научная статья по теме Судьба поколения в поэзии Б. Б. Рыжего Биология

Текст научной статьи на тему «Судьба поколения в поэзии Б. Б. Рыжего»

УДК 882—1

А. Г. Казанцев

Курганский государственный университет г. Курган, Россия

СУДЬБА ПОКОЛЕНИЯ В ПОЭЗИИ Б. Б. РЫЖЕГО

В докладе рассматриваются основные черты поколения Рыжего, состояние которого характеризуется пересмотром ценностей и поиском новых нравственных ориентиров. Лирический герой стихов Бориса рыжего несёт в себе черты типичного представителя своего поколения, основной чертой которого является состояние внутреннего поиска.

Борис Борисович Рыжий (1974 — 2001) — уральский поэт. Большую часть жизни прожил в городе Екатеринбурге (1). Это один из самых ярких поэтов рубежа XX — XXI веков.

Проблематика: в докладе рассматривается один из аспектов актуальной проблемы самоидентификации поколения 80х — 90х гг. XX в. в современной поэзии. Объект исследования: поэзия Бориса Рыжего. Самоидентификация поколения впервые определяется в текстах поэта. Достигнутый уровень: в процессе исследования рассмотрены отдельные мотивные составляющие, выделены концепты эпохи, вычленены типологические черты поколения. Область применения: изучение в курсах современной русской литературы.

Биографически Рыжий относится к новому «потерянному поколению», чьё мировоззрение сформировалось иронией и презрением к идеологемам умирающей советской эпохи. Представителей этого поколения можно условно разделить на две группы: тех, кто «выплыл» в новую эпоху, и тех, кто остался «у разбитого корыта». На наш взгляд, Рыжий не принадлежал ни к тем, ни к другим. Он просто пытался осмыслить смену эпох с философской точки зрения.

Наверное, не случайно Бориса Рыжего называют последним советским поэтом. В некоторых его стихах возникает атмосфера советской эпохи. При этом лирический герой как будто тоскует по ней. Примером является стихотворение «Кино» (1997) (2, 44—45): Вдруг вспомнятся восьмидесятые с толпою у кинотеатра «Заря», ребята волосатые и оттепель вначале марта.

Автор связывает эпоху не только со своими личными впечатлениями, но и создаёт объективную картину того, что происходило в Советском Союзе восьмидесятых годов: Привозят джинсы из америки и продают за ползарплаты определившиеся в скверике интеллигентные ребята.

Причём если во второй строфе описываются события общегосударственного значения: «чугун изрядно плавится», «проектируются танки», — и всё это представляется очень масштабным, то в третьей автор говорит о специфическом явлении восьмидесятых годов, тоже охватившем всю страну, хотя официально считавшемся незаконным (и называвшемся «фарцовкой»): «привозят джинсы из америки / и продают за ползарплаты / ... интеллигентные ребята». При описании видимого внешнего благополучия страны нарочно подчёркиваются явления, порочащие «добрую» мораль социалистического государства. На наш взгляд, такой подход помогает автору всесторонне охватить судьбу молодого поколения восьмидесятых, потому что лирический герой — как представитель этого поколения — впитывает в себя, с одной стороны, советскую идеологию, а с другой стороны, антисоветские тенденции как результат «тлетворного влияния» Запада. Но наше внимание привлекает то, что сам лирический герой не придерживается ни «порядочной» советской морали, ни прозападных тенденций, пришедших в страну в эпоху восьмидесятых.

Если рассматривать текст стихотворения с филологической точки зрения, то привлекает внимание слово «америка», написанное автором с маленькой буквы. Вряд ли этот приём является средством выражения пренебрежения к государству — сопернику Советского Союза в борьбе за статус сверхдержавы. Тем более, если взять во внимание тот факт, что сам Борис Рыжий не проявлял особого интереса к политике. Мы предполагаем, что употреблением слова «америка» Рыжий всего лишь подчёркивает то, что джинсы «интеллигентные ребята» привозили не из какого-нибудь советского города, а из-за границы вообще. Потому что он не использует официального названия конкретной страны — «Соединённые Штаты Америки». Он употребляет слово «америка», разделяя мир по принципу «наши — не наши». Слово «америка», скорее всего, приобретает у поэта обобщённый характер (как и слово «запад»), потому и пишется с маленькой буквы. Хотя и в этом можно усмотреть деление мира на «своих» и «чужих», а значит, и позицию автора. Он был представителем поколения, родившегося ещё в эпоху Советского Союза и воспитан-

ного на идеалах социалистического строя, но оказавшегося после распада СССР в новой стране, в которой старую идеологию уже отвергли, а новая идеология ещё до конца не сформировалась. И автор выражал взгляды этого поколения.

Состояние поиска ценностных ориентиров (связанное с пересмотром политических взглядов) находит отражение в четвёртой строфе:

А на балконе комсомолочка стоит немножечко помята, она летала, как Дюймовочка, всю ночь в объятьях депутата.

В этой строфе автор «сочетает несочетаемое»: с одной стороны, действующими лицами являются советские люди — депутат и «комсомолочка», а с другой, их поведение противоречит нормам «советской морали». Но и здесь автор не даёт ярких и категоричных оценок. Только в слове «комсомолочка» он с целью создания иронии использует уменьшительно-ласкательный суффикс.

Таким образом, в стихотворении «Кино» отражается состояние поколения, к которому относился и сам Борис Рыжий. И это состояние характеризуется пересмотром ценностей и поиском новых нравственных ориентиров.

Весьма своеобразно раскрывается судьба поколения в стихотворении «Там вечером Есенина читали...» (1997) (2, 48—49). Лирический герой опять вспоминает прошлое, которое дорого ему: Там вечером Есенина читали, портвейн глушили, в домино играли.

Лирический герой — представитель рабочей окраины провинциального города (в этом сказалась биография самого Бориса Рыжего). И именно с этой позиции он смотрит на всё происходящее. В герое тесно переплелись положительные и отрицательные черты типичного представителя этой рабочей окраины. С одной стороны, он начитан и высоко ценит поэзию: «Там вечером Есенина читали.». Но с другой, он тут же заявляет: «Там. / портвейн глушили, в домино играли», — и ставит это наравне с поэзией. И у героя даже не возникает мысли, что алкоголь и азартные игры совсем не красят ни его самого, ни его окружение. Для него такое «сочетание несочетаемого» — в порядке вещей. Лирический герой бравирует, чтобы казаться «своим» в окружении жителей рабочей окраины.

Герой вспоминает прошлое легко и без принуждения: Тот скверик возле мясокомбината я помню, и напоминать не надо.

Возможно, это объясняется тем, что советская эпоха ассоциируется у него с детством. И опять же, сказывается биография реального Бориса Рыжего, которому в 1980 году исполнилось 6 лет. Потому и лирический герой, вспоминая восьмидесятый год, произносит фразу: «Мне через месяц в школу.» То есть, ему лет шесть-семь.

Вспомнив прошлое, герой возвращается к действительности: Семнадцать лет прошло, и я вернулся.

.Где же вы, ребята, теперь?

Скорее всего, он обращается к тем людям, которые в восьмидесятом году «портвейн глушили» и «в домино играли». Лирический герой знал их, но судьба их развела.

В душе героя остались только воспоминания о прошлом — но это прошлое окрашено для него в светлые тона:

В моей душе ещё живёт Есенин, СССР, разруха, домино.

И снова судьба поколения в данном стихотворении сложилась таким образом, что герои все потерялись. Лирический герой не знает, где они теперь, а значит, он опять оказывается в состоянии поиска, которое охватывает весь его внутренний мир. «Семнадцать лет прошло», настали другие времена, и герой снова ищет нравственные ориентиры. Он опять оказывается в состоянии пересмотра ценностей, которое характеризуется нестабильностью. Именно поэтому герой в радостных тонах вспоминает прошлое, когда для него всё было стабильно и определённо.

Таким образом, судьба поколения находит отражение в ряде стихов Бориса Рыжего. Лирический герой этих стихотворений несёт в себе черты типичного представителя своего поколения, основной чертой которого является состояние внутреннего поиска. С одной стороны, это приводит к неопределённости в душе героя, а с другой, состояние поиска нравственных ориентиров свидетельствует о том, что герой постоянно развивается и совершенствуется, но при этом не отрывается от своего поколения, являясь его типичным представителем.

Список использованных источников

1. Борис Рыжий // http://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Рыжий Б. Б. Типа песня. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 352 с.

УДК 830(091)

Я.С. Рейзвих

Челябинский государственный университет г. Челябинск, Россия

АКТУАЛИЗАЦИЯ АРХЕТИПА ТРИКСТЕРА В РОМАНЕ ГЕНРИХА БЁЛЛЯ «ГЛАЗАМИ КЛОУНА»

В работе рассматривается литературное выражение архетипа трикстера в романе Генриха Бёлля «Глазами клоуна», анализируется совпадение сюжетной схемы романа с традициями трикстерской схемы и выявляются причина актуализации данного архетипа.

Образ трикстера не нов ни для литературы, ни для литературоведения, что и закономерно, Юнг называл его архетипом, т.е. «первопереживанием, запечатлевшимся в коллективном бессознательном» [1]. Черты трикстера проглядывают во многих литературных и сказочных героях: так, «трикстерствуют» и Рейнеке-лис, и Уленшпигель, и Одиссей, и Илья Муромец, и даже Мерлин с Гамлетом.

Это образ являет собой более сложную конструкцию, нежели образ шута. Трикстер более синкретично и непротиворечиво связывает воедино извечные дихотомии: жизнь и смерть, хаос и систему, закон и беззаконие. Этот архетип - «одновременно и человек, и сверхчеловек; и животное, и божественное создание», главной характеристикой которого является бессознательность. В трикстере первичное разделение между королем (богом/ героем) и шутом (тенью) еще не произошло: он одновременно благороден и низок, ни одна характеристика в нем не существует без своей (равной по силе) противоположной характеристики.

«Открытие» образа трикстера произошло в XX веке; очевидно, что после появления архетипического литературоведения, было написано множество текстов, идеально «подогнанных» под схему архетипического разбора. Но для того, чтобы выявить именно бессознательный и глубинный характер архетипа, укорен

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком