертывания и развертывания между указанными двумя порядками, постулируя тем самым теорию "вложения" [32].

Бом утверждает, что так называемые "вещи" - всего лишь абстракции, способ, с помощью которого наше сознание выделяет данные аспекты. Каждая часть вселенной содержит в себе всю вселенную. Отсюда каждая клетка тела содержит, по Бому, в себе весь свернутый Космос. Импликативный порядок отражает в себе каждую возможную конфигурацию материи, энергии, жизни и сознания - от квазаров до стихов Шекспира, от двойной спирали ДНК до сил, контролирующих размеры и формы Галактики и т.д. Все физические объекты и все, что мы воспринимаем, в действительности состоит, по Бому, из интерференционных паттернов, за которыми стоит гологра-

фический принцип. Бом постулировал гипотезу о существовании поля на субквантовом уровне. Это гипотетическое поле названо им квантовым потенциалом. Он предположил, что это поле, как и гравитация, пронизывает все пространство. В отличие от гравитационных, магнитных и других полей его действие не ослабевает с расстоянием. Квантовый потенциал можно, по-видимому, рассматривать как информационное поле.

Имплицитная сфера, по Бому, - огромная голограмма, включающая множество более мелких голограмм.

С отдельными положениями концепции Д. Бома трудно согласиться. Принимая в целом его представления о голографическом единстве мироздания, мы полагаем, что окружающий нас мир не только голографическое отражение импликативного порядка, но и в значительной степени - результат материализации идей человечества, многочисленных голограмм отдельных личностей. Это - города, дома, производственные и культурные учреждения, средства транспорта и связи и т.д. Исключение составляют Земля как планета, природа, дикий животный мир и сам человек, создание которых, возможно, осуществилось путем материализации голограмм больших космических систем. Как считают О.И. Эпштейн с соавторами [29], материальные процессы могут быть порождением первичных информационных процессов в так называемом физическом вакууме.

В соответствии с изложенными выше нашими представлениями о циклических двусторонних взаимосвязях материи, энергии и информации (идей) можно полагать, что голограммы выступают в форме объективной характеристики, своеобразной "азбуки" информации на различных уровнях взаимодействия процессов мироздания: атомном, молекулярном, генетическом, клеточном, системном и даже космическом. Способность обмениваться информацией с помощью голограмм, по-видимому, существует у животных, а также была, по-видимому, присуща первобытному человеку еще до предметной материализации этих голограмм и возникновения языка.

Представления Бома применительно к живым организмам развиты К. Прибрамом. Вслед за Бомом Прибрам считает, что головной мозг математически конструирует объективную реальность путем обработки частот, пришедших из другого измерения -более глубокого порядка существования, находящегося за пределами пространства и времени. Мозг, по мнению Прибрама, это голограмма, свернутая в голографической вселенной [40, 41]. Прибрам, так же как и Бом, полагает, что объективный мир не существует по крайней мере в том виде, к которому мы привыкли. Внешний мир (реальность), считает Прибрам, это бесконечная симфония волновых форм, "частотная область", трансформированная в наши субъективные образы только после прохождения через наши чувства. Он считает, что реальность выглядит вполне конкретно благодаря тому, что мозг преобразует голографические пятна в палки, камни и другие знакомые объекты, составляющие привычный нам мир. Мозг конструирует образ внешнего мира, утверждает Прибрам. Это не означает, что не существует объективных предметов действительности. Каждый предмет, как считает Прибрам, имеет два аспекта реальности. Когда он пропускается через линзы мозга, он проявляет себя как предмет. Если снять эти линзы, он осуществляется как интерференционный паттерн, свернутый в космической голограмме. Прибрам полагает, что действительность - это частотная область (импликативный порядок), а мозг - своеобразный объектив, преобразующий частоты в объективный мир видимого [39].

В противовес Д. Бому Р.Г. Джан и Б.Дж. Дюнн [8] утверждают, что элементарные части

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком